Например,
компьютерные миры, или виртуальные.
Виртуальные миры – термин, придуманный
создателями первых из них, хотя сами они
предпочитают выражение «устойчивый мир».
Ни первый, ни второй вариант не являются
общепринятыми. Профессор Толкиен применял
свой вариант – "вторичные миры".
Вслед за Эдвардом Кастронова считаю, что
виртуальные миры не являются ни
фэнтезийными (порожденными умом), ни
реальными (проявлениями природы). Они –
произведения искусства,
ультракреативного творчества[2]:
порождения мысли, выраженные их
создателями с помощью средств физического
мира.
В
марте 1999 года небольшая группа
калифорнийцев открыла новый мир,
называемый Норрат (Norrath),
населенный экзотическим, но
предприимчивым народом. Порядка 12 тысяч
человек называют это место своим
постоянным домом. В любой момент времени
здесь находится не менее 60 000 человек.
Местный средний часовой заработок
составляет около 3.42$, а по уровню
среднегодового дохода на душу населения
Норрат занимает позицию между Россией и
Болгарией. Здешняя валюта обменивается на
финансовых рынках США по курсу $0.0107,
который выше, чем у японской иены и
итальянской лиры. Экономика Норрата в
высшей степени нестабильна, тем не менее
условия жизни аборигенов многим кажутся
привлекательными. В наличии быстрый рост
населения, сюда ежегодно устремляются
сотни эмигрантов со всех уголков глобуса,
но больше всего прибывает из США.Но самая любопытная особенность
нового мира связана с его расположением.
Норрат – виртуальная страна,
размещающаяся на 40 компьютерах в Сан-Диего.
В отличие от множества других интернет-проектов,
виртуальные миры делают деньги. Ожидается,
что годовой доход виртуальных миров в 2004
году составит полтора миллиарда долларов.
60
000 пользователей находятся в
Norrath
в любой момент времени. Они оплачивают эту
привилегию и играют каждый день, 365 дней в
году. Порядка 93 000 из общего числа в 400 000 (треть
от числа взрослых игроков) проводят здесь
больше времени за неделю, чем на своих
рабочих местах. Порядка 20 процентов
граждан
Norrath
считают, что они здесь живут, время от
времени посещая Землю.
«Запись
в журнале, 18 апреля. Я назвал моего аватора Alaniel.
Я высадился в Норрате впервые, в городе,
называемом
Freeport. Я стою на
вымощенном камнем подворье за воротами. Я
вижу несколько хижин и очаг. Я слышу
доносящиеся со всех сторон звуки шагов и
наблюдаю носящихся туда-сюда гуманоидов
всех форм и размеров, имена типа Zikon
и Sefirooth над их головами. Они одеты в
странные одежды и держат в руках
непонятные устройства. Люди ли они? Или
существа, созданные программным
обеспечением? В окошке чата быстро сменяют
друг друга фразы.
Galadriel кричит: «Требуется
перевязка у ворот!» Это он мне? О чем это он?
Friitz
произносит:«BRT – OMWB». Чего? Не вижу
никого с именемFriitz. Ikillu «аукционит»: «WTS обломки костей».
Аукцион. Что мне делать? Я ощущаю
присутствие людей, но внезапно начинаю
чувствовать себя чужеземцем, попавшим в
страну с непонятной культурой. Я начинаю
опасаться нарушить какое-нибудь табу или
сделать какую-нибудь глупость. Неуклюже я
перемещаю Alaniel
к ближайшей хижине и прячусь за ней. Никто
не увидит меня здесь».
(Эдвард Кастронова)
В
таком мире, системе, все зависит от точки
прогноза будущего. Допустим, будущее
прогнозирует один из жителей, игрок этого
мира, все равно как-
«От судьбы не уйдешь» или «Человек сам
творец своей судьбы». Он окажет своим
существованием воздействие на этот мир
или, используя активную «зону прогноза»,
ту часть будущего, которую он изменит в
своих целях, или пассивную, без активного
влияния, игрок все равно окажет
воздействие на будущее этого мира.
Допустим, творец этого мира решит оказать
на него воздействие, все равно как - «От
судьбы не уйдешь» или «Человек сам творец
своей судьбы». Он окажет своим
существованием воздействие на этот мир
или, используя активную «зону прогноза»,
ту часть будущего, которую он изменит в
своих целях, или пассивную, без активного
влияния, но игрок все равно окажет
воздействие на будущее этого мира. В мирах
параллельных искажений прогноз зависит от
взаимного пересечения зон прогноза всех
участников мира, системы, творца (-ов) и
игроков. Поэтому прогнозирование будущего
здесь стремится к превалирующей точке
выбора прогноза, то есть от какой точки,
участника системы, мира, мы делаем отсчет. (Надо
помнить, что точки отсчета в настоящем не
существует, так как настоящее лишь
условность между прошлым и будущим.
Поэтому точку отсчета можно взять или в
прошлом, или в будущем.)
Для
наглядности рассмотрим, какой вид примет
нормальное распределение в параллельных
мирах.Нормальный
закон распределения мы рассматривали выше,
но применительно к виртуальным мирам
участники субъективно делятся на
социальных и асоциальных, и средняя
величина гораздо менее выражена, чем
полюса. Человек в параллельном мире
отыгрывает недостаточность реального.
Поэтому нормальное распределение
стремится к ярко выраженному бимодальному.
Но
пользователей в параллельном мире
субъективно, технически ограниченное
число, поэтому концы прямой загибаются в
круг. Техническое кольцо создателя
ограничивает число жителей виртуального
мира. Бимодальное распределение
характеризуют группы лидеров - творцов и
деструкторов.
Точки
снаружи, влияющие на устойчивый мир, - это
люди, пользующиеся ошибками системы и
входящие в неё,минуя
техническое кольцо создателей.
üСубъективное
настоящее
«Алексей
Букин:
-
Российской приватизации – больше десяти
лет.И конца ей не
видно. Сколько времени может
потребоваться для окончательного
завершения этого процесса?
-
В 1992 году я думал, что нам для этого нужно
лет 15. В 1993 году – считал, что хватит 5-6. В
1998-м был уверен, что мы не уложимся и в
полвека. Темпы приватизации – это прежде
всего вопрос политики, - ответил президент
Всероссийской ассоциации приватизируемых
и частных предприятий Григорий Томчин».
Точка
отсчета – самодостаточное настоящее,
поглощающее прошлое и будущее. Один из
древнейших способов прогнозирования.
Китайская
чайная традиция и чайная церемония
знакомы многим. Не являющаяся самоцелью
идея чайной церемонии - достижение
состояния «отсутствия внутреннего
диалога», то есть переживание и восприятие
субъективного настоящего.
Как-то
раз один молодой человек решил подсчитать
количество заварок чая на чайной
церемонии. Он принес с собой горстку
небольших камней и каждый раз, когда чай
заваривали, один камушек откладывал.
Постепенно рядом с первой кучкой выросла
вторая, но в процессе чайной церемонии он
перепутал кучки, а потом и вовсе забыл,
какая из кучек - какая…
Прогноз
в системе субъективного настоящего
является настоящим. Я хочу выпить чашечку
чая. Я думаю, что через пару минут выпью
чашечку чая. Я знаю, что через пару минут
выпью чашечку чая. Я не знаю, сколько выпил
чашечек чая и сколько выпью еще…
Вероятно,
такой тип прогнозирования пригодится в
космосе, где восприятие времени и
пространства становится объективно более
относительным. Возможно, в этих условиях
существование в «субъективном настоящем»
будет более продуктивным. Но это
предположение необходимо проверить
экспериментально.
Социологический
маятник
Любой социальный процесс набирает
поступательную энергию, а потом теряет
свою энергетику.
Условно наш мир дуален, а политики чаще
всего занимаются тем, что его раскачивают,
«оппозиция» раскачивает агрессию, "власть"
- тревогу. Раскачивание социальных
процессов необходимо потому, что тех, кто
считает, что все виноваты во всем,
значительно труднее поднять на баррикады,
чем тех, кто считает, что во всем виноват
президент, губернатор, мэр, олигархи, евреи,
«лица кавказской национальности» и т. п.
И, как часто бывает в избирательных
кампаниях, сторонники в центре сожалеют о
своей пассивности, а периферия,
намеревавшаяся лишь выразить свои
претензии, отыграться, будучи уверенной в
том, что не повлияет на исход кампании,
понимает, что переиграла. Таким образом,
базовая стратегия «оппозиции» включает в
себя три компонента – усиление агрессии,
снятие тревоги, формирование в умах
установки на перемены. Стратегия же «власти»
включает в себя такие компоненты, как
локализация агрессии, раскачка тревоги и
укрепление надежды на стабильность.
Мы полностью согласны с Мирославом
Евгеньевичем Кошелюком, который считает,
что подобные эмоциональные циклы в менее
интенсивном варианте раскручиваются и вне
пределов предвыборной кампании. С этой
точки зрения долгосрочная стратегия
формирования имиджа требует применения «импульсной»
технологии, т. е. периодической «прокрутки»
своего рода микрокампаний в период
социальной стабильности. Поэтому рейтинг
кандидатов на длительном промежутке
времени подвержен колебаниям, а его рост
происходит, как правило, не плавно, но
скачкообразно.
В
условиях сложившихся на рынке миров (субъективного
настоящего и параллельных) конкуренции, в
конце останутся только несколько
доминирующих миров. Тенденцию к
образованию подобных монополий
подкрепляет тот факт, что большинство
людей предпочитают «жить» в одном мире;
сам переход в другие миры недешев, да и на
привыкание к новому миру может уйти немало
времени.
Вероятно,
методика долгосрочных прогнозов – удел
стратегической психологии[3],
которая, возможно, будет исследовать
прогнозирование в предложенных трех
направлениях.
«Тем временем ад
прошел реорганизацию. Психологи, инженеры,
бухгалтеры, экономисты и сопровождающая
их туча секретарш, машинисток, расчетчиков,
помощников, поверенных в делах, стажеров и
прочей шушеры наводнили мрачные аллеи
адского подземелья. Их многое удивляло. В
преисподней методы работы не менялись
веками. Одних поражало полное отсутствие
служб прогнозирования, другие возмутились
состоянием бухгалтерии и потребовали
установки самого современного компьютера,
хотя им неоднократно напоминали, что в
графе "Приход" цифры были весьма
солидными, а в графе "Расход" стояли
сплошные нули. Работа в аду была
значительно упрощена. Организаторы
предложили новую систему классификации
падших душ и даже подготовили шкалу
градуировки страданий, намного более
эффективную, чем прежде. Они намекнули на
использование атомной энергии для
подогрева адских печей, но особо не
настаивали, ибо эта область была едва
известна им самим»
(Клейн
Жерар, «АД ЕСТЬ АД»)
Каким
образом мы проверяем прогнозы, будущее?
Прямая верификация. Верификация прогноза
путем его разработки методом, отличным от
первоначально использованного. Косвенная
верификация. Верификация прогноза путем
его сопоставления с прогнозами,
полученными из других источников
информации. Инверсная верификация.
Верификация прогноза путем проверки
адекватности прогностической модели на
ретроспективном периоде. Консеквентная
верификация. Дублирующая верификация.
Верификация прогноза путем
аналитического или логического выведения
прогноза из ранее полученных прогнозов.
Верификация повторным опросом.
Верификация прогноза путем использования
дополнительного обоснования или
изменения экспертом его мнения,
отличающегося от мнения большинства.
Верификация оппонентом. Верификация
посредством "адвоката дьявола".
Верификация прогноза путем опровержения
критических замечаний оппонента по
прогнозу. Верификация учетом ошибок.
Верификация прогноза путем выявления и
учета источников регулярных ошибок
прогноза. Верификация компетентным
экспертом. Верификация прогноза путем
сравнения с мнением наиболее
компетентного эксперта. Однако самой
главной проверкой является время. Именно
поэтому краткие динамичные периоды
избирательных кампаний идеально подходят
как экспериментальный полевой материал
для отрабатывания методов
прогнозирования социальных систем.
Каким образом мы можем прогнозировать
ультракреативное творчество, выход за
рамки системы? Никаким, но возможнонаходить некоторых из тех, кто будет
выходить за рамки системы, носителей
творческого ритма. И судьями будут
беспристрастное время и жесткая научная
мысль. Пока никто из исследователей
творчества не оставил ничего по завещанию.
Знаменитая куртизанка XVII века Нинон де
Ланко считалась многими самой
очаровательной, самой обольстительной и
самой страстной женщиной Франции.
Блестяще образованная, она была
великолепным собеседником, умело
отличавшим таланты. Ей было уже
восемьдесят девять лет, когда она угадала
в десятилетнем мальчике будущего
знаменитого французского философа
Вольтера. И не просто угадала, но еще и
оставила ему по завещанию две тысячи
франков на покупку книг.
[1]
На эту часть оказала большое влияние
статья Кастронова Эдварда «Экономика и
общество виртуальных миров». Интервью и
перевод Игоря Бойко. Журнал "Навигатор
игрового мира" №3(58), 2002 год.
[2]
Творя, субъект вбирает этот мир в себя,
включает его в свою внутреннюю жизнь,
открытую для свободы и духа, и тем
преображает его, освобождает от
объективации. Творческий акт -
прорыв духа в мир объектов. Плоды его
вновь окажутся в сфере объективации, но
сам он как таковой этой сфере не
принадлежит, он свободен. Творчество
- путь к преодолению объективации, а
это преодоление составляет смысл и
назначение мировой истории. Но в рамках
эмпирии, пространственно-временного
бытия преодоление невозможно; само
время с его несовместимостью прошлого,
настоящего и будущего есть следствие
объективации. Свободный от объективации
мир лежит вне истории как иной "эон",
мир свободного духа, отождествляемый у
Бердяева с евангельским Царством Божиим.
Этот метаисторический эон существует
извечно в некоем "эсхатологическом"
плане бытия, который может
соприкоснуться со здешним миром в любое
время и в любом месте... Философия
Бердяева - это философия личности,
персонализм, где личность - это не
эмпирическая индивидуальность, а человек,
взятый как творческое и свободное
существо, неподвластное объективации.
Выход к другим людям и единение с ними
присущи, по Бердяеву, личности как
неустранимая часть ее внутреннего мира.
[3]
«Стратегическая психология только-только
осознает себя, как принципиально новая
отрасль психологического знания,
родившаяся в конце XX века в лице
политической, экономической психологии,
футурологии, стратегического
прогнозирования. Стратегическая
психология изучает Будущее человека,
точнее - "дальний внешний круг его
проблем". Таких психологических
проблем, которых часто еще нет, но
которые приближаются все быстрее и
быстрее. Изменения в техносфере, в
демографии, в структуре общества, в
картине мира происходят так
стремительно, что недавняя фантастика
становится реальностью без осознания
этих изменений человеком. И чем дальше,
тем стремительнее. Осознание этих
изменений, а еще важнее, их
предвосхищение, антиципация - сегодня
такой же залог выживания для человека,
народа, государства, как недавно -
сохранение вековых традиций». (Юрьев А.И.
«Концепция стратегической психологии»,
2003 г.)