ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯЧасть 1
Субкультуры
Поединщики
Что может быть прекрасней
Увидеть страх в глазах врагов
И убегающие спины ...
Рубя направо и налево,
Душою с Одином сливаясь,
Победою своею уповаясь,
И за одним столом сидя
С героями Валгаллы.
Поединщики - это движение любителей исторического фехтования. Для них поединок на холодном оружии стал, в некотором смысле, жизненной необходимостью. Имеется в виду поединок на холодном оружии (мечах, топорах и т. д.), который является приоритетным над самой идеей реконструкции средневековья и т. д. Ценность человека в этом движении абсолютно зависит от того, на сколько хорошо он фехтует.
Эх народец нынче хилый...
Драться с этими людьми,
Мне б померяться бы силой,
Мне б померяться бы силой
С чёртом, чёрт меня возьми...
(песня из фильма "Достояние республики")
Их очень мало. К примеру, в Санкт-Петербурге их несколько десятков. Об их истории можно сказать, что они были всегда, если брать за начало их истории конец средневековья. Любители исторического фехтования существовали всегда. Мне очень приятно, что к 2000 году они сложились как субкультура в связи с тем, что я предсказывал их появление на дискуссиях по вопросу развития реконструкторского и ролевого движения ещё в 1993 году. Они явились подтверждением моей теории однопаралельных субкультур.
Предпосылками их развития послужили:
1. Появление клубов реконструкторов.
1. Появление школ русбоя.
1. Бум популярности среди молодёжи восточных единоборств.
1. СМК, показывавшие фильмы с поединками на стальном оружии и представлявшие его в романтическом ореоле.
1. Школы народных танцев.
1. Появление клубов ролевых игр.
1. Популярность фехтования как такового.
1. Движение на национальное самоопределение.
1. Романтическая красота самого фехтования мечом:
Лишь ветер и скалы.
Лишь солнце и сталь.
Поймут, как красив на закате
Танцующий меч...
В руках мастера
В нашей стране это движение начало свое формирование с 1990 года, тогда начали проходить первые турниры по историческому фехтованию и крупные ролевые игры. Точкой отсчёта истории этого движения может быть назван 1996 год, когда федерация фехтования нашей страны открыла у себя отделение исторического фехтования. За десять лет это движение выделилось в отдельную субкультуру. Книга Вадима Кондратьева и Александра Антоновича "Историческое фехтование" стала поворотной точкой в истории этого движения. Конечно, выходили и другие книги похожего содержания например Александра Белова, но, на наш взгляд, он занимается русбоем, а не историческим фехтованием. Теперь это движение, окончательно оформившись, взяло курс на спортивно-оздоровительные цели, теряя само искусство фехтования.
Сейчас можно говорить, что эта субкультура уже сформировалась и существует практически независимо от реконструкторов, систем русбоя и т. д. На сайте "Тоже город" я обнаружил информационное письмо, подписанное Боцман Хреново - Зиландский оно хорошо написано, а главное прекрастно расказывает о турнире "Мечь России": "ПРОЛОГ
Сентябрь. Дети собираются в школу, птицы - на юг, олимпийцы - в Сидней, а возле спорткомплекса "Чертаново" сиротливо стоят два десятка молодых людей в хорошей спортивной форме. Что они здесь делают? Ждут начала турнира по историческому фехтованию "Меч России-2000". Самое печальное в этой картине то, что турнир уже начинается, только на другом конце Москвы. Иллюстрация к статье "ералаш" в Словаре Иностранных Слов с картинками.
9е сентября 2000 года. Сетуньский стан - база объединения каскадеров "Мастер". Три ристалища, сто сорок восемь боев в четырех категориях. Фанаты и милиционеры водят своеобразный хоровод по всему стану. "Диспетчеры" вызывают бойцов, маршалы зачитывают ритуальные фразы, угловые машут руками, секунданты хрипят и протестуют. А внутри веревочных периметров начинаются и заканчиваются бои - маленькие трагедии сильных мужчин.
Первенство привлекло немалое число работников Меча и Топора как из России, так и из братских славянских государств. В этот раз бойцы были объединены в сборные по региональному принципу для возможности ведения командного зачета. Так, помимо сборной Москвы, на турнире образовались сборные Центрального региона (Тула, Калуга и т.д.), Севера (Мурманск, Северодвинск, Архангельск), Поволжья (Саратов, Пенза, Заречный), Урала (Уфа), Украины (Киев, Харьков, Одесса) и Белоруссии (Минск).
Турнир проходил по сложной схеме, которая выматывала всех - и участников, и судей, и медиков. Каждый боец должен был встретиться с каждым в своей категории. Три веса в категории "щит-меч" были распределены по трем ристалищам, и бойцам, заявившимся на участие в поединках без щитов, пришлось ждать практически весь день. За полтора - два часа до наступления темноты самые тяжелые щитовики - свыше 85 кг - закончили рвать друг друга и освободили место мечникам. Кстати, это ристалище прославилось тем, что на нем дважды был повержен неоднократный чемпион и обладатель Кубка России, опытнейший боец В. Терехов из Тулы. Тем не менее, эти проигрыши не отразились на его готовности продолжать бой за первенство, и к концу дня он стал финалистом в своей категории. На двух других ристалищах ситуация развивалась похожим образом, разве что некоторые "легко"атлеты - до 75 кг, чье ристалище было ближе прочих к трибунам, выявили в себе актерско-клоунские таланты. А как им было себя вести, если даже маршал время от времени переходил к весьма неофициальной манере общения со своими помощниками и поединщиками. Здоровый казарменный юмор ощутимо разряжал обстановку непрерывного многочасового фехтовального марафона.
Следующий день выявил причины, по которым турнир был перенесен из уютного спорткомплекса на сетуньские "просторы". Какое было шоу!
Сначала участники турнира под восторженное молчание трибун штурмовали замок и обороняли его одновременно. Затем два отряда сошлись в кровавой сшибке посередь поля, и лязг металла заглушил крики боли и отчаяния.
Потом желающие, в том числе и из публики, приняли участие в метании сулицы и топора в мишень, но большинство промахивалось, так как за мишенью маячил усиленный наряд милиции и сбивал настройки систем наведения. Затем прошел замечательный по своей красочности и гармоничности конкурс исторического костюма в двух номинациях, обозначенных в программке литерами "М" и "Ж". Следующим номером программы стала волна показательных выступлений клубов-участников турнира. Как мы повеселились, глядя на размахивающих здоровенными топорами, дубинами и кистенями парней из Калуги, наблюдая за витязями-гиревиками из Коломны, проявлениями женской жестокости, воспитанной в тульских спортзалах. Было много интересного, "на сладкое" туляки показали зрителям мелодраматическую постановку с зачатками сюжета и обилием боевых и трюковых моментов. А в итоге все свелось к суперфинальным боям. Выжившие в финалах своих категорий бойцы выясняли отношения между собой, оспаривая титул абсолютного чемпиона первенства. По накалу и драматизму три этих боя оставили далеко позади большую часть боев этого соревнования. В итоге чемпионом стал молодой парень с севера, с чем мы его и поздравляем. Несмотря на холодный дождь и сгущающиеся сумерки, люди не спешили расходиться. После награждения победителей над Сетунью расцвели огни праздничного фейерверка. Вот так. Праздник удался, и очень жаль, что подобные мероприятия пока еще весьма редки. Больше праздников, веселых и добрых, с добротным рубиловом и соответствующим угощением, чего, кстати, на этом первенстве не организовали".
Чтобы образней представить это движение, вспомните рассказ Веллера "Оружейник Тарасюк" или прочтите книгу Вадима Кондратьева и Александра Антоновича "Историческое фехтование". Главное отличие поединщиков от остальных вышеперечисленных субкультур - это расстановка приоритетов. Для поединщика поединок на холодном оружии является самоцелью.
Очевидно, движение исторического фехтования будет развиваться в спортивно оздоровительном ключе. Барьер в несколько тысяч человек оно никогда не преодолеет, если не будет оказана государственная поддержка, что врятдли. В будущем это движение очевидно так и останется узкоспецифичной субкультурой. Уйдя в спортивно оздоровительную сторону, движение исторического фехтования потеряло своих наиболее колоритных сторонников.