ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология» составлен в
соответствии с государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению
521000 «Психология», специальности 020400 – «Психология», утвержденным
Министерством образования Российской Федерации 17 марта 2000 г. Он определяет
содержание, структуру дисциплины и последовательность ее изучения. Дисциплина
относится к циклу общепрофессиональных дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента.
Историческая психология –
направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических
феноменов. Историческая психология исследует историю и поведение человека и
общества на стыке психологии, философии, истории, социологии и этологии. История
рассматривается в курсе исторической психологии как вид трудовой
профессиональной деятельности, имеющий структуру и состав, располагающий
механизмом влияния на психологию общества. Продуктом деятельности истории
является система социальных отношений, предназначенная для жизнеобеспечения
общества, в том числе психологического состояния населения (через системы
воспитания и образования). Продукт деятельности истории имеет стоимость, потому
что в ее процессе происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии,
воли, эмоций, характера людей, вовлеченных в историю. Продукт исторической
деятельности имеет потребительскую стоимость, которая измеряется мерой
добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть
до защиты ее с оружием в руках.
Предметом труда истории является
состояние народа – психологическое, экономическое, социальное, демографическое и
другое. Содержание труда истории проявляется в сопряжении предмета
труда (психического состояния населения) с целеобразованием конкретного
исторического события (целеполаганием лидеров, целеустремленностью населения,
целенаправленностью органов управления, целесообразностью затрат человеческих
сил для достижения исторической цели). Средством труда истории
являются различные варианты общественного поведения: пассивное – осознание
собственной исторической идентичности и активное – интеллектуальная экспансия
(распространение идей, проектов), правовое регулирование (изменение
законодательства), экономическое принуждение (манипулирование системой доходов и
расходов) и физическое насилие (прямое подавление открытого сопротивления).
Характер труда истории выражен в двух направлениях: констатация
фактов, независимые экспертные оценки и выбор средств воздействия на состояния
людей.
Цель курса –
выработать у студентов навык рассмотрения психических процессов в
эволюционно-историческом контексте, сформировать умение при анализе психической
жизни личности выделять исторические и эволюционные пласты.
Место курса в системе
психологического образования.
Курс «Историческая психология» ориентирован на формирование у студентов
представления об эволюции картины мира и психологических особенностей поведения
человека в различные исторические периоды на протяжении всей истории
человечества, с особым акцентом на население Северо-Восточной Европы. В основе
курса лежит утверждение, что научно-практическая деятельность выпускника в
любой профессиональной области в значительной степени определяется содержанием и
характером его исторической идентичности. Курс исторической психологии имеет
самостоятельную ценность как курс, дающий конкретное, специфическое знание в
определенной области психологии. Он устанавливает связи как с дисциплинами
внутри психологии, так и с другими областями гуманитарного знания, что ведет к
укреплению и обогащению профессионального тезауруса выпускника. Кроме того, курс
исторической психологии подготавливает к восприятию многих дисциплин, читаемых
студентам (социальной психологии, разделам общей психологии, политической и
экономической психологии, психологии конфликта, истории, экономики, философии и
культурологии). По мере изучения дисциплины студент вводится в круг задач
исторической психологии: раскрывает психологическое содержание истории;
анализирует, каким образом история изменяет психологию людей; узнает, как
адаптировать людей к историческим инновациям; получает практические сведения о
том, как сохранить психическое здоровье и адекватное конструктивное поведение в
период глобальных экономических и политических инноваций. Это требует от
студентов основательного изучения предмета исторической психологии
(психологические характеристики человека различных исторических эпох, стереотипы
и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность
истории, психология исторического образования и воспитания) и ее объекта
(отдельные личности, социальные группы). В связи с тем, что история (частная и
общественная) определяет поведение людей, их психическое состояние, характер и
содержание собственной деятельности психологов, их подготовка в области
исторической психологии является обязательной.
Задачи
курса
·
подготовка по исторической психологии с
освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с
возможностями современной исторической психологии, ее предметом,
междисциплинарным характером ее основных направлений;
·
освоение основных разделов исторической
психологии, изучение психологического своеобразия исторических периодов,
этологических предпосылок исторической эволюции, психологических особенностей
виртуальных исторических реальностей, прогнозирование будущего в рамках
исторической психологии;
·
раскрытие психологического содержания
истории, изучение исторических механизмов, изменяющих психологию людей;
·
практическое освоение методов
исследования в исторической психологии, принципов составления психобиографии,
изучение требований Этического кодекса;
·
знакомство с теоретическими и
практическими аспектами пограничных с исторической психологией дисциплин –
философии, истории, социологии и этологии;
·
практическое освоение навыков адаптации
людей к историческим инновациям с целью сохранения их психического здоровья и
адекватного конструктивного поведения в период глобальных исторических,
экономических и политических инноваций.
Изучение курса предусматривает:
·
понимание особенностей психической жизни
людей во времени;
·
установление связи психологии с другими
науками (философией, историей, социологией, этологией, биологией, политологией,
антропологией, этнографией, искусствознанием, культурологией, лингвистикой,
математикой, химией, медициной и другими);
·
определение взаимосвязи исторической
психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во
времени и пространстве (возрастной и педагогической психологией, социальной,
политической и экономической психологией, психологией личности, этнопсихологией,
зоопсихологией, патопсихологией, психолингвистикой и другими);
·
ознакомление студентов с трудами
выдающихся отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурии,
Б.Ф. Поршнева, Л.Н. Гумилева, М.М. Бахтина, И.С. Кона, Л. Леви-Брюля, К.
Леви-Строса, В.М. Вундта, М. Вебера, Л. Демоза,
М. Коула, Э.Б. Тэйлора, Й. Хейзинги, Д.Д. Фрейзера, И. Мейерсона, Ж. Пиаже, 3.
Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, Э.Х. Эриксона, Э. Берна, К. Ясперса и других);
·
создание предпосылок для дальнейшей
самостоятельной работы студентов в области исторической психологии.
Объектом исторической психологии
является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающих
как объекты и субъекты исторического процесса.
Предметом исторической психологии
являются психологические характеристики человека в различные исторические эпохи
(изучение личности настоящего, прошлого и прогнозирование развития личности
будущего), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох,
психологическая сущность истории, психология исторического образования и
воспитания.
В
результате изучения данного курса студент будет:
·
иметь
представление об основном фактическом материале,
связанном с бытом и нравами прошлых эпох; о конкретных статистических данных
историко-психологического анализа;
·
знать
основные положения историко-психологических
теорий и концепций; основные категории исторической психологии (давать
определения); роль ученых, внесших вклад в историческую психологию;
специфику психической жизни людей прошлых эпох; применение методов
историко-психологического анализа;
·
владеть
адаптацией идей и методов гуманитарных наук и смежных психологических дисциплин
к историко-психологическому анализу; методами контент-анализа, фокус-групп,
интервью, эксперимента, наблюдения и количественных исследований, интроспекцией
и аналитическим методом; основами создания психобиографии на базе
историко-биографических данных о жизни конкретных людей; методами анализа
поведения современного человека в свете историко-психологических концепций и
прогнозирования индивидуального и социального развития.
<<назад
/ далее>>