ЧАСТЬ I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Данная работа основана на двух источниках: опыте работы авторов на выборах в регионах России и обобщении результатов исследований. Совпадение ряда выводов и отдельных компонентов предлагаемых моделей с работами классиков объясняется только выводимостью их из практики.
Настоящее исследование было разделено на два этапа, которые проводились параллельно. Этап полевого исследования (сбор первичной информации), включающий проведение экспертных и глубинных интервью, а также использование метода наблюдения и метода включенного наблюдения. Этап кабинетного исследования (сбор вторичной информации), включающий поиск информации в архивах и сбор данных через компьютерные сети.
В ходе подготовки данной работы были проанализированы материалы исследований, проведенных нами за период с 1999 года по декабрь 2005 года: 54 экспертных интервью с представителями различных федеральных партий и региональных движений (в 11 регионах), собрано и проанализировано 1436 публикаций в печатных и интернет-СМИ по теме исследования, 126 отчетов по опросам общественного мнения и фокус-группам (в 21 регионе), 15 качественных психологических исследований и 17 аналитических записок.
Были проанализированы программы, уставы и другие открытые документы политических партий России (Единая Россия, СПС, Яблоко, КПРФ, Родина, ЛДПР).
Метод включенного наблюдения за работой федеральных партий и их региональных отделений в следующих регионах: Московская, Тульская, Иркутская, Ленинградская, Брянская, Белгородская, Тверская, Нижегородская, Мурманская, Самарская, Ивановская, Костромская области; города: Санкт-Петербург, Москва, Владивосток, Нарьян-Мар, Ноябрьск, Казань; республики: Башкирия и Калмыкия.
При анализе информации мы убедились, что сегодня крайне актуально использование принципиально новых для России подходов к партийному строительству и партийным избирательным кампаниям. В данной работе мы предлагаем модели, описывающие суть работы партии как по созданию и развитию региональных отделений, так и по проведению избирательных кампаний, а также даем практические рекомендации по использованию этих моделей.
следующая глава >>