Дипломная работа

Глава 6

Д. С. Лихачёв пишет: "Откуда мы знаем, к примеру, историю древней Руси? Ни результаты археологических раскопок, ни актовый материал (грамоты, дипломатическая переписка, материалы княжеских или монастырских архивов), ни эпизодические сведения о Руси, извлекаемые из сочинений западноевропейских историков и путешественников, не смогут дать цельной картины нашего прошлого. Детальное знание своей истории мы получаем, в основном, благодаря бесценному материалу, содержащемуся в русских летописях."

Контент-анализом мы изучили несколько летописей: "Хронику Ливонии" и "Летопись великих князей литовских", "Повесть временных лет". Последняя начинается:

"Вот повесть минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля. Так начнём повесть сию. После потопа трое сыновей Ноя разделили землю…"

По началу уже видно, что летописец в "Повести" не ограничится констатацией известных ему фактов, а будет давать их в определённом политическом ключе, значит, формирование образа средневековья у нас уже заранее политически окрашено. Академик Лихачёв говорил, что летописный свод - это всегда результат сложной историографической и литературной работы его создателя. Летописец не просто продолжал новыми записями труд своего предшественника, он как правило, перерабатывал его - что-то пропускал, что-то изменял в соответствии со своими политическими представлениями, что-то дополнял по новым источникам. А. Я. Гуревич отмечал, что в обществе, в котором ложь расцениваться как великий грех, изготовление фальшивого документа для обоснования владельческих и иных прав могло считаться средством установления истины и богоугодным делом. (стр. 10 "Категории средневековой культуры")

Мы были участниками ролевой игры, привожу отрывок из дневника наблюдателя: "Мне показалось, что было бы любопытно узнать, как описана наша жизнь в летописи города. Я попросил девушку - летописца дать мне почитать летопись. Она мне ее дала, но сказала, что один день игры в летописи зафиксирован не весь, так как она вышла замуж за киммерийца и проживала у него дома, а потом, когда умерла, снова родилась в Нимидии и опять начала вести летопись. Но когда ее не было, летопись никто не вел. Все же я тайно радовался, что первый день есть: голод, походы, войны, и мое имя, может быть, внесли тоже, но меня постигло разочарование. Вся летопись состояла из хронологии княжеской семьи, причем одно имя в хронологии было купеческое.

n Как ты могла написать, что он был князем, если он был лишь купцом ? - изумился я.

n Ты понимаешь, сейчас я уже могу сказать тебе это: он мне заплатил, и когда никто не видел, я записала купца в князи.

Вчитываясь в летопись, можно было отметить различие не только в ролях, но и в восприятии игры мной и летописцем. Вся летопись была написана, помимо генеалогии княжеского рода, примерно в таком духе: "И вот к нам пришла монахиня. Мы ее накормили и напоили, две наши девушки ушли на моление с ней, кто-то на ком-то женился" и т.д. Читая летопись города, можно было подумать, что голода в первый день вообще не было, и наш город ни с кем не воевал, нас никто не приходил штурмовать и т.д.

Этот случай натолкнул меня на мысль: если бы летописи в средневековье велись женщинами, то… Никто не сможет сказать, что бы было, но мы бы жили совсем по иному. Можно написать множество фантастических романов на тему "Как бы мы жили, если бы в средневековье летописи писались женщинами?". Никогда не надо забывать, что через призму летописи мы видим мир средневековья в восприятии мужчины, высокого социального положения.

В подтверждении этого тезиса, что летописец мог быть подкуплен или писать летопись на заказ, свидетельствует известный факт: в наше время богатые люди заказывают себе генеалогии. Подкуп летописца с целью изменения истории и вписанию купцов в князья, очевидно, был не редкость и в дошедших до нас хрониках и летописях, например в "Хронике Быховца".

Например, анализируя летопись Великих князей Литовских, контент анализом, мы видим: очень сильный политический перекос в подаче информации.

Таблица 1

 

Личные упоминания<br><br>

Например: Великий князь Альгерд

Безличные упоминания<br><br>

Например: Великий князь или князь.

1.Князья

341

28

2.Княгини

13

14

3.Духовенство

4

6

4.Прислуживающие в замке мужчины

14

0

5.Прислуживающие в замке женщины

0

6



Схема к таблице 1

Таблица 2

Упоминания о....

 
1.князьях

379

2.княгинях

27

3.простых людях, работающих в замке

20

4.духовенстве

10

5.горожанах

4

6.крестьянах

2

7.войнах

34

Схема к таблице 2


Центральное место в летописи принадлежит князьям, притом не князьям вообще, а конкретным личностям. То есть, здесь мы видим, что для летописца важен не только сам титул князя, но также то, с чьим именем он употребляется. Наблюдениях на ролевой игре показали, что если бы летопись вела женщина, она бы вела её по другому. Мы предположили: в летописях которые писали мужчины, должен быть сильный перекос в цитируемости личности мужчины. Предположение подтвердилось, мужчины упоминаются в 14 раз чаще чем женщины. На территории северо-восточной Европы духовенство имело небольшое влияние на политические события. Контент-анализ показал, что духовенство упоминается в 38 раз реже чем князья.

Это подтверждает наше предположение о том, что в средневековье имела огромное значение личность мужчин, особенно высшего сословия, и то, что духовенство имело не такое большое влияние на общественную жизнь.

Информация, поступающая к нам из летописей(общепринятого исторического первоисточника), несёт в себе политические и личные установки и стереотипы летописца на описываемые им исторические события.




 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz