ТЕСТОВОЕ  ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.   История означает рассказ о происходящих или прошлых событиях, которые:

П*: нами или современниками оцениваются как повлиявшие на ход истории;

–: были зафиксированы в письменных источниках (хрониках, летописях, архивных документах, периодических изданиях и электронных носителях);

–: оказали влияние на политическое устройство общества своего времени;

–: были признаны современной наукой как достоверные события.

2.   Историческая психология – это:

П: направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов;

–: направление психологии, изучающее взаимосвязи этологических и исторических феноменов;

–: направление психологии, изучающее исторические феномены;

–: раздел исторической науки, изучающий психологические феномены.    

3.   Объектом исторической психологии является:

П: множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающих как объекты и субъекты исторического процесса;

–: множество личностей, выступающих как объекты и субъекты исторического процесса;

–: множество исторических фактов;

–: множество археологических находок.

4.   Предметом исторической психологии являются:

П: психологические характеристики человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого и прогнозирование развития личности будущего), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания;

–: психологические характеристики человека прошлого, стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания;

–: психологические характеристики человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого и прогнозирование развития личности будущего), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, анализ исторических документов, психология исторического образования и воспитания;

–: психологические характеристики человека прошлого, стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, анализ исторических документов, психология исторического образования и воспитания       .

5.   Историческая психология исследует историю и поведение человека и общества на стыке:

П: психологии, философии, истории, социологии и этологии;

–: психологии, философии, истории, культурологии и этнологии;

–: психологии, философии, истории, культурологии и этологии;

–: психологии, философии, истории, социологии и этнологии.

6. Этические принципы научных исследований в области исторической психологии включают:

П: ненанесение ущерба объекту исследования, компетентность исследователя, его непредвзятость, конфиденциальность результатов исследования;

–: минимальное воздействие на объект исследования, компетент­ность исследователя, его заинтересованность, конфиденциальность результатов исследования;

–: ненанесение ущерба объекту исследования, наличие у исследователя высшего образования, его непредвзятость, открытость результатов исследования;

–: минимальное воздействие на объект исследования, компетент­ность исследователя, его заинтересованность, открытость результатов исследования.       

7.   Историческая ситуация определяется как:

П: психологическое состояние общества, временные границы которого определены изменением социально значимых параметров;

–: период времени, в течение которого происходят значимые для общества события;

–: состояние общества, во время которого происходят исторические изменения, значимые для современников и потомков;

–: совокупность событий, влияющих на экономическую и политическую жизнь общества.

8.   Историческое действие – это:

П: действие личности, социальной группы, приводящее к преобразованию общества, оказывающее влияние на судьбы современников и потомков;

–: изменение исторической ситуации, влияющее на жизнь личности, социальной группы и общества в настоящем и будущем;

–: преобразование общества в конкретно взятый исторический период, оказывающее влияние на судьбы современников и потомков;

–: изменение существующего общественно-политического строя, оказывающее влияние на судьбы современников и потомков.        

9.   Гипотеза – это:

П: подвергаемое проверке предположение, описывающее возможную взаимосвязь между событиями;

–: анализируемое предположение, описывающее существующую взаимосвязь между событиями;

–: подвергаемое проверке предположение, описывающее существующую взаимосвязь между событиями;

–: анализируемое предположение, описывающее возможную взаимосвязь между событиями.       

10. Теория – это:

П: интегрированная совокупность принципов, объясняющих и прогнозирующих наблюдаемые события;

–: интегрированная система методов, объясняющих и прогнозирующих наблюдаемые события;

–: интегрированная совокупность принципов, описывающих наблюдаемые события;

–: интегрированная система методов, описывающих наблюдаемые события.           

11. Методы психологической реконструкции делятся на блок методов и блок аналитических методов:

П: исторической рефлексии;

–: исторической психологии;

–: исторической ментальности;

–: исторической идентификации      .

12. Блок методов исторической рефлексии изучает:

П: психологическое наследие исследуемой эпохи;

–: психологическое своеобразие исторических периодов;

–: психологические характеристики исторических эпох;

–: психологические особенности исследуемой эпохи.        

13. Методы исторической рефлексии включают:

1)   изучение специфических субкультур;

2)   метод исторической реконструкции;

3)   исследование культурного наследия выбранной эпохи, изучение влияния открытий данной эпохи на последующие события.

4)   изучение общественного мнения, ………………………… об исследуемом периоде:

П: стереотипов и установок;

–: аналитических обзоров;

–: литературных произведений;

–: научных исследований.          

14. Методы исторической рефлексии включают:

П: изучение специфических субкультур, используя опросы, наблюдения, метод включенного наблюдения, интервью, тестирование;

–: анализ болезней, еды и других характеристик выбранной эпохи, а также реконструкцию физического тела;

–: изучение специфических субкультур, а также реконструкцию физического тела;

–: анализ болезней, еды и других характеристик выбранной эпохи, используя опросы, наблюдения, метод включенного наблюдения, интервью, тестирование.  

15. Метод анализа личности и социальных событий Средневековья путем погружения в деятельность реконструкторов называется:

П: включенное наблюдение;

–: опосредованное наблюдение;

–: историческое наблюдение;

–: реконструированное наблюдение.           

16. Блок аналитических методов включает:

П: метод физиогномической реконструкции, анализ архитектурных сооружений, анализ изобразительного искусства, контент-анализ письменных источников, анализ звука выбранной эпохи;

–: метод физиогномической реконструкции, анализ архитектурных сооружений, анализ изобразительного искусства, биографический анализ, психологический анализ выбранной эпохи;

–: метод физиогномической реконструкции, анализ архитектурных сооружений, анализ изобразительного искусства, биографический анализ, анализ звука выбранной эпохи;

–: метод физиогномической реконструкции, анализ архитектурных сооружений, анализ изобразительного искусства, контент-анализ письменных источников, психологический анализ выбранной эпохи.

17. Метод физиогномической реконструкции включает:

П: анализ болезней, еды и других характеристик выбранной эпохи, а также реконструкцию физического тела;

–: изучение специфических субкультур, используя опросы, наблюдения, метод включенного наблюдения, интервью, тестирование;

–: изучение специфических субкультур, а также реконструкцию физического тела;

–: анализ болезней, еды и других характеристик выбранной эпохи, используя опросы, наблюдения, метод включенного наблюдения, интервью, тестирование.  

18. Метод изучения явлений в развитии называется:

П: генетизм;

–: историзм;

–: прогрессивизм;

–: патернализм.      

19. Беседа – это:

П: метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним целенаправленного разговора;

–: метод, основанный на анализе разговора, направленный на получение первичной информации;

–: метод, основанный на анализе разговора, направленный на получение вторичной информации;

–: метод, основанный на анализе разговора, направленный на получение субъективной информации.         

20. Наблюдение – это:

П: целенаправленное, спонтанное и фиксируемое восприятие;

–: соучаствующее, спонтанное и субъективное восприятие;

–: преднамеренное, спонтанное и субъективное восприятие;

–: соучаствующее, спонтанное и фиксируемое восприятие.

21. Эксперимент – это:

П: эмпирический метод планомерного наблюдения, комбинация и изменение условий с целью изучения причин возникновения явлений и закономерностей;

–: метод планомерного наблюдения, при постоянных условиях с целью изучения причин возникновения явлений и закономерностей;

–: аналитический метод исследования с целью изучения причин возникновения явлений и закономерностей;

–: аналитический метод исследования при постоянных условиях с целью изучения причин возникновения явлений и закономерностей.

22. Три «золотых» правила экспериментатора:

П: Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Второе: объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению. Третье: теория определяет, что именно можно наблюдать.

–: Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала изучить научные исследования предшественников. Второе: объект исследования определяет задачи изучения. Третье: теория определяет, что именно можно наблюдать.

–: Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала изучить научные исследования предшественников. Второе: объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению. Третье: результаты исследования должны быть воспроизводимы.

–: Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Второе: объект исследования определяет задачи изучения. Третье: результаты исследования должны быть воспроизводимы.  

23. Археология – это:

П: наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам;

–: наука, занимающаяся раскопками вещественных памятников древних народов;

–: наука, занимающаяся поиском кладов и древних артефактов;

–: наука о восстановлении вещественных памятников истории древних народов.

24. Архетип – это:

П: термин аналитической психологии К.Г. Юнга – первичные врожденные структуры коллективного бессознательного;

–: термин аналитической психологии К.Г. Юнга – приобретенные структуры коллективного бессознательного;

–: термин аналитической психологии А. Адлера – приобретенные структуры коллективного бессознательного;

–: термин аналитической психологии А. Адлера – первичные врожденные структуры коллективного бессознательного.           

25. Виртуальная реальность – это:

П: область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредовано электронными носителями информации;

–: игровая форма деятельности, в которой взаимодействуют не существующие в реальности объекты;

–: игровая форма деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредовано электронными носителями информации;

–: область деятельности, в которой взаимодействуют не существующие в реальности объекты.      

26. Вирус психологический – это:

П: психологическая программа, осуществляющая манипулятивное воздействие на поведение и деятельность человека и общества;

–: информационная система, распространяющая сведения о поведении и деятельности человека и общества;

–: психологическая программа, распространяющая сведения о поведении и деятельности человека и общества;

–: информационная система, осуществляющая манипулятивное воздействие на поведение и деятельность человека и общества.

27. Историософия – это:

П: спекулятивное философское учение об истории;

–: учение о философских основах истории;

–: учение об исторических основах философии;

–: спекулятивное историческое учение о философии.         

28. Историзм – это:

П: обобщение истории общества и культуры до универсальных мер и законов мироздания;

–: направление истории, описывающее влияние исторических событий на общество;

–: философское течение, изучающее последовательность мировых событий;

–: процесс создания целостной исторической картины мира на основе анализа исторической взаимосвязи между общественными событиями.    

29. Коллапсирующие скопления – это:

П: внутривидовая форма регуляции численности особей, характеризующаяся ослаблением борьбы за существование, замещаемой гипертрофированной общительностью;

–: межвидовая форма регуляции численности особей, характеризующаяся усилением борьбы за существование, сопровождаемой гипертрофированной общительностью;

–: внутривидовая форма регуляции численности особей, характеризующаяся усилением борьбы за существование, сопровождаемой гипертрофированной общительностью;

–: межвидовая форма регуляции численности особей, характеризующаяся ослаблением борьбы за существование, замещаемой гипертрофированной общительностью.

30. Пассионарность – это:

П: наличие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, возбуждающей и стимулирующей активность окружения;

–: наличие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, тормозящей и подавляющей активность окружения;

–: отсутствие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, возбуждающей и стимулирующей активность окружения;

–: отсутствие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, тормозящей и подавляющей активность окружения.

31. Метаблетика – это:

П: направление в исторической психологии, изучающее психические отклонения людей прошлого;

–: изменения в понимании собственного «Я» в процессе жизнедеятельности;

–: направление в исторической психологии, изучающее закономерную связь причины и следствия в историческом процессе;

–: поведение человека, ориентированное на достижение исторической цели.          

32. Мимезис – это:

П: способ комплексного представления событий путем их восприятия в динамике;

–: искажение событий, связанное с субъективным восприятием очевидцами происходивших процессов или явлений;

–: невозможность воспроизведения информации об известных общественных фактах, связанная с отсутствием интереса к политической жизни общества;

–: увеличение исторической значимости событий с увеличением их эмоционального воздействия на общество.     

33. Психоклассы – это:

П: группы индивидов со сходным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах одной популяции;

–: группы индивидов с различным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах одной популяции;

–: группы индивидов с различным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах нескольких популяций;

–: группы индивидов со сходным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах нескольких популяций.    

34. Психоистория – это:

П: самостоятельная наука об исторической мотивации, которая предлагает методику прогнозирования на ближайшую историче­скую перспективу;

–: отрасль исторической науки, которая предлагает методику прогнозирования на ближайшую историческую перспективу;

–: самостоятельная наука об исторической мотивации, которая предлагает методику прогнозирования на длительную историческую перспективу;

–: отрасль исторической науки, которая предлагает методику прогнозирования на длительную историческую перспективу.            

35. Главный метод психоистории – это:

П: поиск причин мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их реструктуризация;

–: анализ жизни индивидума и его реструктуризация;

–: поиск причин мотивационных моделей в значительных событиях жизни личности и их реструктуризация;

–: поиск причин мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их анализ.

36. Палеопсихология – это:

П: направление психологии, изучающее различия психики людей прошлого и настоящего;

–: направление палеологии, изучающее поведение вымерших животных;

–: направление психологии, изучающее характеристики психики людей палеолита;

–: направление палеологии, изучающее различия психики людей прошлого и настоящего. 

37. Табу – это:

П: запрет или система запретов светского или религиозного характера, нарушение которых влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции;

–: система комплексов светского или религиозного характера, нарушение которых влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции;

–: система комплексов светского или религиозного характера, нарушение которых влечет за собой применение правовых санкций;

–: запрет или система запретов светского или религиозного характера, нарушение которых влечет за собой применение правовых санкций.      

38. Цивилизация – это:

П: ступень культуры, характеризующаяся плановыми, упорядоченными совместными действиями людей;

–: ступень общества, характеризующаяся высоким уровнем развития;

–: ступень общества, характеризующаяся плановыми, упорядоченными совместными действиями людей;

–: ступень культуры, характеризующаяся высоким уровнем развития.        

39. Этнография – это:

П: наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта народов;

–: наука, изучающая народную культуру и особенности быта народов;

–: наука о поведении животных в естественных и искусственных условиях;

–: наука, изучающая народную культуру и особенности быта малых  народов.

40. Этология – это:

П: наука о поведении животных в естественных и искусственных условиях;

–: наука о поведении физических тел;

–: наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта народов;

–: наука о психическом складе и поведении людей, обусловленном их национальной принадлежностью.   

41. Текстуально-смысловой анализ называется:

П: герменевтика;

–: литерация;

–: спецификация;

–: перихонтология. 

42. Процесс формирования человеческого звукового языка называется:

П: глоттогенез;

–: лингвагенез;

–: глоттопедия;

–: лингвапедия.      

43. Система обыденных коллективных представлений называется:

П: ментальность;

–: стереотипность;

–: вульгарность;

–: персистенция.    

44. Опрос свидетелей по определенному плану и критиче­ское сопоставление событий называется:

П: метод Фукидида;

–: метод Геродота;

–: метод Платона;

–: метод Гекатея.    

45. Представителем герменевтически-феноменологического направления является:

П: Й. Хейзинга;

–: К.Г. Юнг;

–: Р. Мандру;

–: К. Ясперс.         

46. Представителем исторического направления является:

П: М. Блок;

–: Л. Бинсвангер;

–: Л.П. Карсавин;

–: Ж. Пиаже.         

47. Представителем психоаналитического направления является:

П: З. Фрейд;

–: Л. Февр;

–: У. Джеймс;

–: Ж. Гебзер.

48. Представителем палеопсихологического направления является:

П: Б.Ф. Поршнев;

–: И. Мейерсон;

–: Э.Х. Эриксон;

–: Ш. Блондель.

49. Представителем психоисторического направления является:

П: Л. Демоз;

–: Дж. Брунер;

–: А.Н. Леонтьев;

–: М.М. Бахтин.

50. Представителем культурно-исторического направления является:

П: Л.С. Выготский;

–: Э. Берн;

–: Л. Леви-Брюль;

–: Э.Б. Тэйлор.

51. Термин «историческая психология» предложил:

П: И. Мейерсон;

–: Ж. Пиаже;

–: М. Блок;

–: Р. Мандру.         

52. Автором 10-томного труда «Психология народов. Ис­сле­дование закона развития языка, мифов и обычаев» явля­ется:

П: В.М. Вундт;

–: Й. Хейзинга;

–: Л. Леви-Брюль;

–: Л. Демоз.          

53. Автором теории о модификации личности под влиянием протестантизма является:

П: М. Вебер;

–: М.М. Бахтин;

–: Э.Б. Тэйлор;

–: К. Хорни.

54. Процесс поглощения на ранних стадиях исторического развития индивидуального сознания коллективным описал:

П: Э. Дюркгейм;

–: Д.Д. Фрейзер;

–: К. Леви-Строс;

–: А.Р. Лурия.

55. Определение ментальности как системы коллективных представлений и определенной направленности мыслей предложил:

П: Л. Леви-Брюль;

–: К.Г. Юнг;

–: К. Ясперс;

–: Ж. Гебзер.

56. Идею психологических различий людей в разные периоды мировой истории человечества выразил:

П: В.М. Вундт;

–: У. Джеймс;

–: И. Мейерсон;

–: Л. Бинсвангер.   

57. Принцип исторического колорита – изображение людей прошлого не похожими на современных впервые предложил:

П: В. Скотт;

–: Г. Сенкевич;

–: Й. Хейзинга;

–: А. Конан Дойл.  

58. Исторический характер познавательных процессов и их связь с изменением условий общественной жизни экспериментально доказал:

П: А.Р. Лурия;

–: А.Н. Леонтьев;

–: Б.Ф. Поршнев;

–: М.М. Бахтин.     

59. В.М. Вундт считал психологию народов:

П: психологией развития;

–: исторической психологией;

–: этнической психологией;

–: психологией ментальности.        

60. Показатель исторического влияния личности называется:

П: историческая продуктивность личности;

–: историческая характеристика личности;

–: историческая специфичность личности;

–: историческая ментальность личности.     

61. Комплекс психологических свойств, характерный для личности определенной исторической эпохи и сформировавшийся под влиянием конкретных исторических условий, называется:

П: историческое своеобразие личности;

–: историческая идентичность личности;

–: историческая специфичность личности;

–: историческая ментальность личности.     

62. Процесс исторического формирования личности под влиянием внешних и внутренних психологических факторов называется:

П: исторический персогенез;

–: исторический онтогенез;

–: онтологическое формирование личности;

–: историческая онтология.

63. Чувство принадлежности личности к определенному поколению называется:

П: историческая идентичность личности;

–: историческое своеобразие личности;

–: историческая специфичность личности;

–: историческая ментальность личности.     

64. Восприятие личностью изменений характеристик исторической ситуации называется:

П: историческая чувствительность;

–: психологическое восприятие истории;

–: индивидуальная чувствительность;

–: историческая ундуляция.

65. Закон исторической идентичности гласит:

П: любой человек, причастный к формированию истории, искажает ее тем сильнее, чем сильнее он себя идентифицирует с историческим событием;

–: идентичность человека с историческим событием определяется мерой его причастности к этому событию;

–: идентичность определяется значимостью исторического события для жизнедеятельности конкретного человека;

–: историческая идентичность увеличивается при участии человека в социальной группе, являющейся инициатором исторических событий.

66. Закон исторической последовательности, сформулированный В.М. Бехтеревым, гласит:

П: ни одно общественное движение не может обнаружиться прежде, чем осуществятся все необходимые для него предпосылки;

–: психологическая значимость исторической ситуации различается в связи с поколенческой принадлежностью;

–: любое событие может быть рассмотрено с точки зрения исторической последовательности;

–: эволюция исторического процесса происходит в виде сменяющих друг друга периодов.

67. Правило герменевтического круга (М. Хайдеггер) гласит:

П: знание целого предшествует знанию частей;

–: человек выделяет связи явлений, которые формируют законы;

–: в предметах заложены принципы, определяющие мышление и приписывающие ему законы;

–: история есть смена различных видов деятельности.        

68. Хронологическая последовательность стилей отношения взрослого к ребенку в европейской истории:

П: детоубийство, оставляющий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий;

–: детоубийство, амбивалентный, навязчивый, оставляющий, социализирующий, помогающий;

–: детоубийство, оставляющий, навязчивый, амбивалентный, помогающий, социализирующий;

–: детоубийство, оставляющий, амбивалентный, навязчивый, помогающий, социализирующий.     

69. Игра – это:

П: «несерьезная» форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта;

–: форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта;

–: форма деятельности в условных ситуациях в виде социально закрепленных способов осуществления предметных действий;

–: форма деятельности, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта для отработки социально желательных действий.

70. Ролевая игра подразделяется на:

П: игру-общение, игру-функцию, игру-компенсацию и игру-эскапизм;

–: игру-общение, игру-подражание, игру-компенсацию и игру-эскапизм;

–: игру-взаимодействие, игру-функцию, игру-компенсацию и игру-эскапизм;

–: игру-общение, игру-функцию, игру-компенсацию и игру-реализацию.   

71. Парадокс неформальных молодежных объединений заключается в том, что:

П: все неформальные молодежные объединения функционально идентичны, однако в реальности существует множество различных их форм;

–: все неформальные молодежные объединения являются аналогами существующих взрослых объединений;

–: более 80% лидеров таких организаций старше 30 лет;

–: более 60% неформальных молодежных объединений существуют менее 3 лет.   

72. Результаты исследований, описывающих молодежную субкультуру:

П: к моменту их опубликования устаревают;

–: основаны на данных опроса участников молодежных движений;

–: должны содержать описание и анализ не менее 70% молодежных движений, действующих в описываемом регионе или стране;

–: не могут быть опубликованы без согласия Этического комитета.

73. Генеральные совокупности различных неформальных молодежных движений:

П: могут составлять одни и те же люди;

–: не могут составлять одни и те же люди;

–: могут включать только организации, в составе которых не менее 30% участников от 15 до 25 лет;

–: могут включать только организации, в составе которых не менее 70% участников от 15 до 25 лет.         

74. Численность неформальных молодежных объединений и их влияние на общество:

П: преувеличиваются средствами массовой информации;

–: преуменьшаются средствами массовой информации;

–: нивелируются средствами массовой информации;

–: не зависят от средств массовой информации.

75. Правило социальной пирамиды: удлинение срока физического существования отцов:

П: порождает удлинение срока «психологического детства» детей;

–: порождает укорочение срока «психологического детства» детей;

–: может как удлинять, так и укорачивать срок «психологиче­ского детства» детей;

–: не влияет на срок «психологического детства» детей.   

  

<<назад / далее>>

 
Hosted by uCoz