6. Краткое содержание: прогнозируемые последствия новых правил
6.1. Прогнозируемые последствия вступления закона
- Политические последствия (см. раздел 2):
- структуризация политического пространства
- самоопределение элит;
- «последний шанс» на создание классических
партий;
- определение перспектив малых партий и их
шансов на объединение;
- угроза сверхманипулятивной кампании, что
неминуемо приведет к репетиции «цветных» волнений;
- «тренировка» перед федеральными выборами
2007-2008 годов;
- возрастание роли внешних игроков, способных
влиять на политический процесс за счет владения
информацией;
- «округа без депутатов» как фактор,
дестабилизирующий политическую ситуацию (за счет
провоцирования активных действий населения и
перераспределения финансовых потоков из резервных
фондов депутатов);
- высокая внутрипартийная конкуренция: за место в
городской части списка, за наибольший среди коллег
по партии результат, за полномочия – между
кандидатами и руководством регионального отделения.
- Технологические последствия (см. раздел 3):
- рост значимости процесса отбора кандидатов;
- расширение действия стратегии партии - она
должна учитывать действия всех игроков;
- существенная роль общегородских «троек»;
- борьба в политсоветах и исполкомах партий за
определение стратегии (продвижение партий –
продвижение кандидатов, за места в общегородских
частях списков);
- возрастание значимости юридического направления;
- возрастание роли аналитического направления
(исследований, прогнозов, тщательно разработанных
стратегий);
- многим действующим депутатам выгоднее,
объединившись втроем-вчетвером, «найти себе партию»,
чем входить в одну из 3-4 крупнейших.
- Психологические последствия (см. раздел 4):
- рост значимости взаимовлияния отношения
избирателя к кандидату и к партии (например,
взаимовлияние антирейтинга партии и результата
кандидата);
- возможное повышенное недовольство населения
отсутствием депутата от округа.
6.2. Моделирование изменения партийно-фракционного состава ЗакС на основе
анализа результатов выборов 2002 года
Фракция, партия, блок на выборах |
Количество мест |
Сейчас |
Примитивная модель |
Модель с дополнениями |
«Единая Россия» |
22 |
31 |
20 |
«Родина»/«Наука, промышленность, образование» |
7 |
9 |
9 |
«Партия жизни»/«Воля Петербурга» |
6 |
10 |
9 |
СПС |
3 |
0 |
7 |
«Яблоко» |
3 |
0 |
5 |
ЛДПР |
6 |
0 |
0 |
6.3. Пути уменьшения неопределенности и повышения управляемости
Требуются новые подходы в управлении политическим процессом, и прежде всего –
в его аналитическом обеспечении.
Необходимо использовать новейшие технологии комплексных исследований и
разрабатывать глобальные прогнозы развития политической и электоральной
ситуации.
Исследования, в частности, должны включать: разработку карты
психолого-политического пространства города; психологическую экспертизу
кандидатов от партии; моделирование адекватности имиджа кандидатов имиджу
партии; электорально-географические исследования для определения специфики
политической ориентации электората в разных частях города.
Прогнозирование должно осуществляться в рамках комплексного подхода,
основываться на исследованиях, иметь сценарный тип и носить характер
директивного прогноза.
Необходимо активизировать процесс реального партийного строительства, который
должен привести к появлению у каждой относительно серьезной партии, имеющей
средний объем финансирования (таких не очень много) и внятную идеологию и
программу (таких пока нет вообще), численности в 20 000 – 30 000 членов, из
которых хотя бы 10% будут активистами (готовыми поддерживать партию делами,
например, выходом на митинг буквально «по звонку»), а еще 30% – симпатизантами
(которые будут готовы поддерживать хотя бы словами).
следующая глава >>
|