«Мусорная
скульптура» - произведения, созданные из
обломков механизмов, автомобильных
деталей, обрывков интернет-сообщений,
текстов из компьютерных корзин для
мусора, и других аналогичных (аналитических)
отходов…
|
4 типа
определений творчества:
бытовое
творчество, как выход за рамки
существующей системы в самом широком
смысле, творчество как
создание
новых материальных и духовных
ценностей,
творчество
как деятельность и творчество как продукт
деятельности.
|
Амбивалентный симптом: рассогласованность между
уровнем постановки задачи и уровнем ее
решения (см. приложение №3, например
продукт №12)
|
Арт-терапия
–
психотерапия, основанная на занятиях
каким-либо из видов искусства.
|
Батарея
тестов
– исследовательский или
психодиагностический инструментарий,
который состоит из нескольких тестов,
сгруппированных в зависимости от целей
и задач исследователя.
|
Беседа
–
метод
устного получения сведений от
интересующего исследователя человека
путем ведения с ним направленного
разговора.
|
Биографический
метод – с греческого «описание жизни» -
способы исследования, диагностики,
коррекции и проектирования жизненного
пути личности.
|
Болезнь
«оппонента» - это болезненное состояние,
при котором человек предпочитает не
творить и не изобретать, так как боится
возникающей при обнародовании
результатов критики со стороны
оппонентов, недоброжелателей и
завистников.
|
Будущее
–
время
и события, следующие за настоящим.
|
Вектор
исследования рисков. Людей, способных поставить
перед собой задачу, можно разделить на
тех, кто ставит конвергентно-ориентированную
задачу (около 40% испытуемых),
подразумевающую стандартное решение,
дивергентно-ориентированную задачу (около
30% испытуемых), подразумевающую
оригинальный способ решения, и
творчески-ориентированную задачу (менее
1% испытуемых), которая не подразумевает
высокую вероятность решения, а скорее
задаёт направление, вектор
исследования рисков.
|
Виды
творческой деятельности, которые могут быть
представлены тремя основными группами.
А) Деятельность по выдвижению
принципиально новых решений.
Б) Деятельность по детализации,
конкретизации, проработке этого нового
с целью определения принципиальной
возможности его практической
реализации.
В) Деятельность по воплощению новых
идей в жизнь, их объективации в тех или
иных материальных формах.
Такая классификация творческой
деятельности родилась в рамках
современного науковедения и относится,
прежде всего, к видам научного
творчества (фундаментальное,
прикладное и техническое знания). Но
она, по его мнению, может быть отнесена
и к творчеству как таковому.
|
Виды
человеческой деятельности
делятся на творческие (креативные)
и нетворческие (репродуктивные).
|
Виртуальная
реальность –
область деятельности, в которой
взаимодействие объектов опосредовано
техническими средствами.
|
Вирус
психологический – психологическая программа,
осуществляющая манипулятивное
воздействие на поведение и
деятельность человека и общества.
|
Восприятие
–
форма чувственного отражения
действительности в сознании,
способность обнаруживать, принимать,
различать и усваивать явления внешнего
мира и формировать их образ.
|
Время –
одна
из форм (наряду с пространством)
существования бесконечно
развивающейся материи —
последовательная смена её явлений и
состояний.
|
Гипотеза
–
это
подвергаемое проверке предположение,
описывающее возможную взаимосвязь
между событиями.
|
Гипотеза «Гениальных злодеяний»: при свободе
выбора любой творческий продукт будет
использован социально не желательно с
гораздо большей вероятностью, чем
социально желательно.
|
Дивергентное
мышление – это мышление
направленное на порождение множества
решений на основе однозначных данных.
|
Домашний
Кулибин
– человек с высоко развитым творческим
мышлением, способный производить
творческие продукты, но имеющий низкий
уровень притязаний и с развитой
болезнью «оппонента».
|
Закон –
это знание, сформулированное в
понятиях, следствие закономерных
отношений, достоверно (неизменно)
выполняющихся при определенных
условиях.
|
Закон
не пересечения полярностей мышления:
люди,
обладающие творческим мышлением,
преимущественно не воспринимают
конвергентных задач, поэтому и не могут
увидеть их конвергентное решение.
Любую задачу они, вероятнее всего,
видят и решают как творческую. Люди, у
которых преобладает конвергентное
мышление, не воспринимают творческие
задачи и не видят их творческих решений.
Вероятнее всего они решают их как
конвергентные, в редких случаях – как
дивергентные задачи.
При переходных типах мышления у
испытуемых наблюдается
амбивалентный симптом.
|
Интеллект есть способность учиться и
решать задачи в условиях неполного
объяснения. Интеллект – это то, что
измеряется тестами интеллекта (Э.
Боринг). Напомним, что интеллект есть
способность к адаптации.
|
Информационная история. Возможно, тому,
чтобы людей, способных производить
принципиально новую информацию, было
больше, препятствует контроль одних
людей над другими, а также стремление к
самореализации и саморазвитию
производителей информации, то есть
скорость появления информации
ограничивает скорость потребления, что
рождает информационную конкуренцию и
информационную историю.
|
Информационная конкуренция. Возможно, тому,
чтобы людей, способных производить
принципиально новую информацию, было
больше, препятствует контроль одних
людей над другими, а также стремление к
самореализации и саморазвитию
производителей информации, то есть
скорость появления информации
ограничивает скорость потребления, что
рождает информационную конкуренцию и
информационную историю.
|
Информация
–
сведения
об окружающем мире и протекающих в нём
процессах, воспринимаемые человеком
или специальным устройством.
|
Исследование
-
изучение
объектов и явлений окружающей
действительности при помощи
методов.
|
История
-
рассказ
о происходящем, о прошлых событиях,
которые нами или современниками
оцениваются как повлиявшие на ход
истории.
|
Казус
Робертсона. Моррис Робертсон опубликовал в
1888 году роман "Тщетность". В книге
рассказывалось о катастрофе крупного
трансатлантического лайнера "Титан",
который столкнулся холодной
апрельской ночью с айсбергом и затонул,
унося с собой под воду большое
количество находящихся на нем людей.
Роман этот был издан, опубликован,
продан и забыт до катастрофы "Титаника".
А вот после этого "казус Робертсона"
попал во все книги по истории техники,
во все перечни прогнозов и
предостережений, во многие тексты по
прогнозированию Будущего. Но ни "Тщетность",
ни другие романы Морриса Робертсона
никогда больше не переиздавалась.
|
Классификация
мышления по форме нахождения решений:
- активная форма: конвергентная,
дивергентная и творческая
деятельность;
- формально пассивная форма:
медитативная деятельность.
|
Классификация
носителей творчества:
-
индивидуальные;
-
групповые, коллективный,
общество.
|
Классификация прогнозов:
-
требующий неких
приспособлений для прогнозирования
или нет;
-
требующий
специальных знаний или нет;
-
ориентированный
на индивидуально-личностный прогноз
или на групповой;
-
пространственно-временная
характеристика (где? и когда?).
|
Классификация
творчества по признакам деятельности:
·
субъективное, или внутреннее, до
выхода из духа, и объективное, или
внешнее, – после выхода из духа (В. В.
Розанов «О понимании»);
·
субъективно-индивидуальное (личное
творчество, личная инициатива) и
субъективно-коллективное (народное
творчество);
·
родившееся
вследствие «проб и ошибок» или
благодаря когнитивному познанию, в
результатах которых не содержится
непосредственно исходных предпосылок;
·
серое и разрешенное.
Творчество контролируемое и
бесконтрольное.
|
Конвергентное мышление
направлено на
поиск единственно верного результата и
диагностируется традиционными тестами
интеллекта.
|
Констатирующий
эксперимент. В прошлом веке
основатели психологии смогли
сформировать позитивное общественное
мнение к тестам и вопросникам.
Благодаря хорошему отношению к этим
формам исследования общества больше
половины психологов современности
могут зарабатывать этим себе на жизнь. Например,
выборочно рассмотрим батарею тестов
Гилфорда. Приведем примеры тестов:
Тест легкости
словоупотребления: «Напишите слова,
содержащие указанную букву» (например,
«о»).
Тест на использование
предмета: «Перечислите как можно
больше способов использования каждого
предмета» (например, консервной банки).
Составление изображения. «Нарисуйте
заданный объект, пользуясь следующим
набором фигур: круг, прямоугольник,
треугольник, трапеция. Каждую фигуру
можно использовать многократно, меняя
ее размеры, но нельзя добавлять другие
фигуры или лишние».
Оригинальность ответов оценивается
как минимальная частота встречаемости
данного ответа в однородной группе.
|
|
|
Критерий
–
с
греческого «средство для суждения» -
признак, на основании которого
производится оценка, средство проверки,
мерило оценки.
|
Лабораторный
эксперимент –
разновидность эксперимента,
проводимого в условиях специально
оборудованных помещений, что
обеспечивает более высокую
контролируемость зависимых переменных
на результат эксперимента.
|
Лонгитюдное
исследование –
длительное и систематическое
изучение одних и тех же испытуемых,
позволяющее определять диапазон
возрастной и индивидуальной
изменчивости фаз жизненного цикла и
психологических качеств человека или
группы людей. Приверженцы этого
подхода считают, что главным методом
изучения интеллекта человека,
творчества, является не эксперимент, не
измерение и даже не опрос на предмет
выявления «обыденных моделей», а
наблюдение за естественным поведением
индивидов в течение длительного
времени.
|
Медитация
- неактивное нахождение каких-либо
решений или пребывание вне поиска
решений. Решения не ищутся, но
периодически сами приходят.
|
Метод –
путь
познания предмета (истины), основанный
на гипотезе, состоящий из отдельных
этапов.
|
Методика, направленная на выявление
носителей творческого мышления и
прогнозирование появления творческих
продуктов. Методика включает три основных
компонента:
-
проективный
тест на творческое мышление, задача
которого – выявить
носителя творческого мышления.
-
батарея
тестов, задача которой – выявить факты,
сопутствующие творческой деятельности.
Для этого нужно исследовать структуру
личности, мировоззрение,
уровень притязаний, социальные и
семейные данные, наличие творческой
жизненной стратегии, «умение держать
удар» и т.д.
-
метод беседы (групповой
или индивидуальной). Задача –
подтвердить, опровергнуть или
уточнить данные проективного теста на
творческое мышление.
Методика
включает следующую батарею тестов:
§
Тест на
уровень притязаний.
§
Тест на
лабильность мышления.
§
Тесты на
дивергентное мышление.
§
Тест «Кто я».
§
Биографический
тест.
§
Проективный
тест на творческое мышление.
|
Методология
–
способ достижения определенной цели,
совокупность приемов и операций
практического освоения
действительности.
|
Мышление
–
процесс
познавательной деятельности индивида,
характеризующийся обобщенным и
опосредованным отражением
действительности.
|
Наблюдение
–
целенаправленное,
организованное и фиксируемое
восприятие.
|
Навыки,
необходимые для творческой
деятельности:
- на пустом листе бумаги, в
пустоте, увидеть или создать нечто;
- уметь поставить самому
себе задание, оценить результат;
- умение осуществленную
идею привести в соответствие с рядом
критериев: адекватность; новизна;
оригинальность; доработанность,
изящество и простота, наличие
понимания, что в этой идее старого, что
нового, понимание, меняет ли полученный
продукт существующие методы, традиции,
основные принципы или существующую
картину мира;
- готовность к тому, что
социум, оценивая продукт, в первую
очередь будет искать в нем старое, а
потом уже принципиально новое;
- уметь объяснить
уникальность своего продукта и
соотнести его с тем, что могли сделать
другие;
- понимание того, что авторство и слава
достанутся только одному, тому, кто
справится лучше и быстрее всех.
|
Наука
–
выработка
системы знаний, их систематизация и
построение на этой основе образа мира и
способов взаимодействия с ним.
|
Объективно-аналитический
метод –
анализ объектов и продуктов
деятельности. Приверженцы этого метода
чаще всего исследуют продукты
творчества других – творения.
|
Опрос
–
специальный
способ целенаправленного получения
первичной информации посредством
ответов опрашиваемых людей на
задаваемые вопросы.
|
Основная
черта творчества - это выход за рамки системы.
|
Парадигма
–
общепринятая
точка зрения, пример, образец.
|
Парадокс
–
мнение,
расходящееся с общепринятым, кажущееся,
на первый взгляд, невероятным и
неожиданным.
|
Парадокс
неадекватности профессионального языка
при практической деятельности.
М.
Боуэн подчеркивает, что психолог в
своей практике сталкивается с широким
кругом явлений, часто не вписывающихся
в рамки научной логики, имеет дело с
психической реальностью, основная
сущность которой выражается в
непредсказуемости. Все это может
нарушить целостность понимания
психологом реальности и, следовательно,
снизить качество профессиональных
действий по отношению к клиенту.
Неудивительно, что многие психологи
начинают осознавать неадекватность
профессионального языка и способа
мышления для описания психической
реальности.
|
Парадокс
свободы выбора. Яркой особенностью проведения
теста было то, что испытуемые неизменно
в начале его выполнения впадали в
шоковое состояние, которое длилось от
нескольких секунд до нескольких минут.
Это явление мы назвали парадоксом
свободы выбора. Из интервью с
испытуемыми мы выяснили, что им было
трудно поставить самим себе задачу, так
как они впервые столкнулись с
ситуацией, где им предлагалось сделать
это полностью самостоятельно, без
каких-либо заданных рамок и
изначальных данных. В итоге всех
испытуемых можно было разделить на две
большие первичные категории: людей,
способных поставить перед собой задачу,
и неспособных.
Неспособных около 30% - они либо сдают
лист чистым, считая такой результат
невероятно оригинальным, либо «списывают»
идею у кого-нибудь из соседей. Однако из
последующих бесед мы сделали вывод, что
это скорее гиперкомпенсация
интеллектуальной несостоятельности и
неспособность в свободных условиях
ставить перед собой интеллектуальные
задачи.
Людей, способных поставить перед
собой задачу, можно разделить на тех,
кто ставит конвергентно-ориентированную
задачу (около 40% испытуемых),
подразумевающую стандартное решение,
дивергентно-ориентированную задачу (около
30% испытуемых), подразумевающую
оригинальный способ решения, и
творчески-ориентированную задачу (менее
1% испытуемых), которая не подразумевает
высокую вероятность решения, а скорее
задаёт направление, вектор
исследования рисков.
|
|
Парадокс
творческой деятельности
заключается в том, что
творчество – это индивидуальная
деятельность, а продукт деятельности -
коллективный, так как только в
сравнении с достижениями
предшественников мы можем определить
принципиальную новизну полученного
продукта. С другой стороны, рождалось
бы творчество у нас без внутренней и
внешней осознанности, выражающейся в
речи? Если вербализация творчества нам
необходима для сравнения, то в общем-то,
оно социально предопределено, то есть
не является творчеством. Значит,
творческий продукт должен вызывать
появление новых терминов и трудности в
восприятии его социумом.
|
Писательский
запор –
временной промежуток, при
котором у писателя наступает
приостановление творческой
деятельности.
|
Полевое
исследование –
исследование посредством
изучения деятельности предмета и
объекта исследования в естественных
условиях.
|
Правило
–
равномерность,
однообразность бытия, события или
действия, сформулированная в понятиях,
но еще не познанная как закономерность.
|
Правило
интеллектуальной экспансии: любой творческий продукт,
который прорвется через защитные
барьеры общества, изменит это общество,
независимо от того, осознает ли
общество этот процесс или нет.
|
Правило
информационного захвата пространства:
агрессивная, негативно окрашенная
эмоциональная информация захватывает
пространство гораздо быстрее, чем
позитивная.
|
Правило
Монье:
если творец не обладает
достаточным кругозором, то он не сможет
в полной мере осознать свое открытие.
|
Правило
Джордано Бруно:
если
творец своим открытием, не важно,
ложным или истинным, доказывает
обществу то, в чем оно (общество)
усмотрит угрозу для целостности своей
картины мира, то общество ликвидирует
такого творца.
|
Проективный тест для
исследования творческого мышления.
Предназначен для выявления
носителей творческого мышления. Чаще
всего проводится в три этапа. 1)
испытуемым зачитывается инструкция; 2)
испытуемые в течении 8 минут выполняют
задание; 3) по результатам выполнения
теста проводится беседа, групповая или
индивидуальная. Групповая
беседа проводится в случае, если
испытуемые составляют из себя некую
группу. Задание выполняется
индивидуально, а потом каждый
испытуемый пытается доказать группе,
что его решение теста достойно
наивысшей оценки.
Инструкция: «Вот вам
лист бумаги и карандаш. Придумайте себе
задание и выполните его на пятерку;
после выполнения напишите, что в нем
нового, что старого, почему вы думаете,
что ваш продукт достоин пятерки. Но
помните, что пятерку, наивысшую отметку,
получит только один из группы – тот,
кто справится лучше всех».
|
Производитель
информации –
человек, который производит
информацию о принципиально новом
продукте: реальном, виртуальном или
вымышленном. Таких людей в нашем
обществе менее одного процента.
|
Психогенетический
эксперимент –
исследования, позволяющие
определить влияние наследственных
факторов и среды на формирование
психических особенностей человека.
Наиболее информативным является метод
близнецов.
|
|
Самонаблюдение
(интроспекция, от лат. introspecto – смотрю
внутрь), наблюдение,
объект которого - психические
состояния и действия наблюдающего
субъекта; основной метод
интроспективной психологии (В. Вундт, Э.
Титченер и др.).
|
Событие
–
наблюдаемая
действительность.
|
Социальное
давление –
форма социальной деятельности,
механизм защиты целостности группы,
выражающаяся в психологическом
давлении на людей со слабо развитым
творческим мышлением.
|
Способность
-
особенность личности,
являющаяся условием успешного
выполнения той или иной продуктивной
деятельности.
По отношению к
творчеству можно сказать, что человек
может обладать творческим мышлением,
но не иметь творческих способностей, но
не наоборот.
|
Стоимость
творчества. Продукт творчества имеет
стоимость, потому что в ее процессе
происходит интенсивное расходование
интеллектуальной энергии, воли, эмоций,
характера людей, вовлеченных в
творчество. Расходование рабочей силы
в творчестве осуществляется на
запредельном уровне возможностей
человека, часто приводя к стрессам,
срывам, дегрессиям. Продукт творческой
деятельности имеет
потребительскую стоимость, которая
измеряется уровнем добровольной
готовности общества платить за него
всеми видами ресурсов, вплоть до защиты
ее с оружием в руках.
|
Суть
природы творчества
- неоднозначность определения.
|
|
Творческая
откровенность. Термин введен В. Н. Дружининым
в монографии «Психология общих
способностей», 2-е издание. «В
определенные «кусты» места
деятельности, куда тянет собираться,
обсуждать работы, беседовать, где
обстановка располагает к творческой
откровенности, где можно быть «без
галстука», во всех отношениях
расторможенным и в своей среде».
|
|
Теория
–
интегрированная
совокупность принципов, объясняющих и
прогнозирующих наблюдаемые события.
|
Тест – стандартизированная
процедура, позволяющая получить
информацию о психических явлениях.
|
Тестирование психологическое
–
метод измерения и
оценки психологических характеристик
с помощью специальных методик,
именуемых тестами.
|
Тесты
на дивергентное мышление –
тестовые задания,
направленные на то, чтобы испытуемый
проявил дивергентные способности.
|
Три
золотых правила экспериментатора.
Первое: прежде чем
обнаружить что-либо новое, не
замеченное ранее другими
наблюдателями (экспериментаторами),
необходимо сначала сформировать новый
понятийный аппарат. Второе: объект
конкретного исследования диктует
метод, адекватный его изучению. Третье:
теория определяет, что именно можно
наблюдать.
|
Факт –
совершившееся
событие, достоверно доказанное
эмпирическое знание, зафиксированное в
форме научного высказывания.
|
Формирующий
эксперимент. Чаще всего приверженцы этого
подхода проводят свои исследования на
дошкольниках. Они считают, что чем
старше становится ребенок, тем меньше
возможности реализовать формирующий
эксперимент, контролировать
жизнедеятельность ученика в школе уже
практически невозможно. Приведем
экспериментальный пример события, в
рамках формирующего эксперимента,
представляющего собой неожиданное
разрешение проблемы: «Злая колдунья
похитила принцессу, принцесса
оказалась еще злее и сбросила колдунью
с метлы во время полета». Уверен, что
если обсуждать и играть в эту игру не
только с дошкольниками, но и со
взрослыми пару недель, то потом можно
только «удивляться» вместе с авторами
формирующих материалов, почему дети
начинают демонстрировать агрессивное
поведение. В 1994 году, исследуя
становление ментальной картины
Средневековья у дошкольников,
встретился с результатами работы.
|
Эволюция
–
процесс
постепенного непрерывного
количественного и качественного
изменения. Эволюционное учение –
учение о происхождении и развитии
жизни на Земле.
|
Эксперимент
–
с латинского переводится как «проба»,
«опыт» – один из основных методов
научного познания. Отличается от
наблюдения активным вмешательством в
ситуацию со стороны исследователя,
осуществляющего планомерное
манипулирование одной или несколькими
переменными и регистрацию
сопутствующих изменений в поведении
изучаемого объекта. Эмпирический метод
планомерного наблюдения, комбинация и
изменение условий с целью изучения
причин возникновения явлений и
закономерностей.
|
Этические
принципы научных исследований в
области психологии –
не
нанесение ущерба объекту исследования,
компетентность исследователя, его
непредвзятость, конфиденциальность
результатов исследования.
|