ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Часть 2
Метод включённого наблюдения

9. Стать мастером.

Нельзя стать хорошим бойцом, если ты не сразился со своим учителем. Хороший ученик - тот ученик, который такой же, как его учитель или чуть лучше его. В этом парадокс. Ты его тренируешь, тренируешь, а он потом прийдет, чтобы попробовать твой череп на крепость. Этого может не случиться, если твой учитель стар и не может драться, или болен, но если нет, даю тебе в руки меч. Когда ученик вырастает, он должен передраться со всеми авторитетами своего ученичества или он сам не станет авторитетом боя. Не надо этого бояться ни ученикам, ни учителям, лишь больше будете ценить друг друга и учить, если не могут не научить, учиться, если не могут не учиться. Мастер клинка рождается из ученика, протыкающего мастера клинка. Ты можешь побеждать многих мастеров лучше фехтующих, чем твой учитель, но своего учителя победить в тысячу раз труднее. Ты привык за годы тренировок, что он всегда побеждает тебя, что всегда лучше, чем ты, он вырастил тебя, он знает тебя, он вложил в твои руки первое боевое оружие.

Мне повезло, мой учитель сражался. Я несколько раз приходил померяться силами, и каждый раз неудачно. Шло время. Я готовился с самого первого дня тренировок к этому дню. Дню, когда я могу сказать, что я стал мастером. Предупредив его, я пришел к своему учителю на тренировку со своим учеником. Как только он меня увидел в боевом доспехе и учеником, то сказал:

- Что, похоронить меня пришел?

- Нет, - ответил я, а сам подумал: "Конечно".

Но мое слово не сказало ему ничего. Что говорить, если мы так хорошо знаем друг друга. После обмена последними новостями, мы взялись за щиты и мечи (деревянные). Мы разошлись, поприветствовали друг друга и начали поединок. Удары посыпались градом. Я начал теснить его и несколько раз попал ему вскользь по шлему. Наконец, один удар в шлем прошел хорошо и шлем повернулся у него на голове. Мой учитель предложил минутный перерыв. Я согласился, т.к. бой был столь интенсивным, что если бы еще немного, я задохнулся бы в своих доспехах. Передышка была очень кстати. Мы посидели, поговорили, вспоминая общих знакомых, отдохнули и начали бой снова. Мой учитель начал меня теснить. Мечи мелькали как молнии. Успеха не было ни на чьей стороне. Устав, мы опять сели, решив передохнуть, а потом начать снова. Ученики сидели как завороженные. Каждый болел за своего учителя. В это время я расспрашивал его о новостях в клубе, т.к. уже несколько лет в нем не появлялся, а тренировался один. Отдохнув, мы продолжили поединок. Бой разгорался еще яростнее. Я пропустил хороший удар в голову. Подшлемник выдержал и смягчил его, если еще раз пропустил бы такой удар, поединок закончиться тем, что я упаду к его ногам с сотрясением. Я стал осторожней, пропустив еще один удар в руку, но тренировки дали о себе знать - удар сказался только через несколько часов, так же, как и удар в голову. Было легкое сотрясение, но пока я этого не чувствовал. Еще одним ударом он выбил меч из моей руки, но я в этот момент нанес ему удар внутренней частью ладони по щиту, его откинуло в сторону, этим ударом я плющил когда-то железные фляжки. Ладонь болела потом еще неделю. Секундное замешательство противника и я, взяв свой меч, ринулся на него. И тут почувствовал, что надо заканчивать поединок или я проиграю. Выбрав момент, подпрыгнул под его щит, мне удалось послать задней подножкой противника на землю. Во время броска я выронил меч. Взобравшись сверху, пользуясь его замешательством, выхватил его меч и нанес удар в голову, но шлем выдержал, противник еще сопротивлялся. Тогда я, перехватив меч обратным хватом, подумал ударить в пах, но это же мой учитель, нехорошо так делать и ударил в печень. Поединок окончился. Мой ученик сидел счастливый, переполненный гордостью, чего не скажешь о нынешних учениках моего учителя, которые сидели ошарашенные таким исходом боя. Я встал, чуть шатаясь, дошел до сидящих учеников. Чудовищная усталость, этому броску были отданы последние силы. Через несколько минут поднялся мой учитель, подошел ко мне и мы, полулежа, поговорили о фехтовании. Вспоминая сейчас об этом дне, я понимаю, что это была временная победа. Мой учитель до сих пор интенсивно занимается, а я берусь за меч лишь иногда и мне кажется, что встреться мы сейчас с ним, меня бы побили. Мне казалось, что в нем боролись два разных чувства: горечь поражения и гордость за мои успехи. Наши ученики немного пофехтовали, мы обсудили их технику и манеру ведения боя и разошлись. Все. Что же дальше? Неужели все. Все кончилось. В фехтование ты приходишь ни с чем и уходишь ни с чем.



 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz