ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯЧасть 2
Метод включённого наблюдения
Игра.
(Россия, Санкт-Петербург, ст. Заходское. 1994 г., вторые майские праздники, игра "Конан".)
И пытались постичь
мы, не знавшие войн,
за воинственный клич
принимавшие вой,
тайну слова "приказ",
назначенье границ,
смысл атаки и лязг
боевых колесниц.
А в кипящих котлах прежних воин и смут
столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
в детских играх своих - назначали врагов.<br>
(В.Высоцкий)
Введение
Я только начинал заниматься проблемой развития личности в средневековье, фехтованием на мечах, рыцарством. Один из моих наставников предложил поехать на игру ролевиков. Я слышал много интересного об играх, и очень обрадовался представившейся возможности. Игра, на которой мне довелось побывать, называлась "Конан" и проходила ежегодно в начале мая. Мой друг сказал мне, что мы будем жить в государстве Нимидия.
Примерно за 2 месяца до начала игры все жители нашего государства встретились, нас собралось человек тридцать. Прообразом нашего государства послужил средневековый Новгород (город-государство). На этой встрече всем дали роли, а также объяснили правила игры. Устроители игры - мастера - с помощью законов, правил, колдовства и магии создавали новый сказочный мир. В этом игровом мире, отделенном от цивилизации железнодорожной станцией, двухчасовым переходом через лес и двумя милыми речушками, находились государства с народом, населяющим их. В этих государствах с их городами и селами жили веселые ремесленники и крестьяне со своими детьми и женами, в замках суровые воины, на полях пасли свой скот кочевники, а в горах добывали полезные ископаемые рудокопы. Мастерами вводились деньги, оговаривались обычаи, традиции и т.д. Они являлись высшей законодательной и исполнительной властью игры. Они были богами игры. Иногда для участия в игре требуется взнос, в данном случае он составлял 10 $ с человека, однако мало кто его заплатил. Каждому участнику игры мастера дали вводную, т.е. рассказали, как тебя зовут, кто у тебя родители, жена, дети, общие сведения о характере и т.д. Роль как таковую можно было выбрать по желанию, только ключевые роли давали не всем. К примеру, профессиональным воином может быть только человек, занимающийся фехтованием, а колдуном один из знакомых мастеров и т.д. В нашем государстве были рыбаки, крестьяне, охотники, кузнецы, воины, купцы, князь и даже профессиональный вор. У каждой роли были многочисленные особенности и правила поведения. В смысл роли закладывались не только предполагаемые черты героя, но и те интриги и конфликтные ситуации, которые должны были всплыть по замыслам мастеров. Так получилось, что я выбрал себе роль воина и мне дали вводную примерно следующего содержания: зовут меня Алеша. Я был оруженосцем рыцаря Арсения, и мы жили в государстве Н.... На это государство напала Нимидия, и после жестокой войны Арсений попал в плен. Я каким-то образом остался жив, но все жители этого государства погибли. Скитаясь несколько лет по лесам и морям, я узнаю, что Арсений стал боярином в Нимидии. Я нашел его и остался в городе дружинником…
На этом собрании нам рассказывали о других государствах, так сказать, делали экскурс в политическое и экономическое международное положение. Меня как воина интересовало в первую очередь, сколько у каждого государства будет воинов, магов и т.д., как определяется: убил ты человека или нет? Каждому давался один хит - жизнь. С доспехами тебе прибавляли больше хитов. Например, за кольчугу из оловянной проволоки - три хита, из стальной - четыре, с убитых во время игры можно было снимать доспехи и отбирать оружие. Некоторым людям присваивалось звание файтера, они могли снимать одним ударом своего оружия несколько хитов. Двуручное оружие снимало в два раза больше хитов, чем одноручное, и т.д. Бить во время поединков разрешалось только в туловище и то не ниже пояса, поражаемая зона - область майки. Чтобы убить человека на игре, не обязательно было с ним сражаться: можно было отравить, подсыпав в чай соль, свести с ума, мазанув помадой по щеке, и т.д. В общем, правил было много, с некоторыми мы познакомимся в процессе игры. Мой дорогой читатель, я думаю, составил тебе представление, что регламентировались по возможности почти все стороны игровой жизни, вводились даже игровые деньги.
Мне нужно было сделать себе костюм. Я пошел в магазин и купил там самую дешевую материю и узорную ленту, из которой сшил за несколько часов рубаху. Смотрелась она не ахти как, но меня вполне устраивала. Недалеко от дома я нашел несколько досок, из которых за два часа сколотил себе щит. Потом съездил в строительный магазин и купил там крепкую палку, из которой выпилил меч. Арсений мне как своему оруженосцу дал стальные наручи и кольчугу.
Подошло время заезда в условное место. Это была станция Заходское, недалеко от Санкт-Петербурга. Общий заезд участников состоялся днем, мы же выехали вечером и на станцию приехали уже к ночи. Представляя себе, как это все будет, я тихонько напевал когда-то популярную песню:
Нам надоело говорить и спорить
И любить усталые глаза
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса ...
Эту поездку в электричке мне не забыть. Ещё на вокзале, на перроне, я увидел десятки парней и девушек с торчащими из рюкзаков мечами и луками. Все искали своих знакомых или народ своего государства. Мы, т.е. ваш покорный слуга, Арсений, Алёна (тоже оруженосец Арсения) и несколько человек из нашего государства сели в один вагон. Рассевшись по вагонам, граждане каждого государства старались занять отдельный вагон, чтобы другие иноземцы не слышали и не мешали обсуждать национальные интересы. Мы же разучивали гимн своего города, несколько строк я помню до сих пор. Гимн также был нашим опознавательным знаком. Мелодия гимна была очень эмоционально-заводная, наполненная средневековым колоритом.
А кому-то не налили,
Пей, милая, пей,
Всё не ясно в этом мире,
Пей, милая, пей,
Кто на троне, кто в сортире,
Пей, милая, пей…
Приехав на станцию, мы направились по дороге в лес. Прошли километров пять, встретили какого-то парня и спросили, где находится Нимидия. Он пожал плечами и сказал, что, наверное, справа от дороги. Проплутав в кустах минут двадцать, мы поднялись на горку. Внизу на поляне горели костры и стояло несколько вигвамов, в темноте непонятно, сколько, а вокруг ходили индейцы. На наш вопрос, где находится Нимидия, они ответили, что не знают. Пришлось и дальше плутать по окрестностям в поисках условно родной страны. Вдруг вдалеке показались горящие ярким пламенем костры. Над ночным лесом весело звучала знакомая песня:
А кому-то не налили,
Пей милая, пей,
Кто на троне, кто в сортире,
Пей милая, пей…
Мы повеселели, прибавили шаг и тоже подхватили эту песню - гимн. В Нимидии все сразу же поняли, что приближается отряд сограждан. Человек 30 пропело нам в ответ следующий куплет.
Поставить палатки удалось довольно быстро. После этого мы стали осваиваться со своим местопребыванием и знакомится с земляками. Ведь нам всем вместе необходимо было в течение 3 дней жить в одном городе, сражаться с врагами из соседних государств, решать свои судьбы…
Перед тем, как лечь спать, я успел довольно удачно сразиться на мечах с одним из своих новых знакомых - просто так, чтобы потренироваться. После первого "боевого крещения" я со спокойной совестью уснул.
И, друзей успокоив
и ближних любя,
мы на роли героев
вводили себя.
(В.Высоцкий)