ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯЧасть 1
Субкультуры
Реконструкторы
"Была одета пышно рать,
и было рыцарям подстать
великолепье их забав.
Когда бывало всех собрав
и дам и рыцарей в кружок,
звучал в старинном замке рог"
(Уорт)
Реконструкторы - группа людей в рамках движения военно-исторической реконструкции, стремящихся как можно точнее реконструировать одежду, нравы и обычаи средних веков. Одежда и доспехи достойны музейных стендов. Игры, турниры, фестивали и реконструкции битв проходят в стальных доспехах, со стальным оружием.
Предпосылки возникновения движения реконструкторов:
1.Исторические. Ещё в древнем Риме проводились реконструкторские бои в колизеях. Например, одни гладиаторы изображали варваров, другие римлян. Участники одевались в старые доспехи и начинали резать друг друга. Это называлась реконструкцией битвы с варварами. Есть упоминание о существовании некого подобия клубов реконструкции в 18 веке. Иллюстрацией к этому может послужить один замечательный отрывок из книги секретаря великого немецкого поэта Иогана Вольфганга Гёте Иоганна Петра Эккермана "Разговоры с Гёте":
"Там (имеется в виду в Англии) из лука стреляют все, кому не лень. Даже в самом захудалом городишке имеется "общество лучников". Как немцы ходят на кегельбан, так они собираются в какой-нибудь харчевне - обычно это бывает уже под вечер - и стреляют из лука; я с превеликим удовольствием наблюдал за их упражнениями. Это всё были рослые люди, и, натягивая тетиву, они принимали удивительно живописные позы".
В общем-то то там то здесь в последние пару сотен лет появлялись энтузиасты реконструкции, например, "в начале ХIХ в. двое шведских мастеров, отец и сын Хенрик и Хьялмар Линги приступили к созданию комплексной шведской системы, базирующийся, помимо всего прочего, на воссоздании приёмов, описанных в ... скандинавских сагах!..."(Панченко Г. К. 1997 г).
Отрывок из интервью с Климом:
* ...В мире первая реконструкция была предпринята на государственном уровне в Германии, в конце 19-го века, когда целые военные роты были выделены для того, чтобы заниматься реконструкцией, допустим римской армией, ланцкнехтами, для того, чтобы было удобнее производить некоторые исторические изыскания...
Отрывок из интервью с Дмитрием:
* ... Как это не странно, инициатором создания военно-исторической реконструкции был Адольф Гитлер, который в начале 30-х годов в целях поднятия боевого духа немецкого народа создал военно-исторические клубы и многие из людей германии, присоединились к этому движению. Были организованы клубы, в которых люди занимались реконструкцией средневековья, для того, чтобы поднять германскую историю... чтобы объединить национальное самосознание было создано вот это движение и потом оно как-то распространилось в основном в Англии и Франции. В 1944 году англичане снимали фильм "Генрих V" для того, чтобы поднять дух английских солдат, которые вынуждены форсировать Ла-Манш... В 1944 году, когда снимался этот фильм, английские клубы приняли участие в съёмках этого фильма...
2.Этологические. Реконструкцию каждый человек открывает в процессе своей социализации сам. В первые начав, что-то сознательно делать или представлять, как это делал кто-то и при этом стараться понять, почувствовать ход мыслей, эмоций, моторику движений, мы становимся на путь реконструкции. По большому счёту в процессе обучения мы постоянно реконструируем образы, мысли, ход рассуждений предшествующих поколений.
3.Психологические или межнациональные. Некоторыми зарубежными, а также отечественными психологами была выделена проблема, возникшая в 60-х годах нашего века - кризис идентичности.
4.Политические. В конце двадцатого века на территории СССР благодаря изменившейся политики правительства возникли сильные национальные движения. В республиках составлявших СССР, появился большой интерес к истории. Благодаря экономическим и стратегическим интересам различных стран, политических движений и партий стали финансироваться проекты, поддерживающие национальное самоопределение в республиках бывшего СССР.
5.Индивидуальные. Приход и интерес к реконструкции ряда ярких личностей ( Олег Соколов, Пётр Васин, Дмитрий Нестюк, Игорь Михно и др.) способствовал становлению этого движения.
6.Воено-историческая ассоциация. "В 1976 г. произошло важное, но незамеченное современниками событие. Появились первые военно-исторические клубы. Наконец и до нас дошло поветрие, давно охватившее немалую часть Европы. Правда, если на Западе это увлечение стало как бы частью местной культуры и даже бизнеса, то у нас оно стало своеобразным внутренним диссиденством и вызовом обществу. Что бы там ни говорили, а роль ВЛКСМ была неоценима удалось организовать движения, объединить разрозненные ВИКи (военно-исторические клубы) во Всесоюзную федерацию, дать дорогу одним и помочь стать на ноги другим. В 1989 г. произошло знаменательное событие - Советская Ассоциация Любителей Наполеоновской Эпохи оказалась единственной иностранной группой исторической реконструкции приглашенной в Париж на 200-летний юбилей Великой французской революции. Этот же год был отмечен еще двумя выдающимися событиями. Во-первых, родилась наша главная традиция ежегодный военно-исторический фестиваль "День Бородина", ставший сейчас одним из престижных и собирающий единомышленников со всей Европы и даже из Америки, во-вторых, тогда же возник первый в Башкирии Уфимский военно-исторический клуб, давший начало развитию движения во всех его формах. Сегодня в Уфе действуют клубы, объединяющие любителей средневековых железных потех эпох 1812 г., I-ой Мировой и Гражданской. Нельзя не упомянуть и "толкиенистов", которым тоже не чужда военно-историческая направленность. Короче говоря, с нами сосуществует неформальное, неполитическое Движение, способное учить и воспитывать людей в лучших традициях отечественной истории. Однако, люди варятся в собственном соку, хотя польза могла бы быть обоюдной". (Г. ШЕВЕЛЕВ. 1996 г). Отрывок из интервью с президентом военно-исторической ассоциации России Олегом Соколовым (Выборг 2000 г.):
Интерьвьюэр: Когда вы впервые начали заниматься военно-исторической реконструкцией?
О. С. 24 года назад и вы знаете это было так: я сидел на лекции, студент первокурсник, слушал лекцию, а у меня на столе лежала книжечка, такая романтическая повесть о нескольких наполеоновских офицерах, которые в эпоху испанской кампании оказались в заколдованном замке и т. д. Когда я это прочитал, мне захотелось это пережить, и я подбил нескольких моих друзей, что давайте достанем мундиры и т. д. Мы отправились в замок и провели там две ночи, в мундирах, но таких очень примитивных, и так это было замечательно. Мы стали встречаться и возник первый военно-исторический клуб, такой спонтанный. Назывался он очень просто незатейливо "Империя", а меня естественно, как руководителя Император и так кто-то, а точнее никто-то, тот человек, которого вы здесь видели. Он уже состарился в боях и походах - Лассаль, это первый солдат военно-исторической реконструкции. Он первый сказал: "Сир"... Вот, а потом как реакция на клуб который занялся реконструкцией наполеоновской армией, возник клуб, который занялся реконструкцией русской армии той же эпохи. Всё подпольно, потом кто-то решил делать другие эпохи. Всё подпольно было пока, и в 1988 году это вышло благодаря одному из моих друзей, офицеру... десантнику, который приехал из Германии. Он сказал: "Сир, так слушай, давай сделаем, чтобы вот в открытую". Я говорю: "А как же это сделать?". Он говорит: "Да, пробьём..." и т. д. И на уровне ЦК комсомола пробили и сделали первый военно-исторический поход, в 1988 году открытый. И сразу по стране начали возникать военно-исторические клубы на разные эпохи... и так началось военно-историческое движение в России. Сейчас по России примерно 1500 человек этим занимается, разными эпохами, но в основном это у нас две эпохи: средневековье и наполеоновская армия, наполеоновская и русская. Есть ещё и другие эпохи, но пока... Вот так возникло военно-историческое движение, как все легенды, всё началось с замка, здесь из Петербурга.
Интерьвьюэр: Мы слышали, что вы в студенческие годы увлекались дуэлями?
О. С. Да, бессомнено, шпаги, шпаги, дуэли. Вот рана у меня здесь осталась на долгие годы. Один из моих друзей нанёс удар дагой, мы фехтовали на шпагах с дагами. Даги были довольно суровые, и вот я получил такой удар, и кровь хлестала, было очень забавно...
Интерьвьюэр: Как вы сочетаете это увлечение с преподаванием в университете?
О. С. Это великолепно, ты знаешь, когда я в Сорбонне преподаю, мои студенты это не просто студенты, а наоборот это люди, которые усовершенствуют свой уровень. Некоторые написали свои книги и т. д. Вообщем это увлечение помогает мне сделать лекции более захватывающими и, можно сказать оживить историю...
7. Заграница нам поможет. Клубы реконструкторов Западной Европы оказали своё влияние на возникновение реконструкторов у нас в стране. Например: чешские клубы оказали опосредованное влияние на возникновение минского клуба "Сердце дракона", английские и польские рыцари оказали влияние на возникновение клуба "Рыцарский союз" и т. д. В Западной Европе клубов реконструкторов больше на порядок, например в Польше от 200 - 300 клубов, занимающихся реконструкцией на эпоху средних веков, а Мальтийский орден - до сих пор одна из самых многочисленных и влиятельных организаций в политической и экономической жизни мира. Например, в Чехии первые клубы реконструкции появились в 1961-1963 гг., а активное движение началось с 70-х годов. В польском Голубдобженском замке уже на протяжении двадцати лет проводятся общеевропейские рыцарские турниры, куда съезжаются рыцари из Франции, Англии, Германии, Испании и других стран. Сейчас много реконструкторов побывало на фестивалях и турнирах в Польше, Чехии, Финляндии, Германии и т. д., и каждая эта поездка является дополнительным и очень большим стимулом в развитии этого движения в СНГ.
На наш взгляд, история реконструкторского движения по эпохе средневековья зародилась давно и имеет длинную историю как в России, так потом и СССР. Очевидно, были какие-нибудь самодеятельные клубы и одиночки, которые занимались реконструкцией средневековья, но история сохраняет события выборочно, поэтому первый клуб, который мне известен в СНГ, тогда ещё СССР, занявшийся реконструкцией средневековья, - это екатеринбургский "Рыцарский союз", и год его неофициального основания (1987) можно условно считать началом реконструкторского движения по средневековью в СНГ (Руководитель клуба, действительный член международной федерации рыцарских турниров Щербаков Александр Евгеньевич. Деятельность клуба заключалась в занятии фехтованием, реконструкции и сборе информации о доспехах, оружии, костюмах, культуре и быте средних веков, геральдике) В 1986 г. впервые был осуществлен контакт с г-ном Максом Диамондом - Президентом Турнирного Центра Великобритании по рыцарским турнирам, а в 1987 г. с его помощью - с международной федерацией рыцарских турниров во главе с Президентом Зигмунтом Квятковским (Польша).
За последующие 2 года была создана команда, которая в 1989 г. приняла участие в XIII Международном рыцарском турнире в г. Голюб-Добржин (Польша), где заняла III-е место среди пеших команд. В этом же году клуб включен в Федерацию как представитель СССР по пешим командам. Страны участницы: Франция, Италия, Швеция, Чехословакия, Польша, Россия, Украина.
В 1990 г. на основе старой команды была создана новая, принявшая участие в I-м международном рыцарском турнире в г. Киеве и завоевавшая II-е место. В мае 1991 г. команда принимала участие в шоу-программе "Козачий Кош". В этом же году приняла участие в Международном рыцарском турнире в Польше, где заняла II-е место с вручением памятного оружия. В 1992 г. приняла участие в Международном рыцарском турнире в замке Хойник (Польша). Кроме участия в международных рыцарских турнирах, клуб проводит показательные выступления команды и принимает участие в различных зрелищных мероприятиях, концертах и выставках, посвященных истории России, Востока и Запада.. О клубе был снят фильм "Без страха и упрека", который завоевал гранпри на кинофестивале "Надежда" в Москве. О деятельности клуба снимались также и другие телевизионные фильмы и передачи. В клубе проводятся занятия: фехтование на различных видах оружия, акробатика, каскадерское и актерское мастерство, рукопашный бой, стрельба из арбалета, хореография, история рыцарства.
В период 1989-1990 гг. появились:
1. Санкт-Петербургский клуб "Княжеская дружина". В 1990 году исполнилось 750 лет Невской битвы. Тогда был создан комитет по празднованию этого события. Люди, которые восстанавливали церковь Александра Невского в Усть-Ижоре, занялись изготовлением доспехов, макетов оружия. Был проведен поход с 1 по 15 июля 1990 г. от храма Святой Софии из Новгорода в Усть-Ижору по маршруту Александра Невского. Таким образом, после сего события был создан клуб, где стали изучать историю Руси 10-15 веков, руководителями клуба были Петр Васин и Александр Иванов.
1. ВИК "Орден Скрамасакс" основан 25 июля 1990г. В г. Троицке Московской области (первый руководитель - Осипов И.). Основным направлением деятельности клуба является реконструкция доспехов и снаряжения средневековой Европы (в частности Англии и Германии) времен столетней войны (XIV-XV века).
Потом количество клубов стало увеличиваться, а за последние три года их численность выросла особенно. Это происходит, очевидно, потому, что некоторые клубы ролевых игр начинают заниматься реконструкцией, на данный момент примерно 1/3 всех реконструкторских клубов - это переквалифицировавшиеся клубы ролевой игры. На февраль 2000 года удалось насчитать 50 военно-исторических клубов по СНГ. Клубы насчитывают от 7 - 8 до 130 человек. Сейчас примерно 1500 человек занимаются реконструкцией эпохи средних веков.
Как уже было сказано, реконструкторы зачастую реализовывают свои наработки в кино и в театре, в некотором смысле это является мечтой любого клуба, чтобы их пригласили сниматься в историческом кинофильме. Некоторые этого добиваются, например, клуб исторического моделирования "Наследие предков" том виде, в котором существует сейчас, клуб появился в середине 1995 года. В мае того года объединились московская часть "Скрамасакса" и клуб Олега Калеткина. Этому событию предшествовали постановки сценических боев в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (опера "Эрнани" с нашим участием идет там и сейчас) и работа в школе каскадеров "Мастер" (шоу "Московского комсомольца", "Рыцарь-шоу" - Сетунь'94, фестиваль традиционных единоборств "Русский стиль").
С самого возникновения реконструкторского движения при некоторых клубах существовали люди, занимающиеся музыкой, например, при клубе "Рыцарский союз" существует образцовый ансамбль "Рыцари и дамы", где занимаются дети, юноши и взрослые от 4 до 25 лет, руководитель Щербакова Елена Олеговна. Ансамбль культивирует: классический, историко-бытовой, характерный танец и танцы с оружием, кроме этого, принимает участие во всех турнирах и показательных выступлениях клуба. Ансамбль является лауреатом 8-ми международных фестивалей детского творчества в "Артеке", "Арленке", программы " Новые имена" с 1991 - 1998 г.
Со временем стали появляться самодеятельные ансамбли, существующие отдельно от реконструкторского движения, например, ансамбль старинной музыки из города Ульяновска, "Totus Floreo", в переводе с латыни "Я весь цвету" (это слова вагантской песни из сборника "Carmina Burana"). Играют и поют музыку средневековья, Возрождения и немного эпохи барокко: григорианские хоралы, песни трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов, инструментальную музыку XII - XVII веков, вокальные произведения раннего Возрождения и Елизаветинской эпохи. Любимые музыкальные страны - Прованс, Франция, Испания, Англия, Италия. Организован в 1996году. Основной состав - 8 человек (почти все студенты):
В 1998 году они записали кассету под названием "Alba". Дадим слово им самим "В планах еще один альбом. Наша музыка и все, что с нею связано, для нас - не хобби, а образ внутренней и внешней жизни, как и для каждого уважающего себя "одержимца", "реконструктора", или как еще нас назвать. Зимой мы сидим по университетам, а весной, летом и осенью бродим по стране почти пешком (в основном автостопом). Нам дворцов заманчивые своды свободы никогда не заменят! Поэтому мы - шпильманы, жонглеры, а не мейстерзингеры, и не бывать нам "академическим заслуженным коллективом", пока не состаримся, по крайней мере. Ведь играть приходится на всем, что подвернется под руку, и ноты мы выучили на практике, по ходу дела. В общем, осуществляем историческую реконструкцию в повседневной жизни. Если люди вместе с нами радуются, поют и танцуют, мы счастливы: не зря живем на свете!"
В 1993 году мы составили анкету для исследования движения реконструкторов, и удалось проанкетировать в январе 1994 года основной состав одного из реконструкторских клубов Санкт-Петербурга. На реконструкторов наибольшее воздействие оказывают устные рассказы друзей и знакомых, а также прочитанные ими книги, и только после них - телевидение. Они люди впечатлительные, почти все в своих мечтах представляли себя героем и прочитанной книги и увиденного фильма. Больше половины видели в своих снах рыцарские турниры. Почти всем нравится заниматься историей, а половина из них занималась до этого в клубах по изучению истории. Всем из них очень нравится ходить в средневековой одежде, в доспехах и с оружием. Многие не прочь принять участие в карнавалах, переодеваться, изменять свой облик. Большинство хотело бы прожить чуть больше месяца в лесу (далеко от цивилизации) в старинной крепости (поселении), и чтобы окружающие люди носили соответствующую данной эпохе одежду и оружие. Всем реконструкторам нравится , занимаясь в клубе, отдыхать от современности с помощью этого увлечения. Почти все чувствуют себя рыцарями постоянно, а некоторые только в доспехах и среди сподвижников. Треть чувствует себя морально выше остальных людей. Половина хочет носить с собой оружие всё время. Почти все иногда чувствуют, что в них просыпается дух предков. Практически все любят поединки и принимают иногда в них участие. Примерно половина реконструкторов хотела бы реконструировать доспехи богатого воина. Треть симпатизирует образу Дон Кихота. У половины в клубе занимаются друзья. Заигравшихся примерно 15%.
Сколько им лет? Из опрошенных мною клубов получилось, что средний возраст в 1994 году был примерно 32 года и находится в промежутке от 14 до 62 лет. В последнее время в реконструкторское движение пришло большое пополнение из среды ролевиков, однако средний возраст тем не мение изменился не очень, так как те люди, которые были в этом движении раньше, постарели. Для проверки мы опросили в 2000 году на фестивале реконструкторов в Выборге 22 участника. Результаты показали, что средний возраст - 30 лет и находится в промежутке от 17 до 70 лет. Сравнивая средний возраст реконструкторов России, Белоруссии, Украины, Чехии, Польши, Франции, Англии и Италии, мы пришли к выводу, что он у реконструкторов примерно одинаков во всех странах.
Кто они по профессии? Чтобы ответить на этот вопрос, мы опросили в 2000 году на фестивале реконструкторов в Выборге 19 участников.
Результаты представлены в таблице:
профессия |
число человек
|
экономист |
2 |
искусствовед |
1 |
эколог |
1 |
заведующий сектором народного
творчества |
1 |
конюх |
1 |
мастер народных
промыслов |
1 |
железнодорожник |
1 |
моряк загран
плавания |
1 |
электрик |
1 |
маркетолог |
2 |
кузнец |
1 |
слесарь |
1 |
рыцарь |
1 |
профессор истории |
1 |
режиссер |
1 |
художник |
1 |
археолог |
1 |
Результаты показывают, что больше половины имеют специальности с некоторым профессиональным отношением к реконструкции. Например, вот отрывок из интервью с Климом, аспирантом института археологии: "Самые разные вещи: некоторым нравится фехтовать и это серьёзно, возможность позвенеть, ходить с настоящим мечом на поясе, позвенеть алебардой о вражеский шлем, это нравится многим. Ну, я пришёл в клуб, чтобы проверять на практике те научные выводы, которые я делаю по необходимости своей профессии. Я занимался западноевропейским вооружением, теперь я занимаюсь русским вооружением. И это практически невозможно - эффективно заниматься военным делом, не проверяя какие-то свои выводы и элементы своих логических построений на практике. Для меня это больше эксперимент, и потом у меня масса друзей, вся жизнь в этом".
Некоторые реконструкторы меняли свои специальности, чтобы быть ближе к любимому занятию. Вот отрывок из интервью с Ричардом: "Моя основная профессия моряк загранплавания, я работал в строительной фирме, а последнее время кузнецом, чтобы быть поближе к доспехам и оружию".
Если вас смутила профессия рыцарь, то привожу отрывок из интервью с Годфруа де Мон Мирай: "По профессии я художник, проработал 5 лет на киностудии "Беларусь фильм". После распада СССР работал на телевидении, а потом понял, что не могу жить без рыцарства. Я руковожу рыцарским клубом и официально являюсь рыцарем, который имеет официальную зарплату".
Были ответы и юмористические: "По профессии я экономист-менеджер, а макрушник - это хобби".
На фестивале в Выборге в 2000 году было проинтервьюировано 16 человек, 11 мужчин и 5 женщин. У семи мужчин было взято интервью не случайно: они были одними из лидеров этого движения. Остальные были опрошены в случайном порядке. Интервьюер стоял во внутреннем дворе замка, где проходил пир, и брал интервью у первых попавшихся людей. Результаты представлены ниже.
Что привлекает заниматься реконструкцией?
Количество человек, ответивших таким же образом
Что привлекает заниматься
реконструкцией? |
Количество человек, ответивших
таким же образом |
Фехтование, езда на
лошадях |
11 |
Романтика
средневековья |
9 |
История |
8 |
Своеобразный отдых |
7 |
Рисование |
4 |
Занятие рукоделием |
3 |
Почувствовать себя
мужчиной |
3 |
Романтическое отношение к
женщине |
3 |
Другое |
27 |
Дабы вы, мои читатели, могли почувствовать некое подобие живого общения с реконструкторами ниже, привожу некоторые отрывки из интерьвью:
* На самом деле, посидев здесь у костра, я поняла, что это очень здорово. Песни, лошади, вот здесь же опять замок, забываешь время.
* Я думаю, романтика, которой так не хватает в нашем 20-м веке. Потом это все-таки реконструкция, это люди увлечённые, творческие. Им мало сидеть дома, на работе, заниматься современными делами, хочется действительно почувствовать себя человеком какой-нибудь там древней эпохи, старинных времён. Ну, я думаю реконструкторы они по природе искатели, постоянно что-то ищут, информацию, материалы для своих костюмов вооружение, всё, что бы в точности было. Считаю полезное очень, очень нужное занятие... Ну, про романтику я уже говорила. Так... ну, что ещё... Ну, мне сложно говорить за многих, ну, вот чисто вот про себя я могу сказать, что уже лет 7 увлекаюсь восточными танцами и когда просто встал передо мной вопрос "кого реконструировать?", я сказала: "Конечно же я буду сарацинкой".
* Знаете, я хочу сказать так, я думаю, я осознал, вывел формулировку. Для меня существовало когда-то время средневековья. Когда превыше всего ценились доблесть и честь, благородство и в те времена темные силы, чёрные силы, злость, злоба, находила в себе мужество, в себе силы выходить на открытый бой и решать все вопросы в честном бою, поединке и т. д. Теперь немного всё смешалось, и мне очень хочется, чтобы все вернулись средневековые традиции... Я думаю романтические мечты и... привлекают всех, кто этим занимается...
* Да у каждого своя причина, каждый ищет своё... Ну, первое, первое у некоторых просто крыша едет от средневековья, посмотрев очередной фильм. Человек просто загорается, вот, если этот порыв не угасает на изготовлении очередного предмета, и после того как он его изготовит, ему скажем, что он сделал неправильно, нужно переделывать. Другой как бы занимается наукой, ему всё это интересно как вот это всё делалось, научный интерес. Ну, как бы удовлетворение своих потребностей. Заняться чем-либо достойным. Некоторые для того, чтобы, грубо говоря, почувствовать себя мужчиной. Чего в наше время достаточно сложно, а на войне на настоящей это слишком рискованно и соответственно травматично, чисто психически. Я уже не говорю о том, что другие существуют. Кому-то интересно делать украшения. Он их делает и вот сделав... балдеет, вдохновляется, можно сказать, от своего труда. Я, например, плету кольчугу, вот я сплёл кусочек, смотрю - красиво! А когда большую кольчугу, а когда сделаешь и человек ещё говорит: "О-О-О!", а когда зрители говорят: "Это вы сами сделали". Я говорю: "Ну, да так потихоньку полегоньку - "И эту?"- "И эту". Так, что причины разные. У кого и эти и те причины... У меня причина, меня, честно говоря, заставил Ярослав: "А чё мы будем заниматься этим, давайте реконструкцию. Серьёзно, это интересно". Ну, в общем интерес к истории, рисованию и военной подготовке у меня по этим предметам в школе были пятёрки...
* Ну, я тоже считаю, что реальность достаточно тоже серая, однообразная, а здесь действительно можно, что-то найти. Здесь действительно человек может совершать подвиги, драться, девушка для них, эти костюмы, вернуться в средневековье... тебе открывают дверь и чтобы пропустить вперёд. А в жизни, когда ты идёшь в магазин и какой-то мужчина проскакивает вперёд и не пропускает, настолько шокирует. Доходит до того, что я иногда, когда спускаюсь где-нибудь из общественного транспорта, немного в шоке, я привыкла, что мне там подают руку и я, когда спускаюсь, думаю: "О боже!, а где же рука и как я сама спущусь?". То есть настолько привыкаешь. Вот.
* ...Месяц назад я командовал битвой при Морено в Италии, 2300 участников и в этой битве, например вечером перед битвой, я немного прогуливался по бивакам , а тут какая-то группа людей в польских мундирах, и говорят: "Простите, мой генерал, можно вам задать несколько вопросов?" - говорят по-русски с польским акцентом. Я говорю: "Да, пожалуйста". Мы с ними заговорили, и я уже чувствую по лицам, что буквально увидел, вот настоящие польские солдаты. Один из них был польский улан, пересечённый шрамом, как выяснилось, это каскадер Польши, который снимался в главной, все каскадёрские трюки в фильме "Огнём и мечом" вот, и вот буквально, через несколько минут разговора с ними. Это уже были мои солдаты, великолепные, которые, подняв сабли, кричали: "Мы их всех зарубим и спасибо нашему Императору!" и я сказал одному, этому великолепному каскадёру, зовут его Всеслав. Я говорю: "Всеслав, завтра я хочу, чтобы ты был в моём эскорте?". "Да, мой генерал" -, ответил он. На следующий день, в бою, за мной стоял польский улан, настоящий польский улан, его отец польский улан, его дед польский улан, его прадед польский улан, прапрадед польский улан. За мной стоял польский улан просто идеальный, как будто сошедший с той эпохи, и в бою он один выходил со своей пикой на пять, на шесть, на семь человек, он вращал пикой, наносил такие удары... Он делал то же самое, что было под Сомасерой, просто вот такой человек. Потом люди, у которых есть великолепная ассоциация, занимающиеся наполеоновской эпохой, в этой ассоциации порядка тысячи человек, в Австрии, Германии, во Франции и мгновенно мы с ними впервые встретились при Маренго, отсалютовали. Мы только друг друга поприветствовали и дальше их генерал, командующий их ассоциацией, пригласил меня в свой шатёр. Мы туда вошли, вошёл этот генерал, который мне естественно сказал: "Мой генерал, прошу вас, присаживайтесь (по тому, что я был приглашённый генерал)". Я сел. Мы сели. В шатёр... Шатёр был сделан так, как будто я попал в это время , было сделано всё, абсолютно, начиная от ковров на полу, кончая мебелью той эпохи, и мы сели, рядом, вошли все офицеры, подчёркиваю этот момент, это то, что очень важно для средневековья, все офицеры вошли и никто не сел, сидят два генерала и после того, как "господа, прошу", все сели. И вы знаете, возник какой-то момент, горят свечи, великолепный шатёр, и я посмотрел на них и говорю: "Генерал, позвольте я скажу два слова?". Он: "Конечно, конечно, мой генерал"... Я поднял бокал и сказал, да бокал естественно принесли тоже, секретарь поднёс на серебреном подносе бокалы... Я сказал: "Господа, - я на них посмотрел и я вижу из глаз излучается - мы с вами виделись здесь двести лет тому назад, мы с вами были здесь, в этом месте и я хочу поднять бокал за нашу вторую встречу. У нас ещё будет много вместе побед! Да здравствует император! Да здравствует наша победа!" Разговор шел по-французски, там были итальянцы, французы, немцы, австрийцы, но все говорят по-французски потому, что мы во французских мундирах. И один и итальянцев по-французски: "Мой генерал! Мой генерал! - он человек, которому лет сорок, который абсолютно серьёзный мужчина, у него слеза - Вы сказали то, о чём я всегда думал. И это так, и это правда! Мы с вами виделись, мы здесь уже были! Да здравствует император!"... Это было, понимаете, это просто... Мы очутились 200 лет назад, и когда я вижу Годфруа, я знаю, что мы с ним виделись 700 лет назад, где-то так. Вот, я не знаю в своё время я относился к этому так, как какой-то... смешно, я же физик, первое образование физик, абсолютно реально, а теперь я знаю, что наши души встречались, мы виделись. Мы иначе не могли просто встретиться, и Годфруа и его блистательная, самая эпоха первой жизни естественно была в ордене "Тамплиеров". Это был один из самых знатных рыцарей 13-го века во Франции, наверное где-то он со святым Людовиком воевал, вместе шел рядом с ним. Мы с ним виделись, конечно виделись. Мы с ним просто встретились опять. Прошло каких-то там 750 лет...
Меня очень удивил факт того, что рисование в таблице заняло достаточно высокое место. Я решил исследовать этот момент, но прежде отрывок из интервьюэр:
Интерьвьюэр: "Как давно вы увлекаетесь реконструкцией?"
Интервьюируемый: "Как карандаш в руки смог взять, уже увлекался."
Интерьвьюэр: "Это как!?!"
Интерьвьируемый: "Ну, рисую я ещё с самого детства. Рисую всегда одно и тоже. Постоянно люди в доспехах и тому подобное"
Опросив десять реконструкторов, обнаружил, что у них всех наблюдается подобное. Я просмотрел тетради нескольких мальчиков и обнаружил, что некоторые не рисуют практически ничего, некоторые рисуют в основном машинки, а другие в основном людей с мечами и т. п. Тогда я решил просмотреть свои школьные тетради и обнаружил там рисунки типа "реконструктор" и пришлось констатировать факт, что я не случайно пришёл к теме "Реконструкций средневековой личности". Я стал просматривать тетради своих знакомых и обнаружил, что рисунки типа "реконструктор" могут встречаються у людей, занимающихся боевыми искусствами.
Жизнь меня забросила жить в диких условиях знаменитого общежития психологов и философов на улице Шевченко, дом 25. Там я подружился со студентом философского факультета Андреем. Одно время одним из моих любимых дел было ковать в его комнате свой пластинчатый доспех. Я надевал большие наушники и начинал ковать, обычно вечером, вернувшись с работы или лекций. Друзья говорили, что грохот стоял на два этажа вниз, и когда кто-нибудь из них входил в общежитие, то, поднявшись на второй этаж, уже можно было услышать плоды моей работы. Обычно к часу ночи в комнату, где я ковал, входил какой-нибудь делегат и я переставал ковать, но помня это время, решил поспрашивать у реконструкторов: "Как ваши близкие относятся к вашему увлечению?".
Выяснилось, что в основном хорошо. Ниже привожу некоторые ответы:
* Показывают меня своим знакомым и друзьям как достопримечательность.
* Ну как?, с пониманием. Ну, поразному бывает, конечно, ну, когда человек занят интересным делом, когда водку не пьянствует и не курит, что в принципе не исторично. Ну чё ещё в нашей стране можно желать? Потом как бы если с умением раскрутиться, в принципе можно и окупать, если не полностью, то частично или большей частью. А потом иногда для здоровья полезно, нервы успокаивают некоторые вещи. Например - плетение кольчуг.
* Вообще-то замечательно, потому что носят на работу фотографии, некоторые части доспехов, так в принципе они одобряют это всё и терпят - это главное.
* Близкие? Ну, сначала я у дедушки украл, плащ, что бы сделать себе сапожки, вот. Сапожки сделал, поэтому они теперь уже нормально относятся. То есть они поняли, что это неизбежно. Раньше там, конечно, пытались сказать, что это не серьездно, всякое такое. Теперь поняли, что это неизбежно, уже относятся хорошо и даже в некотором смысле поощряют. То есть они поняли, сейчас мир раздвоился на отрицательный и более-мение нормальное. Они считают, что это лучше, чем там, где-нибудь в подъезде мазаться там чем нибудь, ну, колоться.
* Папа считает, что это немного детское увлечение. Мне кажется, что мой папа несколько критически на это смотрит, но на самом деле он рад тому, что часто ездит на эти турниры и всё снимает на видеоплёнку. Моя мама тоже в большом восторге, помогает мне шить платье и вообще и помогает по мере возможности. Они в общем-то хорошо относятся потому, что до прихода в орден я не шила, я не знала, с какой стороны подойти к швейной машинке, вот я всё-таки стала шить, более-мение вязать. Потом вот действительно до прихода в орден я любила, конечно, лес, но все эти насекомые, всё это для меня было такой ужас!, а когда я стала ездить в лес, стало всё это естественно... научилась готовить на костре, чего раньше не умела.
Интересно то, что на фестивале в Выборге примерно треть всех участников были ролевики или люди, бывшие ролевиками, но сейчас уже выросшие из этого возраста. В таблице ответы типа надоела реальность внесены ролевиками, это отражение их приезда на фестиваль реконструкторов. Отрывки из интервью с ними:
* Реконструкцией не так уже давно я увлекаюсь. Я в основном занимаюсь ролевыми играми, но так вот для разнообразия реконструкцией увлеклась... Мои близкие и друзья все исключительно ролевики...
* (Разговор идёт о том, когда появился первый клуб военно-исторической реконструкции, добавление от автора). Вообще я считаю, сразу после выхода книги такой Толкиена, если вы знаете, "Властелин колец". Вообще я считаю после него появились... Я, например, не балдею по реконструкции. Реконструкция может быть двух видов: реконструкция может быть внешняя, когда на себя полный лох навесит кучу доспехов, которые естественно сделаны классно, полностью реконструкция, там всё горячая ковка и т. д. И может быть нормальный человек, который на себя навесит может самое простое, холодная ковка, просто сделана, выглядит хорошо, вот, зато он в душе реконструктор. За то у него в душе будет гореть пламя рыцарства, ну, он будет чувствовать это.
Географией распространения реконструкторов является весь мир, вся наша планета.
На реконструкторские меропроприятия собираются от нескольких человек до нескольких тысяч реконструкторов. У реконструкторов есть несколько специфических выработанных для своей субкультуры мероприятий:
1. Фестивали средневековой культуры, куда может собираться несколько тысяч участников и тысячи зрителей. Обычно одна-две сотни участников и от пару сотен до нескольких тысяч зрителей.
1. Турниры, наподобие проводившихся в средневековье. Сейчас туда в основном начинают съезжаться поединщики и молодые реконструкторы. Обычно несколько десятков участников и сотня другая зрителей. Конные турниры проводятся редко.
1. Пиры, наподобие проводившихся в средние века. Обычно проходят без зрителей. Там народ собирается, чтобы попить пивка и вина со средневековым колоритом. До пару сотен участников.
1. Посвящения в рыцари. До нескольких десятков участников.
1. Реконструкции битв, проходивших в средневековье. Реконструкторы собираются на месте, где в средневековье проходила крупная битва и инсценируют её. Собирается до нескольких тысяч участников и тысячи зрителей.
Хочу отметить, что все вышеперечисленные мероприятия при проведении имеют признаки и черты всех вышеприведённых пунктов. Так, например, на последнем мероприятии, на котором мне удалось побывать в 2000 году, был фестиваль в Выборге. Он проходил несколько дней. Посреди города на острове находится выборгский замок. Несколько дней на острове вокруг замка стояли средневековые шатры и палатки, по ночам горели костры и слышался звон мечей.
Для зрителей фестиваль проходил днём, а вечером, когда на замковом мосту выставляли охрану, внутри устраивались фехтовальные поединки и бои. На этом фестивале было посвящено в рыцари несколько человек и отшумело множество весёлых пиров, а так же был разыгран перед зрителями конный турнир и штурм выборгского замка.
Не стоит думать, что жизнь реконструктора это только поездки на вышеуказанные мероприятия. Основное время своего увлечения они тратят на:
1. Изучение каких-нибудь ремёсел.
1. Изготовление доспехов и костюмов.
1. Тренировки по фехтованию.
1. Чтение книг по интересующим темам.
1. Заседания в клубах.
В движении реконструкторов есть один очень печальный факт. Так много говорится красивых слов и так мало людей действительно имеющих право их сказать.
У движения реконструкторов в будущем, очевидно, будет наблюдаться рост численности участников, в связи с тем, что есть ресурс.