СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. теория исторической психологии

Тема 1. Общая характеристика исторической психологии

Историческая психология – направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Объект и предмет исторической психологии. Развитие и место исторической психологии в системе гуманитарных наук. Психологические условия существования истории человека. Историческая ситуация. Историческое действие. Смысл и роль стереотипов и установок по отношению к историческим периодам. Историческая рефлексия.

Школы и направления исторической психологии. Развитие историко-психологических идей в европейской науке в XVII–XIX вв. Историко-психологические аспекты основных теорий психологии XX в. (психоанализ, бихевиоризм, теория поля, гештальт-психология, когнитивизм, интеракционизм, генетическая психология). Герме­невтически-феноменологическое направление исторической психологии. Историография и концепция развития мировой культуры Й. Хейзинги. Историческое развитие психологических воззрений и их место в различных религиях и идеологиях (В.Х. Кандинский). Метаблетика. Историософия. Продуктивные и непродуктивные (невротиче­ские) эпохи. Теории воздействия личности на историче­ский процесс
(З. Фрейд, К. Хорни). Социологиче­ская теория Э. Дюрк­гейма. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Психоисторическая концепция Л. Демоза. Эпигенети­ческая теория Э.Х. Эриксона и историческая продуктивность самоактуализирующейся личности. Историческое своеобразие личности. Исторический персогенез. Историческая идентичность личности. Историческая чувствительность.

Тема 2. Этологические предпосылки исторической эволюции

Животные социальные системы как аналог социальных систем человека. Роль гена для исторической психологии. Археология человеческих пристрастий. Роль информации с точки зрения биологии. История в животном мире. Любовь и лидерство у животных. Восприятие пространства и времени у животных. Игра и творчество у животных. Значение ролевой игры для человека. Учение Д.Б. Эльконина о психологии игровой деятельности.

Неформальные молодежные объединения. Правило социальной пирамиды. Цивилизация. Власть и государство с точки зрения этолога. Агрессия у животных и человека. Врожденное и приобретенное в общественном и индивидуальном поведении. Экологический кризис. Ультиматум первичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Демографический коллапс. Государство и рождаемость. Директивное управление будущим в хаотичных системах.

Тема 3. Психологическое своеобразие исторических периодов

Восприятие пространства и времени в различные исторические периоды. Эволюция картины мира человека с акцентом на пространственные и временные характеристики. Психологическое своеобразие исторических периодов: Древние и Древнейшие времена, Средневековье, «Смутное время», XVIII в., XIX в., XX в., будущее. Восприятие других географических зон через психологиче­ское своеобразие Северо-Восточной Европы. Психоклассы. Стили отношения взрослого к ребенку в истории.

Психическая жизнь первобытного общества. Психологический аспект антропогенеза. Культурно-историческая концепция высших психических функций Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. теория первобытного мышления Л. Леви-Брюля. Концепция структурной антропологии К. Леви-Строса. Палеопсихологическая теория Б.Ф. Поршнева. Глоттогенез и развитие знаковых систем. З. Фрейд о тотеме и табу. Теория архетипов К.Г. Юнга. Этнографический подход к исторической психологии (Э.Б. Тэйлор, Д.Д. Фрейзер). Концепция опосредующих орудий м. коула. Историко-эволюционный подход (А.Г. Асмолов). Культурно-исторический подход (В.А. Шкуратов). Семиозис и человеческое тело. Эйдетизм, стиль первобытного
мышления. Психология мифа. Психологиче­ский анализ религии
У. Джеймса.

Психическая жизнь европейской античности. Влияние письменности на формирование больших групп. Письменность и регуляция поведения человека. Изменение мышления в период формирования античной логики, философии, науки и риторики. Теория духовной жизни античности (А.Ф. Лосев, Ж.-П. Вернан). Роль античной школы в процессе социализации личности. Римское право как регулятор конфликтов. Внутренняя жизнь образованного человека поздней античности (Цицерон Марк Туллий, Аврелий Марк Антонин).

Психическая жизнь Средневековья и Ренессанса. Христианский дуализм. Книжно-умозрительный характер культуры. Средневековье в трудах школы «Анналов» и И. Мейерсона. Историзм. Человек в пространственно-временных координатах средневековой жизни (концепция А.Я. Гуревича). Переход к Ренессансу через диалогическую карнавальную культуру, культурно-психологическая роль смеха (теория М.М. Бахтина). Роль мистицизма в культивировании автономного внутреннего мира личности. Средневековая личность (конформизм, ориентация на прошлое, эсхатологические страхи и надежды). Ренессансная личность (активность, открытость к телесному миру). Переход из Средневековья к Ренессансу как изменение характера самореализации личности. Роль книгопечатания, секуляризации, церковной реформации, разделения властей, свободной рыночной конкуренции, независимой прессы, массового образования в формировании личности.

Теория модификации личности под влиянием протестантизма
М. Вебера. Психологическая природа массовых движений Нового времени (теории Г. Лебона, З. Фрейда, Э. Фромма, С. Московичи).

Тема 4. Психологические особенности виртуальных исто-
              рических реальностей

Виртуальные реальности. Компьютерные игры и историческая психология. Многовариантность истории. Роль и место компьютерных игр в массовом сознании. Основные методы создания эффекта присутствия при помощи электронных носителей информации. Психология виртуального мира. Стратегические игры. Влияние стратегических компьютерных игр на психику игрока. Историче­ские виртуальные реальности. Психологическая зависимость и виртуальные реальности. Моделирование исторических процессов в виртуальных реальностях. Виртуальные реальности и будущее человека. Человек реальный и виртуальный. Прогнозирование в виртуальных реальностях. Жизнь и смерть виртуальных миров.

Тема 5. Прогнозирование будущего в рамках исторической
             психологии

Социальная и физическая составляющие в прогнозе. Прогноз в системах, стремящихся к превалирующей обреченности выбора («От судьбы не уйдешь»). Прогноз в русле математической парадигмы. Экспертный метод прогнозирования. Прогноз в русле пассионарных взрывов. Пространственно-временной прогноз. Психоисторический прогноз. Астрологический прогноз. Мистический прогноз. Гениальные прозрения.

Прогноз в системах, стремящихся к превалирующему созданию необходимого выбора («Человек сам творец своей судьбы»). Управляемое и неуправляемое будущее. Самоисполняющийся прог­ноз или неосознанно управляемое будущее.

Прогноз в системах, стремящихся к превалирующей точке выбора («Субъективно-объективного отсчета»). Прогнозирование в виртуальных реальностях. Прогнозирование в субъективном настоящем. информационный и архаичный прогноз. Методы прогнозирования социальных систем. Директивный прогноз. Возможность прогнозирования творчества. Прогнозирование будущего как экзамен для исторического психолога.

Раздел II. Методические проблемы исторической психологии

Тема 6. Носитель информации как основной объект исследования в исторической психологии

Объект исследования в исторической психологии. Значение археологии для исторической психологии. Роль информации и источника для понимания исторического периода. Информация как смысл жизни. Информация и картина мира. Носитель информации. Глобализация и информация. Ментальность. Первичная и вторичная информация. Объективность информации. Информация в русле непрерывного настоящего. Психологические вирусы в рамках исторической психологии. Информационная безопасность личности. Информация как метод управления будущим.

Тема 7. Специфика исследований в исторической психологии

Этический кодекс исторического психолога. Элементы системы исторической психологии: исторический психолог, заказчик, объект исследования и материалы исследования. Требования к элементам системы исследования. Этические принципы научных исследований в области исторической психологии: ненанесение ущерба объекту исследования, компетентность исследователя, его непредвзятость, конфиденциальность результатов исследования.

Три «золотых» правила экспериментатора. Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Второе: объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению. Третье: теория определяет, что именно можно наблюдать.

Объективно-аналитический метод. Закон исторической последовательности. Правило герменевтического круга (М. Хайдеггер). Метод Фукидида. Биографический метод. Социологический метод (Э. Дюркгейм). Лонгитюдное исследование. Формирующий эксперимент. Моделирующий эксперимент. Психогенетический эксперимент. Констатирующий эксперимент. Герменевтика. Контент-анализ. Самоанализ. Тест. Беседа. Наблюдение. Метод включенного наблюдения в исторической психологии.

Принципы психобиографии. Психологические портреты исторических личностей в трудах З. Фрейда, Э. Фромма, Э.Х. Эриксона, П.И. Ковалевского, А.Е. Личко. Исследование политика как субъекта истории, как личности, индивидуальности и как индивида. Психологическое содержание материалов исследования: историческая картина мира, историческое мировоззрение, историческая жизненная позиция и исторический образ жизни. Проблема исторической самоидентификации человека. Зависимость инструментария от специфики исследования. Методы прогнозирования и верификации данных. Специфика исследований прошлого, настоящего и будущего в исторической психологии.

Раздел III. Прикладные аспекты

исторической психологии

Тема 8. Примеры исследований в исторической психологии

Изучение моделей поведения человека в различные исторические периоды. Кабинетное исследование. Методы психологической реконструкции. Разделение методов психологической реконструкции на методы исторической рефлексии и аналитические методы. Методы исторической рефлексии. изучение специфических субкультур (опрос, наблюдение, метод включенного наблюдения, интервью, тестирование). Метод исторической реконструкции. Самонаблюдение и самоанализ. Исследование культурного наследия выбранной эпохи, изучение влияния открытий данной эпохи на последующие события. Изучение общественного мнения, стереотипов и установок об исследуемом периоде (массовые психологические опросы, интервьюирование, фокус-группы, экспертный анализ книг и фильмов об исследуемой эпохе).

Аналитические методы. Метод физиогномической реконструкции, включающий анализ болезней, еды и других характеристик выбранной эпохи, а также реконструкцию физического тела. Анализ культурных ценностей. Анализ архитектурных сооружений. Анализ изобразительного искусства. Контент-анализ письменных источников (биографий, художественных произведений, административных документов и т.д.). Анализ звука выбранной эпохи. Сравнительный психологический анализ одежды и предметов быта.

Метод психолого-социологических опросов для оценки исторической эволюции общества. Прогноз развития событий и психологических особенностей человека и общества.

 

 

 

 

 

 

 


 

<<назад / далее>>

 
Hosted by uCoz