ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯЧасть 2
Метод включённого наблюдения
Несколько зарисовок
Сверкая гранями души, или о пирах.
Пиво в кружке
Рядом подружка
Огонь в камине трещит
И пусть за окном буря и гром
Мы в Шайре песенку поем
Пусть пиво пенится всегда
В трактире серая гора
Песня Фродо в "Гарцующем пони"
Все течет, все изменяется. Я попробовал описать мир средневековья сегодня таким, каким увидел его сам. Осталось добавить ещё пару мазков для завершения этой авангардной картины. Рассказать о современных временах "средневековья" и ничего не сказать о пирах - это рассказать половину правды о фестивалях реконструкторов. Воины за бражным столом - картина незабываемая и очень веселая. Однако хочу оговориться в самом начале, чтобы меня не истолковали превратно: большинство людей, занимающихся реконструкцией или ролевыми играми, - малопьющие. Безусловно, среди них встречаются отдельные товарищи, которые весьма не прочь погорланить в пьяном дыму песни и потом душевненько всхрапнуть под пиршеским столом, но это скорее исключение, нежели правило. Вот сижу за пиршеским столом во внутреннем дворе выборгского замка. Длиннющий стол, сотня человек пирует за ним, шум, гомон, веселые песни. Позвякивают кольчуги, поскрипывают доспехи, кто-то горячо вспоминает прошедшие бои, штурм замка, бугурт, конный турнир. Другие рассказывают о былых пирах… Пиры в процессе реконструкции занимают, пожалуй, третье место после битв и турниров. За последние восемь лет к этому виду реконструкции "Валгаллы" отношение изменилось очень сильно: если раньше народ собирался за столиком или у костров с чайком и водочкой, то теперь не редкость бочка пива и жареные поросята. Причин видоизменения меню много, но стоит ли упоминать о них? В общем, я хотел сказать, ребята, что после всевозможных турниров, битв или игр можно чудненько попускать пивные пузыри на лоне природы под стенами замков, что в обычной жизни сделать почти невозможно… На этих мероприятиях можно встретиться с очень интересными людьми. Например, я ночью пошел за пивом. Иду по ночному Выборгу и вдруг слышу, как кто-то поёт:
n А в шхерах финского залива
Летят белея паруса,
И шкипер гордый молчаливо
О ветре просит паруса,
О ветре просит паруса.
Мы в этом мире прихожане,
И каждый крест несет здесь свой.
В приход свой верят выборжане,
В карельских землях град святой.
Сверкая гранями души,
Под небом каждый прихожанин
Добро творя, свой путь вершит…
Мне стало интересно, кто же это поет. Подошёл и увидел мужчину с гитарой и пару слушателей. Мы познакомились с Александром Беловицким, и я предложил сладкозвучному барду выпить пива и спеть свои песни в выборгском замке, вместе с доблестными рыцарями. Песни занимают особое место в любой субкультуре. Мне очень хотелось бы рассказать о песнях и бардах, увиденных мною на фестивалях и турнирах, но это тема уже для другого рассказа.
Меня частенько спрашивают люди, которые хотели бы попасть или посмотреть описанные мною мероприятия, как это можно сделать. Чтобы попасть на средневековый фестиваль, посмотреть турнир или съездить на игру, сначала надо найти клуб поклонников этого вида досуга у вас в городе, и все детально расспросить у них. Найти клуб обычно не сложно, но попотеть придется. Ниже привожу пример, как я сам находил такие клубы:
n Узнать дату какой-нибудь знаменитой битвы и приехать на это место, так сказать двадцать лет спустя, например на Куликово поле.
n Узнать в редакциях местных газет, нет ли в вашем городе такого клуба.
n В интернете по поисковым системам.
n Поспрашивай всех своих знакомых, может кто-нибудь что-то слышал.
n Будь внимателен, и ты столкнешься с ними в толпе на улице.
n Поинтересуйся в местном краеведческом музее.
n Попробуй найти их на празднике вашего города.
Я именно таким образом находил клубы реконструкторов и ролевиков, а также узнавал места, где они собираются.