СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар по теме «Общая характеристика исторической психологии»

Вопросы для подготовки и обсуждения

1.   Предмет, задачи исторической психологии. История исторической психологии.

2.   Личность как объект исторической психологии.

3.   Методологические принципы исторической психологии.

4.   Психологические характеристики исторических феноменов.

5.   Историческое направление в исторической психологии.

6.   Психоаналитическое направление в исторической психологии.

Литература

1.     Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 13–18, 67–73, 74–80.

2.     Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 111–137.

3.     Шкуратов В.А. Историческая психология / Институт «Открытое общество». М.: Смысл, 1997. С. 49–81, 111–113, 136–151.

Семинар по теме «Специфика исследований в исторической                         психологии»

Вопросы для подготовки и обсуждения

1.   Исторические групповые фантазии.

2.   Кросскультурные исследования.

3.   Филогенез и история культуры.

4.   Онтогенез и культура.

5.   Стэндфордский тюремный эксперимент.

6.   Предрассудки и дискриминация с точки зрения исторической психологии.

7.   Исторические аспекты групповых процессов.

8.   Ментальные карты.

Литература

1.     Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 225–320.

2.     Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего. М.: Когито-центр: Ин-т психологии, 1997. С. 55–86, 172–204, 205–248.

3.     Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 75–126, 138–225.

4.     Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 296–320, 326–365, 260–276.

5.     Серавин А.И. Занимательная историческая психология средневековья. СПб.: ПШ и К°, 2002. С. 7–78.

Семинар-практикум по теме «Моделирующий эксперимент с элементами ролевой игры «”Летописец“»

Студенты разделяются на несколько групп по четыре-пять человек, которые образуют государства. Каждое государство выбирает из своих представителей князя, полководца, духовного лидера и летописца; могут также добавляться другие роли (государственный советник, жена князя и т.п.). Летописцам дается задание описывать динамику внутри государства и взаимоотношения с соседями. «Жителям» дается задание описать свое государство по схеме:

·      История или легенда вашего государства.

·      Кто вы?

·      Какие вы?

·      Кто ваши соседи?

·      Какие они?

·      Что является главным предметом вашей культуры?

·      Нарисовать карту континента.

На втором этапе задается ряд конфликтных ситуаций взаимодействия между государствами:

·      Духовные лидеры приглашаются на съезд, на котором выясняется, чей бог истинный, чья религия лучше;

·      «Жители государств» провоцируются на войны с другими «государствами» за территорию и ресурсы;

·      «Государства» вступают в экономические отношения.

Конфликтные ситуации вызывают начало агрессивных переговоров, которые приводят к военным действиям. При отсутствии динамики она задается при помощи «нашествий варваров».

На третьем этапе, «происходящем через 1000 лет после событий, описанных в летописях», собирается съезд историков, которым в случайном порядке раздаются летописи. Историки должны восстановить, со ссылками только на летописи, события, происходившие 1000 лет назад.

На последнем этапе моделирующего эксперимента проводится групповое обсуждение созданных летописей и доклады «историков», при этом выявляется субъективное восприятие истории.

<<назад / далее>>

 
Hosted by uCoz