3. Мезоуровень: технологические последствия
3.1. Партии, кандидаты и округа
Значимость процесса отбора кандидатов принципиально возрастает. Раньше
кандидат мог начать кампанию самостоятельно, и лишь потом, после выдвижения и
политического торга, заявить о поддержке своей кандидатуры какой-то политической
партией. Другой пример: кандидаты могли выступить единым блоком (не обязательно
партийным – вспомним пример весьма успешного блока «Наука, промышленность,
образование» в 2002 году), и при этом блок или партия ничего не теряли, если
поддерживали проигравшего кандидата, но выигрывали, если поддерживали
победившего. Теперь же партия несет 100% ответственность за результат кандидата
– результат самой партии есть сумма результатов кандидатов.
Важно отметить, что стратегия партии не может исчерпываться
привлечением наиболее рейтинговых кандидатов по всем округам, каждой партии
необходимо определять стратегию по отношению к другим игрокам. Потому что
результат той же «Единой России» во многом зависит не от того, кто будет ее
представлять в каждом округе и сколько процентов она наберет, а от того, какая
доля голосов избирателей повлияют на распределение мест в парламенте. Например,
если будет жесткая конкуренция между сильными кандидатами от левых и от правых
партий, то высока вероятность ситуации непреодоления многими участниками 7%-го
барьера. Соответственно, те же 30-40% голосов «Единой России» будут означать не
30-40% из 100%, а, например, из 70%, так как голоса, отданные не набравшим 7%
партиям, не участвуют в распределении мандатов. То есть, чтобы получить 26 мест
в парламенте, достаточно заработать не 52%, а 35% голосов.
Успешная стратегия «слабой» партии (имеющей рейтинг на уровне 3-7%) может
быть сориентирована географически: например, выдвижение 3 кандидатов, которые
наберут по 50% голосов, при результате по остальным округам в среднем 5%, даст
общегородской результат около 7-8%, то есть 4-6 мест в Законодательном собрании.
Скорее всего, подобные расчеты подтолкнут некоторых действующих политиков
вместо скорейшего вступления в какую-нибудь сильную партию (i.e. «Единую
Россию») к поиску покровителей в одной из пока не очень популярных, но
претендующих на серьезную раскрутку на федеральных выборах 2007 года партий. В
таком случае можно не пытаться вести кампанию во всех округах, а выбрать 3-4
округа, где ориентироваться на результат в 50-60%, а на остальных обеспечить
фоновые 4-5%. Отметим, что потенциально могут набрать 50-60% , прежде всего,
действующие депутаты, и что обеспечение за счет фоновых кандидатов даже 4-5%
технологически не является очень простой задачей.
Очень значимую роль будут играть общегородские «тройки» - хотя, в
отличие от системы на выборах в Госдуму общегородская (аналог федеральной) часть
списка может состоять и из одного человека. Предположительно, чем ниже рейтинг
партии, и чем меньше в ее активе сильных (предпочтительно действующих)
кандидатов, тем выше вероятность наличия в общегородской части списка одного
человека, а не троих. Сейчас достаточно рано обсуждать вопрос персоналий, однако
можно предположить, что партии будут придерживаться одной из двух стратегий –
либо списки возглавят кандидаты с самыми сильными позициями в округах (наиболее
вероятный вариант для «слабых» партий), с целью уделить значительную часть
времени агитации на округе за своего преемника (хотя практика показывает, что
преемник – как правило, помощник, – набирает на выборах в Законодательное
собрание существенно меньше голосов, чем бывший «окружник»), либо в городскую
часть списка будут приглашать известные фигуры, не являющиеся сейчас депутатами
Законодательного собрания. Отметим, впрочем, что на сегодняшний день очень низок
как общегородской рейтинг всех действующих депутатов, так и в целом в городе
очень мало фигур, способных стать «ледоколом» для партий. Под «ледоколом» здесь
понимается фигура, которая сможет обеспечить партии получение более чем одного
мандата.
Состав «тройки» тем более важен, что партии будут чувствовать ответственность
перед избирателями за то, чтобы в случае прохода партии в Законодательное
собрание, фракцию возглавил именно тот, кто возглавлял список. Следует
учитывать, что относительно «троек» в законе есть норма, вводящая так называемый
облигатный мандат – требование о потере партией места в случае отказа кого-то из
кандидатов в общегородской части списка от выигранного места. Потому снижается
вероятность привлечения в городскую часть списков популярных фигур «для
прикрытия» - в частности, фигур федерального уровня. Недавно о неудаче в
подобной инициативе было заявлено представителями «Партии жизни» - в итоге
региональное отделение (и, возможно, список на выборах в Законодательное
собрание) возглавил координатор фракции Олег Нилов.
Ожидается также напряженная борьба в политсоветах и исполкомах
политических партий, особенно за внутрипартийные процедуры формирования списков.
Будет наблюдаться стремление к концентрации полномочий по управлению
избирательной кампанией в исполкомах политических партий, в ущерб полномочиям
штабов отдельных кандидатов. При этом кандидаты будут стараться для
«подстраховки» проводить дополнительные агитационные мероприятия, хотя очевиден
риск, что нескоординированность действий центрального штаба и штабов кандидатов
может привести к снижению результатов.
3.2. Направления работы избирательного штаба
Прежде всего возрастет значимость юридического направления. Наиболее
простой из распространенных способов повлиять на конфигурацию выборов – не
допустить кого-то из участников. Очевидно, что квалифицированная юридическая
проверка документов конкурентов очень часто может дать повод для снятия с
регистрации (особенно принимая во внимание ужесточившиеся требования к проверке
подписных листов), кроме того, существуют менее корректные способы – например,
давление на кандидатов с целью их отказа от участия в выборах (как на выборах в
Магадане).
Во-вторых, возрастает роль аналитического направления. Как будет
показано в следующих разделах, новые правила предполагают существенное
увеличение возможностей по управлению ситуацией через управление информацией.
Зная, кто именно получит или имеет шансы получить депутатские мандаты, можно за
счет осуществления точечных воздействий, 2-3 PR-акций, изменить итоговый расклад
сил. Но знание это даст исследование не по городу в целом и не по 2-3 округам, а
(за небольшими исключениями) по каждому из округов.
В-третьих, возрастает роль глобальной стратегии избирательной
кампании, определяющей поведение не только того игрока, который ее
разрабатывает, а в существенной степени учитывающей поведение других игроков.
Сюда же можно отнести управление подбором кандидатов, выбор округов для активной
работы, соотношение между полномочиями штабов кандидатов и партии, соотношение
направленности партийной и личной агитации кандидатов.
следующая глава >>