Мастодонты производят гениальный продукт. Имя ему – видимость.
Видимость работы. Знаю не понаслышке, как бесится профессионал от такой работы,
вернее, от ее видимости.
А мы, выборщики? Как мы себя чувствуем?
Мы циничны и любим деньги. Но мы любим их зарабатывать, а не яйца
высиживать (или отсиживать). Мы любим производить и творить. А как творить в
таких условиях? Представьте себе художника, от которого требуют поэтапный план
разработки лозунга «Молочные поросята – это наше всё». Да, мы бесимся, потому
что мы любим свою профессию и боимся ее потерять – не в смысле не найти работу,
а превратиться в чиновников. Наверное, поэтому некоторые из нас так мечтают
свалить мастодонтов. (Мальцева О. 2002 г.).
«Ничто не может сравниться с политическим сезоном. Это
действие в режиме нон-стоп, работа до поздней ночи и жизнь в аэропортах. Скучать
некогда». Ким Левин «Начало карьеры в политконсалтинге».
Прежде чем начать разговор о информационно-психологических
воздействиях, стоит сказать пару слов о носителях творческого ритма, спутниках
героя, политика или бизнесмена, – политических консультантах, специалистах по
связям с общественностью и т. п. Специалистах, которые, собственно,
разрабатывают и проектируют информационно-психологические воздействия. О том,
кто эти люди, и какие они, написано много, условно их можно разделить на две
группы: это штатные работники PR-фирм
или отделов крупных экономических или политических структур и вольные
художники, которые работают на заказах:
«… пиарщиком может стать любой, даже вполне психически нормальный
человек. В PR-управление попадают военные
переводчики, атомные физики, дипломаты, специалисты по сельскому хозяйству и
орошению почв, бывшие комсомольские работники и люди любых других профессий,
вплоть до школьных учителей физкультуры. В Советском Союзе и на раннем этапе
становления новой России в стране просто не было вузов, обучающих профессии
связей с общественностью. Поэтому среди сотрудников служб по связям с
общественностью российских компаний можно встретить представителей любой
профессии. Эти люди адекватно оценивают мир вокруг: они редко употребляют
наркотики, имеют, как правило, жену и детей, с которыми любят проводить
выходные, и пьют водку либо в малых количествах, либо по деловой необходимости…
…Вынужден
констатировать: работа пиарщика, к сожалению, не способствует нравственному
очищению. Цинизм, царящий вокруг, власть денег, доходящая до абсурда, обманы и
подкупы, коррупция и политическая проституция – все это ежедневно проходит перед
взором специалиста по PR, обогащая его разум
мегабайтами информации, от которой все врожденное человеколюбие и все
христианские ценности, заложенные в него природой и добропорядочными родителями,
исчезают начисто. Во время просмотра телевизионных новостей больше не возникает
никаких мыслей, кроме автоматического деления сюжетов на проплаченные и
бесплатные. Чтение газет вызывает жгучее желание подсчитать доход того или иного
сотрудника редакции от выхода данного номера в печать. Выступления региональных
государственных чиновников не вызывают ничего, кроме циничной ухмылки – потому
что сегодня они произносят речи, а вчера на ваших глазах обсуждали с местными
бизнесменами сумму «отката» от очередной сделки.
Постепенно у
PR-менеджера складывается устойчивая картина всеобщего
воровства, лжи и притворства. Сначала это шокирует его, и он просыпается по
ночам, чувствуя себя в компании воров в законе и серийных убийц. Потом он
начинает бороться за правду и при написании «черных» материалов для прессы
старается сгладить негатив при освещении деятельности конкурента – но начальство
недрогнувшей рукой убирает все недомолвки и вставляет для красочности в статью
несколько ненормативных терминов.
После этого в
тонкой поющей душе молодого специалиста по связям с общественностью лопается
самая высокая струна. Он перестает озираться в ужасе по сторонам и искать
светлые пятна на черном фоне… Это издержки вредного производства, и от них
никуда не деться. Шахтер чихает угольной пылью, рабочий химического завода
вдыхает азотные пары, пиарщик теряет…» (веру в моральные принципы – от автора).
(Санаев А. 2003 г.), или «Если вы:
- включили телевизор и
увидели бегущую строку на экране…
- зашли поесть и мучаетесь с
солонкой, потому что крупная соль не хочет сыпаться сквозь маленькие отверстия…
- услышали в баре «живую
музыку», больше похожую на пионерлагерную самодеятельность, а в репертуаре
обязательно присутствует песня «Владимирский централ»…
- за 1,5 - 2 месяца делаете
годовой бюджет полюбившемуся кафе или караоке…
- поддались на уговоры и
попробовали местную водку, и она оказалась голимой…
- иронизируете над этим до
восхищения и не можете без этого драйва…
То:
- скорее всего вы находитесь
в регионе и вы - выборщик. И явно не владелец фирмы. Но: вы наблюдательны,
адаптивны и креативны. Вполне вероятно, что вы покуриваете травку, спокойно
относитесь к всевозможным сексуальным практикам и не понаслышке знаете, что
такое алкоголизм. Не обязательно по себе – может, вы просто вытаскиваете своих
друзей-алкоголиков на подвернувшиеся проекты, утешая себя тем, что у друга
осталась хоть капля незаспиртованного таланта.
Если мы, в
отличие от вашего друга, не пропитались спиртным, то, будьте уверены,
пропитались цинизмом.
На события
11 сентября мы отреагировали возмущением и сочувствием, а потом вспомнили, что
с 1945 года США бомбили другие страны 27 раз. Кто-то из нас рассказал, что
видел турков в аэропорту, злорадно потирающих руки… Кто-то вспомнил
«замечательный» PR Штатов – повод к началу войны 1990
года: «псевдопохищение иракцами 312 инкубаторов для вынашивания недоношенных
детей». В общем, за пару часов обсуждения мы дипломатично сошлись на: «Есть за
что, но людей жалко».
Та же
циничность и с внезапной, то есть «досрочной» (ну, вы понимаете) - смертью
губернаторов.
Вроде бы
нам все равно кого выбирать. Это раньше, давно – лет 8 назад - мы гордились,
что не работаем на коммунистов, но мы, как и они, были ортодоксами.
Предвыборная кампания Глазьева показывает, что коммунисты правеют, правые –
центреют, а центр – наглеет. Справедливости ради, отметим, что те же тенденции
наблюдаются и в Бразилии» (Мальцева О. 2002 г.).
На данный момент в России рынок
PR-услуг
стабилизируется, поэтому люди, работающие в этой области, медленно начинают
приобретать профессиональные черты. «…Консультанты предпочитают работать на
кандидатов одной партии, прежде всего на тех кандидатов, чьи взгляды они
разделяют. Эти люди – не просто бригады наемников; избирательные кампании для
них – не просто средство получения больших гонораров. Как заметил один из
специалистов, «все действительно хорошие политконсультанты могли бы заработать
гораздо больше денег, занимаясь коммерческим маркетингом»…иногда щекотливых,
иногда натянутых отношений между консультантами и их клиентами». (Дэвид Д.
Перлматтер).
Много времени прошло с момента открытия
Александром Ивановичем Юрьевым в 1989 году в СПбГУ первой кафедры политической
психологии , теперь вузов с кафедрами похожей направленности не перечесть.
Учиться есть где, есть у кого, но пока все равно приходится констатировать, что
в этой сфере без способностей и определенных талантов не поработаешь. Основные
качества, без которых невозможно работать, - это невероятная обучаемость,
здоровая амбициозность, блестящие организаторские способности и умение
контактировать с людьми и работать в команде. Вероятно, когда рынок устоится, и
в этой сфере появятся бюрократы и их станет большинство, можно будет поставить
обучение на поток, а пока это искусство, которое передается от мастера к
мастеру, от Левши к Левше, от Кулибина к Кулибину.
«В этом бизнесе я оказался случайно».
(Джозеф Наполитан).
На данный момент в России и странах ближнего
зарубежья есть две основные ветви применения творческих талантов в сфере PR. Это
разработка и проектирование информационно-психологических воздействий и
осваивание бюджета. Все равно, где вы трудитесь, в политике или экономике, -
осваивается от 5 до 99% бюджета, в независимости от того, все ли его осваивают,
или только ключевые люди. Проконтролировать этот процесс очень сложно, сейчас
есть специалисты и даже группы, которые специализируются только на осваивании
бюджета и делают это на редкость профессионально. На данный момент на рынке нет
профессиональных ревизоров или аудиторов по
PR-бюджету,
следовательно, это говорит о том, что это сейчас экономически не нужно конторам
и заказчикам, то есть осваивание бюджета идет хаотично и может происходить как
на всех уровнях, так и на отдельно взятых. Люди в этой области работают
амбициозные, и им особенно сложно при отступлении от собственных нравственных
установок начать разбираться с
PR-бюджетом
компании. Без наличия устоявшегося рынка трудно определить, где кончается
справедливость, с точки зрения носителя творческого ритма, и начинается
банальное воровство, – это каждый человек решает для себя сам. Не стоит думать,
что деньги являются решающим стимулом работы консультантов. Мне известны случаи,
когда вольные художники отказывались от участия в дорогостоящем проекте в пользу
пусть не такого прибыльного, но зато своего, отказываясь рисовать дорогую, но
общую картину в пользу не дорогой но своей, а еще есть чувству причастности к
истории. Причастности к производству истории, чем зачастую и занимаются
PR-специалисты.
Ошибочно думать, что историки пишут историю, историки ищут факты, которые потом
тасуют в политических интересах своих клиентов политконсультанты. Недумайте, что
история и журналистика бывает независимой, они остаются независимыми лишь до тех
пор пока не представляют интереса для политики.
Мы – производим историю
Сфера применения и формы
информационно-психологических воздействий на политическом поле России очень
разнообразны. Мы решили остановиться в рассмотрении на манипулятивных методах и
технологиях воздействий на политическое поле, так как в современной литературе
данное явление рассматривается или не в полном объеме, или по-дилетантски. Ниже
вы не найдете детально прописанных проектов, однако познакомитесь с самим
явлением.
«выражение «слишком поздно» не должно
фигурировать в словаре солдата. Никогда не поздно осуществить важную операция.
Чем меньше времени нам отпущено, тем быстрее мы должны готовиться… Вот и все.
Отто Скорцени Мои секретные задания
Мы всегда возвращаемся к основе.
<<предыдущая/следующая глава >>