ЧАСТЬ II. ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА IV СОЗЫВА
1. Описание нового закона о выборах
Выборы депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга IV
созыва должны пройти по принципиально новым правилам в апреле 2007
года. Хотя, в соответствии с новым федеральным избирательным
законодательством, они состоятся во второе воскресенье марта (при этом,
некоторые эксперты указывают на вероятность досрочного проведения
выборов – например, весной 2006 года). Перед прошлыми выборами в
Законодательное собрание изменения состояли прежде всего в сокращении
второго тура выборов (отметим, что если бы на выборах 1998 года не было
второго тура, то в 13 округах победили бы другие кандидаты). В этот раз
последствия изменений законодательства более принципиальны. Мы
проанализируем, опираясь на Закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов
Законодательного собрания Санкт-Петербурга» № 252-35 от 15.06.05.
Без сомнения, основным нововведением является «переход на избрание
исключительно по партийным спискам». Кавычки здесь объясняются тем, что
депутаты, стараясь сохранить за собой округа, «вырастили» очень
необычный гибрид мажоритарной и пропорциональной системы. В целом,
распределение мест между партиями происходит по пропорциональной
системе: 50 мест в парламенте делятся между партиями, набравшими более
7% голосов, пропорционально результату. Но если на выборах в Госдуму
законодательные требования к распределению мест внутри партийных
списков ограничиваются понятием федеральной «тройки», то в Петербурге
теперь схема сложнее. Вначале мандаты достаются тем кандидатам, которые
находятся в городской части списка – их может быть до трех человек.
Оставшаяся часть списка имеет привязку к округам – в каждом из 50
округов партию представляет конкретный кандидат. Соответственно, те
мандаты, которые получает партия (кроме общегородской части списка),
достаются тем кандидатам, на округах которых партия набрала наибольший
процент голосов.
Еще полгода назад существовала вероятность принятия другой схемы,
более мажоритарной по своему характеру: в каждом округе должны были
проводиться выборы между представителями партий. Эти правила могли бы
привести к весьма интересным результатам. За исключением тех
действующих депутатов, которые имели бы очень сильные позиции у себя в
округе (то есть они бы набрали большинство вне зависимости от того,
какую партию бы представляли), все остальные места могла бы получить
одна партия… Особенно, если бы в бюллетенях не стояли фамилии
кандидатов. Но в данной работе мы проанализируем наиболее вероятные
последствия принятия закона в том виде, в котором он существует на
сегодняшний день.
следующая глава >>
|