4.3. Стратегия как ультракреативное творчество.

Ультракреативная стратегия – это создание порядка из хаоса. Сначала надо изменить восприятие парадигмы.

Невозможное – это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможное – это не факт, это только мнение. Невозможное – это не приговор, это вызов. Невозможное – это шанс проверить себя. Невозможное – это не навсегда. Невозможное возможно[1]

(Надпись на рекламном щите Adidas в вагоне метро)

Многие авторы сравнивают выборы с войной. Выборы - не война, война - это одна из успешно применяемых технологий для победы на выборах, война не всегда должна быть выиграна. Многие авторы сравнивают выборы с игрой. Выборы - это не игра. Стержневое качество игры[2] - это несерьезность, несерьезность подхода губит на корню профессионализм, без профессионализма победить на выборах практически невозможно. Многие считают, что выборы - это политика. Выборы - это не политика, выборы задают вводные и правила для политики. Принято считать, что выборы - это всегда кризисная ситуация, но это только для тех, кто в них первый десяток раз. Выборы - спокойный, уравновешенный процесс, который подвергается технологизации, в случае если вы не плаваете как кое-что в проруби, а управляете ходом выборов вообще. Выборы - это совершенно уникальный, ни на что не похожий процесс, правила в котором задаются участниками его.

Стратегия как ультракреативное творчество – придумать идею, донести ее до людей, и она изменит мир. Стратегия, которая не укладывается в принятую систему, стратегия, которая сама формирует систему, - это стратегия как ультракреативное творчество. Суворовская победа, которую нельзя повторить, - это стратегия как ультракреативное творчество. Можно сделать только равную, более или менее великую, но нельзя повторить. Пример: победа Путина в 2000 году на президентских выборах.  Отличная стратегия - например, мы придумываем некую идею, социальный конструкт, а потом вводим ее в общество, и через некоторое время общество меняется в рамках этого социального конструкта. Такие проекты-конструкты удаются только при доверии со стороны заказчика, но доверие дороже денег, оно зарабатывается со временем. А время ожидания – время застоя, и часто похищает талант.

По мере того как стратегический ход перестает быть уникальным, он подвергается воздействию закона запаздывания[3]. Любая стратегия стремится стать системой, система - теорией, а теория стремится к предсказанию будущего и в этот же момент превращается в анахронизм.

  Выборы начинаются с кандидата, избирательная кампания начинается с идеи.

Во все времена множество споров возникало вокруг стратегий, и в особенности политических проектов[4]. Спор о том, какая же стратегия лучше, смешон и бессмыслен,  ведь в стратегии главное две вещи: результат и удовлетворенность вашей работой и стратегией заказчика. Нет стратегии или политического проекта, которые нельзя было бы раскритиковать. В политических проектах, как и в психологии: если есть люди, которые готовы платить за данную стратегию или психотерапевтическую группу или консультацию, то эффективность ее субъективно доказана. Политический проект всегда уникален, даже если он типичен, - вспомним мудрецов Греции, которые говорили «Нельзя в одну и ту же реку войти дважды».

А спорщикам по эффективным стратегиям хочу сказать:

Ø       «Когда враг повержен в хаос – пришло время торжествовать над ним». «Искусство войны» Сунь Цзы.

Ø       "Универсальный принцип успешного нападения: концентрация средств и внезапность". А. И. Воеводин.

Ø       "Если на тебя лает собака, не надо вступать с ней в перегавкивание и драку". Древнекитайская мудрость.

Ø       «Сперва стратегия, а потом креатив», а может, наоборот

Ø       «Это у нас в хлеву – свобода! Хочу - в корыто нос уткну, хочу - в навозе кувыркаюсь». Из сказок Салтыкова-Щедрина. Люди рождаются несвободными, свободными они могут только умереть. Последние сто лет показали, что только за свои «идеалы» люди готовы умереть. Идеалы дают наука и искусство, политика их объединяет и аккумулирует.  Выборы проверяют кандидата, насколько успешно он смог аккумулировать идеалы.

Ø       Все должно быть организовано так, чтобы достичь кульминации в день выборов

Ø       10 «золотых правил» раскрутки от Жака Сегела: голосуют за человека, а не за партию; голосуют за идею, а не за идеологию; голосуют за будущее, а не за прошлое; голосуют за образ социальный, а не политический; голосуют за человека-легенду, а не за посредственность; голосуют за судьбу, а не за обыденность; голосуют за победителя, а не за неудачника; голосуют за подлинность, а не за фальшь; голосуют за активность, а не за пассивность; голосуют за себя, а не за кандидата.

Если профессионал, мастер своего дела, вкладывается всей душой, то мир замирает на мгновенье.

 

 

<<предыдущая/следующая глава >>

 


 

 

[1] Политика - это делание невозможного. Работа в этой сфере – это творить невозможное. В политике нет невозможного.

[2] "Одна старая мысль гласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой". (Йохан Хейзинга). Удивительно, но и сам ответ на этот вопрос не более чем интеллектуальная игра. Игра - «несерьёзная» форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры, а также для компенсации социально-желательных действий. Подробнее в моей монографии «Занимательная историческая психология».

[3] Правило запаздывания: результаты исследования, описывающего молодёжную субкультуру, к моменту их опубликования устаревают. Был выведен мной исходя из теории онопараллельных субкультур, но практика показала, что этот парадокс распространяется на любые социальные системы и несколько меняет свое звучание. Закон запаздывания: результаты любого социального правила, теории и закона устаревают после их формирования.

[4] «В избирательной кампании партии и (или) ее кандидатов выделяют стратегию и тактику.

Под стратегией кампании понимают ее содержательную составляющую, а под тактикой – техническую (коммуникативную). Иными словами, стратегия отвечает на вопрос, что (какую информацию) следует донести до избирателей, чтобы они проголосовали за соответствующего кандидата; а тактика – как (в какой форме, какими методами и в какой временной последовательности) следует эту информацию доносить.

Проектирование избирательной кампании сводится к последовательному определению ее стратегии и тактики и заканчивается созданием план-графика и сметы кампании. Каждый из этапов проектирования оформляется соответствующим документом: если у вас нет стратегии, тактики и план-графика, написанных на бумаге, -  значит, их нет вообще». (Е. Малкин, Е. Сучков).

 
Hosted by uCoz