Дипломная работа
Выводы.
1. В современной культуральной истории прошлого представленность различных исторических эпох очень различается. Видеоиндустрия, исторические романы, материалы СМИ неравномерно представляют прошлое.
2. По мнению опрошенных люди средневековья отличались от нас: по физическим данным - 21%, по психологическим характеристикам - 18%, по социальным характеристикам - 16%, архитектурой - 9%, гигиеной и экологией 4.7%, способом смерти, хозяйственно технически, питанием и т.д. Подавляющее большинство вышеприведенных отличий не имеют никакого отношения к эпохе средних веков на территории северо-восточной Европы. Люди в средневековье были не добрее, не шире в плечах, не крепче физически и т.д.
3. Если результаты этого пилотажного исследования расширить то получится, что у 66% россиян исторический образ собственного Я западоноевропейца, а не русского. На наш взгляд, этот факт свидетельствует о неверной исторической идентичности россиян.
4. В ходе исследования было выяснено, что из СМК наиболее сильно влияет на формирование представлений по какой-то исторической эпохе телевидение.
5. Исследование показало, что существует сильнейшая стереотипная установка на слово "средневековье", у большинства испытуемых оно ассоциируется только с эпохой средних веков на территории западной Европы.
6. У испытуемых нет понимания, что средневековье - это условно названный промежуток времени между закатом римской империи и эпохой возрождения.
7. В процессе исследования мы выяснили, что у современной молодёжи не существует ментального образа средневековья на территории северо-восточной Европы, что также позволяет говорить о нарушении у неё исторической и социальной идентичности.
8. Река - путь по которому передвигались наши предки. Рек на территории северо-восточной Руси не много и все средневековые города располагались на их берегах. Этот историко-географический факт привёл к тому, что на Руси не развивалась картография.
9. Воссоздать средневековый город по ментальной карте современной молодёжи невозможно.
10. Мужчины рисуют ментальные карты охотнее чем женщины. Очевидно, в нашем обществе знание истории для мальчиков выступает в социально желательном свете, и поэтому они охотнее и лучше выполняли задание.
11. Политическая ментальная карта, судя по полученным рисункам, у испытуемых строилась на школьных контурных исторических картах. Мы предположили, что у нас в стране было обязательное общее среднее образование, поэтому существенных различий между мужчинами и женщинами обнаружить не удалось, в политических ментальных картах.
12. В политической ментальной карте наиболее важными объектами являются границы территорий, географические объекты и города.
13. В ментальных картах городов существуют ярко выраженные различия между мужскими и женскими картами.
14. Наши СМК формируют представление о эпохи средних веков Западной Европы и практически не формирует представление о средневековья нашей родины, что ведёт к выпадению образа эпохи средних веков на Руси и опосредованно нарушает социальную идентичность россиян. Последнее частично сказывается на увеличении численности эмигрантов из России, при всех равных других причинах.
15. Любой исследователь молодёжной субкультуры встречается с колоссальной проблемой: те выводы, которые мы получили, исследуя молодых людей пять лет назад из этой субкультуры, совершенно не означают, что достоверно относятся к этой же субкультуре теперь. Поэтому получается, что исследователь постоянно опаздывает, описывая молодёжную субкультуру, и общественное мнение, сформированное исследованиями, приписывает молодёжному движению то, чего уже не происходит.
16. Процентное соотношение представлености в нашей культуре средневековья соответствует процентному соотношению поклонников средневековья к общему количеству населения