Дипломная работа
Глава 7. 2.
Ролевые - самоназвание молодежной субкультуры, имеющего своей целью проведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических или исторических миров. Обычно в работах о ролевиках говорится, что это популярное молодёжное движение, но такое мнение сомнительно. Ролевиков в Санкт-Петербурге на 98 год было примерно полторы тысячи, а молодёжи такого же возраста почти миллион человек. Соответственно ролевики составляли примерно 0,16% от общего числа молодёжи. Наши исследования показали, что среди ролевиков преобладают студенты, но даже среди студентов это число не составит и одного процента. В это же время в Санкт-Петербурге есть такие субкультуры которые насчитывают десятки тысяч человек например: зенитчики, рэйверы, различные геймеры, роллеры, скины и т. д. Похожая картина преувеличения ролевиков сказывается и на трудах, например студентов-психологов: так, в сборнике тезисов за 1999 год международной межвузовсой научно-практической конференции "Психология ХХI века" к ним обращаются в двух работах, однако в этом сборнике не рассматривалась ни одна другая субкультура.
Предпосылками возникновения ролевиков у нас в стране были:
1. Показ художественных исторических фильмов. Посмотрев летом в деревне фильм ("Робин Гуд", "Александр Невский" и т. д.) о средневековье, подростки начинали делать себе деревянное оружие (мечи, копья, луки и щиты), разбивались на роли, оговаривали правила, обычно очень простые, и играли. Нами было проведёно анкетирование и опрос 211 мальчиков разных возрастов из Санкт-Петербурга, Минска и Витебска, который показал, что так же поступает примерно 80% из них. Очевидно, что именно телевидение является доминирующим в формировании образа исторической эпохи в сознании общества.
2. Фэндом - неформальное объединение людей, любящих фантастику (КЛФ).
3. "Система коммунарских организаций "Рассвет".
4. Центры ролевого моделирования (ЦРМ).
5. Национал - патриотические движения.
6. Неоязычники.
7. Клубы самодеятельной песни (КСП).
8. Зарница - пионерская военно-спортивная игра.
9. Неформальные молодёжные движения (НМД): хиппи, энергеты, растаманы, и т. п.
Ролевое движение окончательно оформилось к 1985 году, пополнив свои ряды членами КЛФ ("Клуба Любителей Фантастики"), КСП (Клуба самодеятельной песни), этнографами, лингвистами, историками... всех просто не перечислить. Именно КЛФ был тем последним штрихом, который завершил композицию. Игры вышли на новый уровень: научно-фантастический. Общепризнанными центрами ролевого движения сделались Москва, Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинград), Киев, Екатеринбург и Казань. Так прошло еще пять лет. Ничто, казалось, не предвещало перемен, когда в 1989 году грянул гром среди ясного неба, и звался он - "Властелин Колец". Осень 1991 и 1992 годов - время появления региональных игр.
Мы провели опрос среди ролевиков, как давно существуют ролевые игры в России. Опрошено было 26 человек: 18 сказали, что десять лет назад, 4 - тридцать и 4 - пять лет назад. Из опрошенных 69% считают, что ролевые игры начались после опубликования книг Толкина. Итак, когда же начался бум толкинизма? Впервые "Хобит" на русском языке был издан еще в 1976 году, в 1982-ом в "Радуге" вышел первый том "Властелина Колец" под названием "Хранители". В 1988 - 1989-ом его снова переиздали, уже вместе со вторым томом - "Две Твердыни", а в "самиздатовских" переводах вся трилогия вместе с "Сильмариллионом" была известна раньше и быстро обросла поклонниками. Наиболее убежденные из них назывались толкинистами. Поначалу они собирались небольшими группами, гордые от сознания своей "посвященности" в нечто недоступное широким массам. Толкин стал символом иной, запредельной жизни, вход в которую был открыт не каждому - эту "причастность" можно проследить, например, по толкинистским мотивам в песнях Гребенщикова.
Как ребята попадают на игры? Я опросил 18 толкинистов в Москве на Мандусе, всего в тот день было около 200 человек, из них около 20 были люди младше 15 лет (они не опрашивались), и 23 толкиниста на одной игре в Санкт-Петербурге, всего на этой игре было около 80 человек. Основные ответы:
1. Привёл: брат, друг, товарищ - 19 (46%)
2. Прочёл книгу Толкиена, стал искать единомышленников - 9 (22%)
3. Случайно - 6 (15%)
4. Хотел научиться фехтовать мечом, услышал, что где-то ребята дерутся на мечах - 3 (7%)
Результаты показывают, что примерно 1/3 толкинистов в первый раз попали на игру не под влиянием творчества Толкиена, и лишь 22% из них после прочтения его книг. В связи с этим становится понятным высказывания некоторых толкинистов: "Я слышала, читала в газетах, но сейчас всё это похоже не то, что описывают, некоторые не знают и не читали даже самого Толкина. Я вот кстати только первую книгу сама прочитала… Недавно заметил очень странную вещь, у ребят почти у всех в домашних библиотеках есть Перумов, а Толкина нет"(отрывки из интервью). Молодёжное движение со своей стороны обладает самоназванием, а со стороны окружающей его общественности и исследователей, формирующих мнение общества на эту тему, наклеиваются всевозможные ярлыки, зачастую уже не соответствующие действительности. Так наши исследования показывают, что если толкинист - это поклонник творчества английского писателя и учёного Дж. Р. Р. Толкиена, то молодые люди, собирающаяся сейчас в Нескучном парке (г. Москва), уже давно в своей общей массе не толкинисты, а статьи в газетах всё ещё навешивают им ярлык "толкинисты". Молодые люди, приходящие сейчас на ролевые тусовки, думают, что они толкинисты, основываясь на газетных статьях. Почему это происходит, мы обсудим, когда будем говорить о возрастном составе толкинистов. Интересно то, что 15 % ролевиков утверждают, что они попали в первый раз на игру случайно и 5% попали на игру, получив информацию через СМК. Это значит, что большинство, 80% ролевиков, попадают на игры благодаря знакомым. Соответственно, если предположить, что в среднем каждый молодой человек имеет минимум сотню близких и дальних знакомых, то в Санкт-Петербурге практически любой молодой человек знаком хотя бы с одним ролевиком, то есть знают о существовании этой субкультуры, а следовательно, если его привлекает такого рода досуг, есть возможность его обрести. Получается, что в эту субкультуру попадают люди с определёнными общими интересами и психологическими характеристиками, на которых средства массовой информации воздействуют опосредованно. Из этого следует: очевидно, эта субкультура на данный момент вырасти в численности не может, если СМК случайно или умышленно не проведут её рекламу. В связи с тем, что за 8 лет, которые я наблюдаю за этой субкультурой, количество активных участников их игр(рассматривается на примере города Санкт-Петербурга) кардинально не возросло, можно предположить, что данное движение соответствует психологическим характеристикам, особенностям и потребностям примерно 0,2% всей молодёжи.
Каков же возрастной состав этого движения? Мною проводились исследования возрастного состава участников полевых игр под Санкт-Петербургом с 1994 по 2000 год они показали, что возраст основного состава участников - от 16 до 25 лет. Средний возраст ролевика примерно 19 лет.
Основной состав игр 94-95 годов сейчас уже на игры не ездит, и даже основной состав игр 97-98 годов уже немногочисленен и они считаются "стариками". Люди, пробывшие активными участниками ролевого движения 8 - 10 лет, ужасная редкость. В 2000 году можно говорить о приходе третьего поколения толкинистов. В связи с этим любой исследователь этой или какой - либо другой молодёжной субкультуры встречается с колоссальной проблемой: те выводы, которые мы получили, исследуя молодых людей пять лет назад из этой субкультуры, совершенно не означают, что достоверно относятся к этой же субкультуре теперь. Поэтому получается, что исследователь постоянно опаздывает, описывая молодёжную субкультуру, и общественное мнение, сформированное исследованиями, приписывает молодёжному движению то, чего уже не происходит. Например, игры кабинетки, которые происходили на дачах и в квартирах толкинистов во время зарождения этого движения, по моим наблюдениям, в 2000 году уже практически не происходят среди нового поколения толкинистов.
Почему люди приезжают на игры? Мной было опрошено:
1. 35 участников игры в Санкт-Петербурге "Песня о Роланде" в Дибунах в 1999 году.
2. 45 в Москве в Орехово 2000 г.
Задавались два вопроса: "Почему он(она) этим занимается (в смысли ездит на игры толкинистов)?" и "Почему этим занимаются (ездят на игры толкинистов - ролевиков) другие?". Я предположил, что ответы на первый вопрос будут социально желательными в среде толкинистов, а ответы на второй вопрос будут менее социально желательными, но больше отвечать действительности.
Результаты исследования представлены в виде таблицы.
|
Упоминаний в отношении себя.
<br><br>
Процент от общего количества
упоминаний. |
Упоминаний в отношении других.
Процент
от общего количества
упоминаний. |
Фехтовать |
18.% |
20% |
Пообщаться, приобрести друзей и
т. п. |
15% |
15% |
Любовь к истории |
15% |
3% |
Уход от
действительности |
10% |
18% |
Хороший досуг, повеселиться,
сводное время провести и т. п. |
10% |
5% |
Побухать и т. п. |
8% |
12% |
Играть в героев понравившейся
книги |
7% |
3% |
Экспериментирование социальных
ролей, театр и т. п. |
7% |
3% |
Другое |
13% |
21% |
Выводы: Основываясь на ответах, мы можем предположить, что социально желательным в субкультуре толкинистов является: умение фехтовать, общительность, приобретение новых друзей, начитанность, знание истории. Люди приезжают на игры для того, чтобы: пофехтовать, пообщаться, приобрести друзей, уйти от действительности и т. д., а некоторые - чтобы: выйти замуж, потому что им скучно, что-нибудь продать ( имеется в виду какой-либо материальный атрибут присущий этому движению например: меч). На наш взгляд, очень важен факт появления в субкультуре людей, которые приезжают на игры, чтобы зарабатывать на этом деньги.
За последние десять лет прошло около двухсот ролевых игр на местности, а на двухтысячный год планировалось проведение около сорока игр в различных регионах нашей страны, от всем известных хобитских игрищ (хишки, ХИ) до игр в гражданскую войну в Поволжье(1918), США, Вьетнам, время "детей цветов": за основу взят сюжет и суть мюзикла "Волосы" (20 век). Принято считать, что самой большой ролевой игрой являются хишки, но это не так, "например в тренировочной игре под Москвой по сценарию "Саги о Нибелунгах" участвовало 2.000 человек" (ДЮКИН Максим, 1999 г.) По всей России сейчас существует несколько сотен ролевых клубов. Виден рост активности ролевиков, который очевидно обусловлен не увеличением их количества, а скорее установлением осозноваемости себя как субкультуры, а главное - улучшением информированности о проведении игр среди членов этой субкультуры. Интересно то, что из запланированных игр на 2001 год, в подавляющем большинстве игроки будут бегать с мечами и т. п., и почти 1/3 будет посвящена историческим играм по средневековью.
Рассмотрев динамику проведения ХИ, мы видим, что ХИ проводились в различных регионах нашей страны, явление это распространено широко. За десять лет своего существования численность игроков на хишках выросло почти в десять раз. Видно, что движение не только межрегиональное, но и межнациональное. На ХИ-90 приехали люди из Москвы, Ростова-на-Дону, Абакана, Киева, Улан-Удэ, Красноярска, Уфы, Казани, Саяногорска. Судя по воспоминаниям игроков, можно предположить, что это были в основном члены клубов любителей фантастики.
Сейчас интернет начинает играть очень важную роль в этой субкультуре, мы решили проанализировать один из самых популярных сайтов по ролевым играм Арда-на-Куличках. На наш взгляд, особый интерес представил раздел "гостевая книга", где мы могли наблюдать "живое" общение ролевиков. Из него видно, что, как мы ранее и предполагали, это вербальная субкультура. В конце января 1999 года мы распечатали все имевшиеся там сообщения, их оказалось 382. Из 382 сообщений 30 были сдвоенными. Сообщения были подписаны 56 различными именами, из них 8 имён стандартных (Андрей, Настя и т. д.), остальные игровые ( Арагорн, Лучиэнь и т. д.).
Все сообщения можно разбить на следующие типы:
1. Поиск друга, знакомого, обсуждение какой-то темы между знакомыми, ругаются между собой и т. п. - 173 сообщений
2. Сообщения хранителям странички -51
3. Сообщения хранителей странички - 41
4. Просьбы о помощи получить информацию о ролевых играх - 26
5. Высказывания в пустоту - 20
6. Просьба оказать информационную поддержку по обращению с компьютером - 13
7. Вопросы о творчестве Толкина - 12
8. Вопросы о творчестве других писателей стиля фэнтези - 11
9. Просьба найти текст песни, песню, музыку или какую-нибудь мелодию - 5
В связи с
тем, что фехтование занимает одно из важных мест в
субкультуре толкинистов, мы решили протестировать их на
агрессивность. На одной игр под Санкт-Петербургом мы
протестировали тестом Басса-Дарки 25 человек (20 молодых
людей и 5 девушек), средний возраст 19 лет. Всего на
этой игре было около 70 человек.
|
% испытуемых выше
нормы |
% испытуемых ниже
нормы |
Агрессивность |
12% |
36% |
Индекс враждебности |
28% |
8% |
Подозрительность |
2% |
|
Физическая агрессия |
20% |
8% |
Вербальная агрессия |
20% |
16% |
Раздражительность |
2% |
|
Результаты меня изумили. Получается, что 48% испытуемых показали результаты по шкале агрессивность, отличающиеся от нормы. З6% испытуемых - люди совершенно не агрессивные, однако 20% толкинистов обладают превышающей норму физической и вербальной агрессивностью. Значит, половина ролевиков обладают ненормальной агрессивностью.
Нами была разработана анкета. Было опрошен 32 участника одной игры под Санкт-Петербургом, 24 молодых человека и 8 девушек. Общий средний возраст 18,9 лет, молодые люди ср. возраст 19,1 год, девушки - 18,4 год. Экспериментатор шёл по игровой территории и анкетировал всех встречных. Всего на этой игре было около 70 человек. Судя по результатам опроса можно сказать, что 25% толкинистов склонны к заигрыванию - к потере чувства реальности.
На ролевиков оказывает наибольшее воздействие межличностное общение, потом телевидение и затем книги. Больше половины ролевиков в своих снах видело рыцарские турниры или старинных воинов. 81% ролевиков сказали, что их привлекает история, 38% занималось в клубе по истории. 88% ролевиков нравится ходить в доспехах и с оружием. 78% нравятся карнавалы (переодевания, изменение своего облика, чтобы предстать перед окружающими в необычном виде). 84% занимаясь в клубе, отдыхали от современности с помощью этого увлечения. 34% чувствует себя морально выше остальных людей. 72% чувствует тягу взять в руки меч или другое холодное оружие. 44% иногда получают удовольствие от ран, приобретённых в поединке. 56% нравится вид поверженного противника. 84% любят поединки, а 72% хотели бы принимать в них участие. У 66% друзья занимаются в этих же клубах.
Каковы же психологические особенности ролевиков, а в частности толкинистов? Вот некоторые мнения: "В ходе работы было проведено специальное психологическое исследование членов движение ролевых игр (ДРИ) (64 человека), в качестве контрольной группы были выбраны студенты высших учебных заведений (62 человека). Были использованы специально разработанные анкеты и следующие тесты: 16 - PF Кеттела, OHP (модифицированная версия BVNK - 300), Айзенка, Люшера, Спилберга - Ханина.
Участников движения отличали повышенная возбудимость, тревожность, заниженная самооценка, высокий уровень эмоциональной реактивности, истощаемость нервно-психических процессов, трудности адаптации, склонность к аутистическим и аутоагрессивным переживаниям, причем в 16 случаях имели место аутоагрессивные действия, высокий уровень алкоголизации и наркотизации, склонность к бродяжничеству, нарушение полоролевой идентификации. При этом членов ДРИ отличает высокий или умеренный интеллект, творческие способности. Выявлена большая доля лиц старше 25 лет (около 1/3). С возрастом прослеживается тенденция к заострению личностных черт.
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что к НМО "ДРИ" присоединяются подростки с довольно высоким уровнем развития, но с трудностями в адаптации, со склонностью к деструктивному и агрессивному поведению. В ряде случаев они, объединяясь, пытаются разрешить свои личностные конфликты, создав непрофессиональный аналог психодрамы. Однако часто (около 30%) у участников ДРИ формируется на почве акцентуаций характера психопатическое развитие, нередки случаи "заигрывания", то есть идентификации себя с каким - либо персонажем в обычной жизни. Учитывая эти особенности, данная организация требует пристального внимания к себе со стороны педагогов, социологов, организаций психологической и психотерапевтической помощи." (Курбатова Е. А 1999 г.).