ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. История означает рассказ о
происходящих или прошлых событиях, которые:
П*: нами или современниками
оцениваются как повлиявшие на ход истории;
–: были зафиксированы в письменных
источниках (хрониках, летописях, архивных документах, периодических изданиях и
электронных носителях);
–: оказали влияние на политическое
устройство общества своего времени;
–: были признаны современной наукой
как достоверные события.
2. Историческая психология –
это:
П: направление психологии,
изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов;
–: направление психологии,
изучающее взаимосвязи этологических и исторических феноменов;
–: направление психологии,
изучающее исторические феномены;
–: раздел исторической науки,
изучающий психологические феномены.
3. Объектом исторической
психологии является:
П: множество людей (отдельные
личности, социальные группы), выступающих как объекты и субъекты исторического
процесса;
–: множество личностей, выступающих
как объекты и субъекты исторического процесса;
–: множество исторических фактов;
–: множество археологических
находок.
4. Предметом исторической
психологии являются:
П: психологические характеристики
человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого
и прогнозирование развития личности будущего), стереотипы и установки людей
одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории,
психология исторического образования и воспитания;
–: психологические характеристики
человека прошлого, стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других
эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и
воспитания;
–: психологические характеристики
человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого
и прогнозирование развития личности будущего), стереотипы и установки людей
одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, анализ
исторических документов, психология исторического образования и воспитания;
–: психологические характеристики
человека прошлого, стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других
эпох, психологическая сущность истории, анализ исторических документов,
психология исторического образования и воспитания .
5. Историческая психология
исследует историю и поведение человека и общества на стыке:
П: психологии, философии, истории,
социологии и этологии;
–: психологии, философии, истории,
культурологии и этнологии;
–: психологии, философии, истории,
культурологии и этологии;
–: психологии, философии, истории,
социологии и этнологии.
6. Этические принципы научных
исследований в области исторической психологии включают:
П: ненанесение ущерба объекту
исследования, компетентность исследователя, его непредвзятость,
конфиденциальность результатов исследования;
–: минимальное воздействие на
объект исследования, компетентность исследователя, его заинтересованность,
конфиденциальность результатов исследования;
–: ненанесение ущерба объекту
исследования, наличие у исследователя высшего образования, его непредвзятость,
открытость результатов исследования;
–: минимальное воздействие на
объект исследования, компетентность исследователя, его заинтересованность,
открытость результатов исследования.
7. Историческая ситуация
определяется как:
П: психологическое состояние
общества, временные границы которого определены изменением социально значимых
параметров;
–: период времени, в течение
которого происходят значимые для общества события;
–: состояние общества, во время
которого происходят исторические изменения, значимые для современников и
потомков;
–: совокупность событий, влияющих
на экономическую и политическую жизнь общества.
8. Историческое действие –
это:
П: действие личности, социальной
группы, приводящее к преобразованию общества, оказывающее влияние на судьбы
современников и потомков;
–: изменение исторической ситуации,
влияющее на жизнь личности, социальной группы и общества в настоящем и будущем;
–:
преобразование общества в конкретно взятый исторический период, оказывающее
влияние на судьбы современников и потомков;
–: изменение существующего
общественно-политического строя, оказывающее влияние на судьбы современников и
потомков.
9. Гипотеза – это:
П: подвергаемое проверке
предположение, описывающее возможную взаимосвязь между событиями;
–: анализируемое предположение,
описывающее существующую взаимосвязь между событиями;
–: подвергаемое проверке
предположение, описывающее существующую взаимосвязь между событиями;
–: анализируемое предположение,
описывающее возможную взаимосвязь между событиями.
10. Теория – это:
П: интегрированная совокупность
принципов, объясняющих и прогнозирующих наблюдаемые события;
–: интегрированная система методов,
объясняющих и прогнозирующих наблюдаемые события;
–: интегрированная совокупность
принципов, описывающих наблюдаемые события;
–: интегрированная система методов,
описывающих наблюдаемые события.
11. Методы психологической
реконструкции делятся на блок методов и блок аналитических методов:
П: исторической рефлексии;
–: исторической психологии;
–: исторической ментальности;
–: исторической идентификации
.
12. Блок методов исторической
рефлексии изучает:
П: психологическое наследие
исследуемой эпохи;
–: психологическое своеобразие
исторических периодов;
–: психологические характеристики
исторических эпох;
–: психологические особенности
исследуемой эпохи.
13. Методы исторической
рефлексии включают:
1) изучение специфических
субкультур;
2) метод исторической
реконструкции;
3) исследование культурного
наследия выбранной эпохи, изучение влияния открытий данной эпохи на последующие
события.
4) изучение общественного мнения,
………………………… об исследуемом периоде:
П:
стереотипов и установок;
–:
аналитических обзоров;
–:
литературных произведений;
–:
научных исследований.
14. Методы исторической
рефлексии включают:
П: изучение специфических
субкультур, используя опросы, наблюдения, метод включенного наблюдения,
интервью, тестирование;
–: анализ болезней, еды и других
характеристик выбранной эпохи, а также реконструкцию физического тела;
–: изучение специфических
субкультур, а также реконструкцию физического тела;
–: анализ болезней, еды и других
характеристик выбранной эпохи, используя опросы, наблюдения, метод включенного
наблюдения, интервью, тестирование.
15.
Метод анализа личности и социальных событий Средневековья путем погружения в
деятельность реконструкторов называется:
П: включенное наблюдение;
–: опосредованное наблюдение;
–: историческое наблюдение;
–: реконструированное
наблюдение.
16. Блок аналитических методов
включает:
П: метод физиогномической
реконструкции, анализ архитектурных сооружений, анализ изобразительного
искусства, контент-анализ письменных источников, анализ звука выбранной эпохи;
–: метод физиогномической
реконструкции, анализ архитектурных сооружений, анализ изобразительного
искусства, биографический анализ, психологический анализ выбранной эпохи;
–: метод физиогномической
реконструкции, анализ архитектурных сооружений, анализ изобразительного
искусства, биографический анализ, анализ звука выбранной эпохи;
–: метод физиогномической
реконструкции, анализ архитектурных сооружений, анализ изобразительного
искусства, контент-анализ письменных источников, психологический анализ
выбранной эпохи.
17. Метод физиогномической
реконструкции включает:
П: анализ болезней, еды и других
характеристик выбранной эпохи, а также реконструкцию физического тела;
–: изучение специфических
субкультур, используя опросы, наблюдения, метод включенного наблюдения,
интервью, тестирование;
–: изучение специфических
субкультур, а также реконструкцию физического тела;
–: анализ болезней, еды и других
характеристик выбранной эпохи, используя опросы, наблюдения, метод включенного
наблюдения, интервью, тестирование.
18. Метод изучения явлений в
развитии называется:
П: генетизм;
–: историзм;
–: прогрессивизм;
–:
патернализм.
19. Беседа – это:
П:
метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем
ведения с ним целенаправленного разговора;
–:
метод, основанный на анализе разговора, направленный на получение первичной
информации;
–:
метод, основанный на анализе разговора, направленный на получение вторичной
информации;
–:
метод, основанный на анализе разговора, направленный на получение субъективной
информации.
20.
Наблюдение – это:
П: целенаправленное, спонтанное и
фиксируемое восприятие;
–: соучаствующее, спонтанное и
субъективное восприятие;
–: преднамеренное, спонтанное и
субъективное восприятие;
–: соучаствующее, спонтанное и
фиксируемое восприятие.
21. Эксперимент – это:
П: эмпирический метод планомерного
наблюдения, комбинация и изменение условий с целью изучения причин возникновения
явлений и закономерностей;
–: метод планомерного наблюдения,
при постоянных условиях с целью изучения причин возникновения явлений и
закономерностей;
–: аналитический метод исследования
с целью изучения причин возникновения явлений и закономерностей;
–: аналитический метод исследования
при постоянных условиях с целью изучения причин возникновения явлений и
закономерностей.
22. Три «золотых» правила
экспериментатора:
П: Первое: прежде чем обнаружить
что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала
сформировать новый понятийный аппарат. Второе: объект конкретного исследования
диктует метод, адекватный его изучению. Третье: теория определяет, что именно
можно наблюдать.
–:
Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими
наблюдателями, необходимо сначала изучить научные исследования предшественников.
Второе: объект исследования определяет задачи изучения. Третье: теория
определяет, что именно можно наблюдать.
–:
Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими
наблюдателями, необходимо сначала изучить научные исследования предшественников.
Второе: объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению.
Третье: результаты исследования должны быть воспроизводимы.
–:
Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими
наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Второе:
объект исследования определяет задачи изучения. Третье: результаты исследования
должны быть воспроизводимы.
23.
Археология – это:
П:
наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным
памятникам;
–:
наука, занимающаяся раскопками вещественных памятников древних народов;
–:
наука, занимающаяся поиском кладов и древних артефактов;
–:
наука о восстановлении вещественных памятников истории древних народов.
24.
Архетип – это:
П:
термин аналитической психологии К.Г. Юнга – первичные врожденные структуры
коллективного бессознательного;
–:
термин аналитической психологии К.Г. Юнга – приобретенные структуры
коллективного бессознательного;
–:
термин аналитической психологии А. Адлера – приобретенные структуры
коллективного бессознательного;
–:
термин аналитической психологии А. Адлера – первичные врожденные структуры
коллективного бессознательного.
25.
Виртуальная реальность – это:
П:
область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредовано
электронными носителями информации;
–:
игровая форма деятельности, в которой взаимодействуют не существующие в
реальности объекты;
–:
игровая форма деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредовано
электронными носителями информации;
–:
область деятельности, в которой взаимодействуют не существующие в реальности
объекты.
26.
Вирус психологический – это:
П: психологическая программа,
осуществляющая манипулятивное воздействие на поведение и деятельность человека и
общества;
–:
информационная система, распространяющая сведения о поведении и деятельности
человека и общества;
–: психологическая программа,
распространяющая сведения о поведении и деятельности человека и общества;
–: информационная система,
осуществляющая манипулятивное воздействие на поведение и деятельность человека и
общества.
27. Историософия – это:
П: спекулятивное философское учение
об истории;
–: учение о философских основах
истории;
–: учение об исторических основах
философии;
–: спекулятивное историческое
учение о философии.
28. Историзм – это:
П: обобщение истории общества и
культуры до универсальных мер и законов мироздания;
–: направление истории, описывающее
влияние исторических событий на общество;
–: философское течение, изучающее
последовательность мировых событий;
–: процесс создания целостной
исторической картины мира на основе анализа исторической взаимосвязи между
общественными событиями.
29. Коллапсирующие скопления –
это:
П: внутривидовая форма регуляции
численности особей, характеризующаяся ослаблением борьбы за существование,
замещаемой гипертрофированной общительностью;
–: межвидовая форма регуляции
численности особей, характеризующаяся усилением борьбы за существование,
сопровождаемой гипертрофированной общительностью;
–: внутривидовая форма регуляции
численности особей, характеризующаяся усилением борьбы за существование,
сопровождаемой гипертрофированной общительностью;
–: межвидовая форма регуляции
численности особей, характеризующаяся ослаблением борьбы за существование,
замещаемой гипертрофированной общительностью.
30.
Пассионарность – это:
П:
наличие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, возбуждающей
и стимулирующей активность окружения;
–:
наличие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, тормозящей и
подавляющей активность окружения;
–:
отсутствие у живой системы (человека или этнической общности) энергии,
возбуждающей и стимулирующей активность окружения;
–:
отсутствие у живой системы (человека или этнической общности) энергии,
тормозящей и подавляющей активность окружения.
31.
Метаблетика – это:
П:
направление в исторической психологии, изучающее психические отклонения людей
прошлого;
–:
изменения в понимании собственного «Я» в процессе жизнедеятельности;
–:
направление в исторической психологии, изучающее закономерную связь причины и
следствия в историческом процессе;
–:
поведение человека, ориентированное на достижение исторической цели.
32.
Мимезис – это:
П:
способ комплексного представления событий путем их восприятия в динамике;
–:
искажение событий, связанное с субъективным восприятием очевидцами происходивших
процессов или явлений;
–:
невозможность воспроизведения информации об известных общественных фактах,
связанная с отсутствием интереса к политической жизни общества;
–:
увеличение исторической значимости событий с увеличением их эмоционального
воздействия на общество.
33.
Психоклассы – это:
П:
группы индивидов со сходным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах
одной популяции;
–:
группы индивидов с различным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах
одной популяции;
–:
группы индивидов с различным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах
нескольких популяций;
–:
группы индивидов со сходным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах
нескольких популяций.
34.
Психоистория – это:
П:
самостоятельная наука об исторической мотивации, которая предлагает методику
прогнозирования на ближайшую историческую перспективу;
–:
отрасль исторической науки, которая предлагает методику прогнозирования на
ближайшую историческую перспективу;
–:
самостоятельная наука об исторической мотивации, которая предлагает методику
прогнозирования на длительную историческую перспективу;
–:
отрасль исторической науки, которая предлагает методику прогнозирования на
длительную историческую перспективу.
35.
Главный метод психоистории – это:
П:
поиск причин мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их
реструктуризация;
–:
анализ жизни индивидума и его реструктуризация;
–:
поиск причин мотивационных моделей в значительных событиях жизни личности и их
реструктуризация;
–:
поиск причин мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их анализ.
36.
Палеопсихология – это:
П:
направление психологии, изучающее различия психики людей прошлого и настоящего;
–:
направление палеологии, изучающее поведение вымерших животных;
–:
направление психологии, изучающее характеристики психики людей палеолита;
–:
направление палеологии, изучающее различия психики людей прошлого и настоящего.
37.
Табу – это:
П:
запрет или система запретов светского или религиозного характера, нарушение
которых влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции;
–:
система комплексов светского или религиозного характера, нарушение которых
влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции;
–:
система комплексов светского или религиозного характера, нарушение которых
влечет за собой применение правовых санкций;
–:
запрет или система запретов светского или религиозного характера, нарушение
которых влечет за собой применение правовых санкций.
38.
Цивилизация – это:
П:
ступень культуры, характеризующаяся плановыми, упорядоченными совместными
действиями людей;
–:
ступень общества, характеризующаяся высоким уровнем развития;
–:
ступень общества, характеризующаяся плановыми, упорядоченными совместными
действиями людей;
–:
ступень культуры, характеризующаяся высоким уровнем развития.
39.
Этнография – это:
П:
наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта
народов;
–:
наука, изучающая народную культуру и особенности быта народов;
–:
наука о поведении животных в естественных и искусственных условиях;
–:
наука, изучающая народную культуру и особенности быта малых народов.
40.
Этология – это:
П:
наука о поведении животных в естественных и искусственных условиях;
–:
наука о поведении физических тел;
–:
наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта
народов;
–:
наука о психическом складе и поведении людей, обусловленном их национальной
принадлежностью.
41. Текстуально-смысловой анализ называется:
П:
герменевтика;
–:
литерация;
–:
спецификация;
–:
перихонтология.
42. Процесс формирования человеческого звукового
языка называется:
П:
глоттогенез;
–:
лингвагенез;
–:
глоттопедия;
–:
лингвапедия.
43. Система обыденных коллективных представлений
называется:
П:
ментальность;
–:
стереотипность;
–:
вульгарность;
–:
персистенция.
44. Опрос свидетелей по определенному плану и
критическое сопоставление событий называется:
П:
метод Фукидида;
–:
метод Геродота;
–:
метод Платона;
–:
метод Гекатея.
45. Представителем
герменевтически-феноменологического направления является:
П: Й.
Хейзинга;
–: К.Г.
Юнг;
–: Р.
Мандру;
–: К.
Ясперс.
46. Представителем исторического направления
является:
П: М.
Блок;
–: Л.
Бинсвангер;
–: Л.П.
Карсавин;
–: Ж.
Пиаже.
47. Представителем
психоаналитического направления является:
П: З.
Фрейд;
–: Л.
Февр;
–: У.
Джеймс;
–: Ж.
Гебзер.
48. Представителем палеопсихологического
направления является:
П: Б.Ф.
Поршнев;
–: И.
Мейерсон;
–: Э.Х.
Эриксон;
–: Ш.
Блондель.
49. Представителем психоисторического
направления является:
П: Л.
Демоз;
–: Дж.
Брунер;
–: А.Н.
Леонтьев;
–: М.М.
Бахтин.
50. Представителем культурно-исторического
направления является:
П: Л.С.
Выготский;
–: Э.
Берн;
–: Л.
Леви-Брюль;
–: Э.Б.
Тэйлор.
51. Термин «историческая психология» предложил:
П: И.
Мейерсон;
–: Ж.
Пиаже;
–: М.
Блок;
–: Р.
Мандру.
52. Автором 10-томного труда «Психология
народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» является:
П: В.М.
Вундт;
–: Й.
Хейзинга;
–: Л.
Леви-Брюль;
–: Л.
Демоз.
53. Автором теории о модификации личности под
влиянием протестантизма является:
П: М.
Вебер;
–: М.М.
Бахтин;
–: Э.Б.
Тэйлор;
–: К.
Хорни.
54.
Процесс поглощения на ранних стадиях исторического развития индивидуального
сознания коллективным описал:
П: Э.
Дюркгейм;
–: Д.Д.
Фрейзер;
–: К.
Леви-Строс;
–: А.Р.
Лурия.
55. Определение ментальности как системы
коллективных представлений и определенной направленности мыслей предложил:
П: Л.
Леви-Брюль;
–: К.Г.
Юнг;
–: К.
Ясперс;
–: Ж.
Гебзер.
56. Идею психологических различий людей в разные
периоды мировой истории человечества выразил:
П: В.М.
Вундт;
–: У.
Джеймс;
–: И.
Мейерсон;
–: Л.
Бинсвангер.
57. Принцип исторического колорита – изображение
людей прошлого не похожими на современных впервые предложил:
П: В.
Скотт;
–: Г.
Сенкевич;
–: Й.
Хейзинга;
–: А.
Конан Дойл.
58. Исторический характер познавательных
процессов и их связь с изменением условий общественной жизни экспериментально
доказал:
П: А.Р.
Лурия;
–: А.Н.
Леонтьев;
–: Б.Ф.
Поршнев;
–: М.М.
Бахтин.
59. В.М. Вундт считал психологию народов:
П:
психологией развития;
–:
исторической психологией;
–:
этнической психологией;
–:
психологией ментальности.
60. Показатель исторического влияния личности
называется:
П:
историческая продуктивность личности;
–:
историческая характеристика личности;
–:
историческая специфичность личности;
–:
историческая ментальность личности.
61. Комплекс психологических
свойств, характерный для личности определенной исторической эпохи и
сформировавшийся под влиянием конкретных исторических условий, называется:
П: историческое своеобразие
личности;
–: историческая идентичность
личности;
–: историческая специфичность
личности;
–: историческая ментальность
личности.
62. Процесс исторического
формирования личности под влиянием внешних и внутренних психологических факторов
называется:
П: исторический персогенез;
–: исторический онтогенез;
–: онтологическое формирование
личности;
–: историческая онтология.
63. Чувство принадлежности
личности к определенному поколению называется:
П: историческая идентичность
личности;
–: историческое своеобразие
личности;
–: историческая специфичность
личности;
–: историческая ментальность
личности.
64. Восприятие личностью
изменений характеристик исторической ситуации называется:
П: историческая чувствительность;
–: психологическое восприятие
истории;
–: индивидуальная чувствительность;
–: историческая ундуляция.
65. Закон исторической
идентичности гласит:
П: любой человек, причастный к
формированию истории, искажает ее тем сильнее, чем сильнее он себя
идентифицирует с историческим событием;
–: идентичность человека с
историческим событием определяется мерой его причастности к этому событию;
–: идентичность определяется
значимостью исторического события для жизнедеятельности конкретного человека;
–: историческая идентичность
увеличивается при участии человека в социальной группе, являющейся инициатором
исторических событий.
66. Закон исторической
последовательности, сформулированный В.М. Бехтеревым, гласит:
П: ни одно общественное движение не
может обнаружиться прежде, чем осуществятся все необходимые для него
предпосылки;
–: психологическая значимость
исторической ситуации различается в связи с поколенческой принадлежностью;
–:
любое событие может быть рассмотрено с точки зрения исторической
последовательности;
–:
эволюция исторического процесса происходит в виде сменяющих друг друга периодов.
67.
Правило герменевтического круга (М. Хайдеггер) гласит:
П:
знание целого предшествует знанию частей;
–:
человек выделяет связи явлений, которые формируют законы;
–: в
предметах заложены принципы, определяющие мышление и приписывающие ему законы;
–:
история есть смена различных видов деятельности.
68.
Хронологическая последовательность стилей отношения взрослого к ребенку в
европейской истории:
П:
детоубийство, оставляющий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий,
помогающий;
–:
детоубийство, амбивалентный, навязчивый, оставляющий, социализирующий,
помогающий;
–:
детоубийство, оставляющий, навязчивый, амбивалентный, помогающий,
социализирующий;
–:
детоубийство, оставляющий, амбивалентный, навязчивый, помогающий,
социализирующий.
69.
Игра – это:
П:
«несерьезная» форма деятельности в условных ситуациях, направленная на
воссоздание и усвоение общественного опыта;
–:
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение
общественного опыта;
–:
форма деятельности в условных ситуациях в виде социально закрепленных способов
осуществления предметных действий;
–:
форма деятельности, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта
для отработки социально желательных действий.
70.
Ролевая игра подразделяется на:
П:
игру-общение, игру-функцию, игру-компенсацию и игру-эскапизм;
–:
игру-общение, игру-подражание, игру-компенсацию и игру-эскапизм;
–:
игру-взаимодействие, игру-функцию, игру-компенсацию и игру-эскапизм;
–:
игру-общение, игру-функцию, игру-компенсацию и игру-реализацию.
71.
Парадокс неформальных молодежных объединений заключается в том, что:
П: все
неформальные молодежные объединения функционально идентичны, однако в реальности
существует множество различных их форм;
–: все неформальные молодежные
объединения являются аналогами существующих взрослых объединений;
–: более 80% лидеров таких
организаций старше 30 лет;
–: более 60% неформальных
молодежных объединений существуют менее 3 лет.
72.
Результаты исследований, описывающих молодежную субкультуру:
П: к
моменту их опубликования устаревают;
–:
основаны на данных опроса участников молодежных движений;
–: должны содержать описание и
анализ не менее 70% молодежных движений, действующих в описываемом регионе или
стране;
–: не могут быть опубликованы без
согласия Этического комитета.
73. Генеральные совокупности
различных неформальных молодежных движений:
П: могут составлять одни и те же
люди;
–: не могут составлять одни и те же
люди;
–: могут включать только
организации, в составе которых не менее 30% участников от 15 до 25 лет;
–: могут включать только
организации, в составе которых не менее 70% участников от 15 до 25 лет.
74. Численность неформальных
молодежных объединений и их влияние на общество:
П: преувеличиваются средствами
массовой информации;
–: преуменьшаются средствами
массовой информации;
–: нивелируются средствами массовой
информации;
–: не зависят от средств массовой
информации.
75. Правило социальной пирамиды:
удлинение срока физического существования отцов:
П: порождает удлинение срока
«психологического детства» детей;
–: порождает укорочение срока
«психологического детства» детей;
–: может как удлинять, так и
укорачивать срок «психологического детства» детей;
–: не влияет на срок
«психологического детства» детей.
<<назад /
далее>>