СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар по теме
«Общая характеристика исторической
психологии»
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Предмет, задачи исторической психологии. История исторической
психологии.
2. Личность как объект исторической психологии.
3. Методологические принципы исторической психологии.
4. Психологические характеристики исторических феноменов.
5. Историческое направление в исторической психологии.
6. Психоаналитическое направление в исторической психологии.
Литература
1. Боброва Е.Ю.
Основы исторической психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 13–18, 67–73,
74–80.
2. Демоз Л.
Психоистория. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 111–137.
3. Шкуратов В.А.
Историческая психология / Институт «Открытое общество». М.: Смысл, 1997.
С. 49–81, 111–113, 136–151.
Семинар по теме
«Специфика исследований в исторической психологии»
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Исторические групповые фантазии.
2. Кросскультурные исследования.
3. Филогенез и история культуры.
4. Онтогенез и культура.
5. Стэндфордский тюремный эксперимент.
6. Предрассудки и дискриминация с точки зрения исторической психологии.
7. Исторические аспекты групповых процессов.
8. Ментальные карты.
Литература
1. Демоз Л.
Психоистория. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 225–320.
2. Коул М.
Культурно-историческая психология: Наука будущего. М.: Когито-центр: Ин-т
психологии, 1997. С. 55–86, 172–204, 205–248.
3. Милграм С.
Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 75–126, 138–225.
4. Пайнс Э., Маслач К.
Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 296–320, 326–365,
260–276.
5. Серавин А.И.
Занимательная историческая психология
средневековья. СПб.: ПШ и К°,
2002. С. 7–78.
Семинар-практикум по теме «Моделирующий
эксперимент с элементами ролевой игры «”Летописец“»
Студенты разделяются на несколько групп по четыре-пять человек, которые
образуют государства. Каждое государство выбирает из своих представителей
князя, полководца, духовного лидера и летописца; могут также добавляться
другие роли (государственный советник, жена князя и т.п.). Летописцам дается
задание описывать динамику внутри государства и взаимоотношения с соседями.
«Жителям» дается задание описать свое государство по схеме:
· История или легенда вашего
государства.
· Кто вы?
· Какие вы?
· Кто ваши соседи?
· Какие они?
· Что является главным предметом
вашей культуры?
· Нарисовать карту континента.
На
втором этапе задается ряд конфликтных ситуаций взаимодействия между
государствами:
· Духовные лидеры приглашаются
на съезд, на котором выясняется, чей бог истинный, чья религия лучше;
· «Жители государств»
провоцируются на войны с другими «государствами» за территорию и ресурсы;
· «Государства» вступают в
экономические отношения.
Конфликтные ситуации вызывают начало агрессивных переговоров, которые
приводят к военным действиям. При отсутствии динамики она задается при
помощи «нашествий варваров».
На
третьем этапе, «происходящем через 1000 лет после событий, описанных в
летописях», собирается съезд историков, которым в случайном порядке
раздаются летописи. Историки должны восстановить, со ссылками только на
летописи, события, происходившие 1000 лет назад.
На
последнем этапе моделирующего эксперимента проводится групповое обсуждение
созданных летописей и доклады «историков», при этом выявляется субъективное
восприятие истории.