МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Изучение курса исторической психологии в соответствии с учебным планом
предполагает написание контрольной работы студентами заочного отделения, а также
подготовку докладов к семинарским занятиям студентами дневного и очно-заочного
отделений. Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное
научное исследование и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки
к написанию курсовой и дипломной работ. Цель ее написания – углубленное,
самостоятельное изучение студентами проблем теории и практики конкретного
предмета, в частности исторической психологии, и контроле результатов этой
работы со стороны преподавателя.
Контрольная работа должна иметь объем 20–25 страниц печатного текста,
выполненного через 1,5 интервала. Текст располагается на одной стороне листа с
полями, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются
сведения об авторе, факультете и группе, а также ученая степень, звание,
инициалы и фамилия преподавателя.
Тему
контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем
в соответствии с собственными профессиональными и научными интересами и
возможностями глубокого изучения при консультативной помощи преподавателя,
выступающего в роли научного руководителя выполняемой студентом контрольной
работы. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне
предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем.
После
утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и
практических материалов. Содержание контрольной работы строится на основе
анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студента литературы
отечественных и зарубежных авторов, периодических изданий по психологии и
истории, таких как «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы
истории», «Вестник древней истории», альманах «Одиссей: Человек в истории».
Существенную помощь студенту могут оказать электронные источники информации,
библиотечные каталоги и справочная литература. В процессе работы целесообразно
делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи
с этим мысли, замечания и предложения.
После
изучения информационных источников студент составляет план работы. План отражает
основные вопросы темы в логической последовательности. Простой план
предусматривает перечень 4–5 вопросов. Сложный план предполагает наличие
нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе.
В контрольной работе должна быть
обоснована актуальность выбранной темы, под которой понимается ее современность
в теоретическом и практическом планах.
Анализ литературы предусматривает
последовательное рассмотрение истории изучения проблемы или системное изложение
механизмов, теорий (концепций), видов (типов), причин (факторов). Должны быть
отражены основные ключевые исследования в изучаемой области, направления и
подходы в решении проблемы, а также дискуссионные вопросы и перспективы
дальнейших исследований.
При освещении этих вопросов студент
должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения
из них в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор
контрольной работы должен излагать собственное мнение по поводу обсуждаемых
проблем.
Выполнение контрольной работы
предусматривает актуализацию теоретических знаний по экспериментальной
психологии, а также сформированность умений по проведению психологического
исследования. Выбор конкретных методик исследования осуществляется студентом по
согласованию с преподавателем.
Экспериментальная работа
предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде
вопроса или гипотезы, представленной в форме предполагаемого ответа или ответов.
Проводимый эксперимент приобретает конкретный смысл лишь тогда, когда его
результаты направлены на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того,
экспериментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета
исследования.
Выполнение экспериментальной работы
требует умений пользования конкретными диагностическими техниками, способами
обработки полученных данных, а главное – корректной интерпретации последних.
Контрольная работа должна включать
в себя описание следующих этапов:
·
выбор темы исследования;
·
краткая аннотация изученной по данной
теме литературы;
·
гипотеза исследования и определение
переменных;
·
выбор конкретных методик и аппаратуры
исследования;
·
планирование исследования;
·
отбор испытуемых;
·
проведение исследования;
·
выбор методов статистической обработки и
ее проведение;
·
интерпретация результатов;
·
представление результатов исследования.
Основная часть контрольной работы
завершается выводами. В заключении формулируется позиция автора, даются
рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в
практику.
В конце
контрольной работы оформляется список использованной литературы, составленный в
алфавитном порядке в соответствии с современными библиографическими
требованиями. Список литературы показывает источниковедческую базу научной
работы студента, отражает исследовательскую работу, проделанную студентом по
сбору и анализу материала, позволяет документально подтвердить и обосновать
достоверность и точность приводимых цитат, фактов, статистических данных и
других сведений, заимствованных из источников.
В
приложениях к работе могут быть помещены таблицы исходящих или промежуточных
вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы,
диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и
т.п.).
Работа
не должна иметь сокращений, кроме общепринятых в периодических изданиях.
Контрольные работы, выполненные с нарушением грамматических правил, получают
неудовлетворительную оценку.
Контрольная работа, подписанная студентом, представляется научному руководителю
для проверки до начала сессии. После просмотра и рецензирования преподаватель
подписывает ее и передает заведующему кафедрой. Отрецензированные контрольные
работы не возвращаются. Студент может получить свою работу в деканате для
ознакомления с имеющимися замечаниями по ее содержанию и оформлению. К сдаче
зачета по курсу исторической психологии допускаются студенты заочного отделения,
получившие зачет по контрольной работе.