Дипломная работа

Глава 4

"Ментальные карты средневековья"

Недавно на русский язык была переведена книга Стенли Милграма "Эксперимент в социальной психологии", где мы смогли ознакомиться с понятием ментальных карт. Милграм пишет, что ментальная карта - это образ города, который живёт в сознании человека: улицы, кварталы, площади, имеющие для него важность, связывающие их устойчивые маршруты передвижения и ассоциативные цепочки, эмоциональная нагруженность каждого из элементов городской среды. (Милграм С., 2000 г.)

Замысел исследования восходит к книге Кевина Линча "Образ города". Реальный город закодирован в сознании: можно сказать, что у каждого существует свой внутренний город. Даже если реальный город будет разрушен, его можно восстановить по ментальной модели. Психологи не являются единственными специалистами, проявляющими интерес к психологическим картам. Географы, такие как Дэвид Сти, Питер Гоулд и Томас Саариен, пытаются не только описать когнитивные представления, но и разработать концептуальные подходы для анализа такого рода карт. Сти задаёт вопрос: "Что представляют собой те элементы, которые люди мысленно объединяют в большие географические области?" и приходит к заключению, что люди мыслят в категориях тех или иных мест, или пункты могут быть ранжированы по иерархическому принципу (некоторые из них крупнее, имеют более важное значение, более привлекательны и т. п.); что определенные районы ограничиваются чёткими или едва заметными разделительными линиями; что люди мыслят в терминах путей, связывающих между собой различные пункты, и наличие препятствий, способных блокировать связи между парами каких-либо точек. Сти говорит: "Не имеет значения, что мы не можем непосредственно наблюдать ментальную карту… Если испытуемый ведёт себя так, словно подобная карта существует, этого уже достаточно" (Милграм С., 2000 г.).

Изучая примеры ментальных карт мы заметили на них отсутствует масштаб, который является достижением конца 13 века.

По Милграму, "люди мыслят в терминах путей, связывающих между собой различные пункты". Анализируя "Хронику Ливонии" мы пришли к выводу, что в средневековье люди воспринимали географическое пространство одномерно т. е. господства линия(дорога, река), связывающая точки(селения, города). Такое видение пространства проявляется, например:

А. Во время военных походов при ловле пленных не применялось прочёсывание какой-либо части вражеской территории.

Б. В "Хронике Ливонии" говорится:

"В ближайшее лето из Готландии привезли камнетёсов, а между тем ливы вторично подтвердили своё искреннее желание принять христианство. Перед закладкой Икескольского замка часть народа крестилась, а все обещали (но лживо) креститься, когда замок будет окончен. Начали класть стены на фундаменте…

Как только замок был закончен, крещёные вновь возвратились к язычеству, а те кто ещё не крестился, отказались принять Христианство… В это время соседние язычники семигалы, услышав о постройке из камня и не зная, что камни скрепляются цементом, пришли с большими канатами, чтобы, как они думали в своём глупом расчёте, стащить замок в Двину. Перераненные стрелками они отступили с уроном."


Племена, жившие в неделе пути от Пскова, Новгорода и Полоцка, не имели представления о том, что камни скрепляются цементом. Это факт и ещё ряд: "Конрад, имевший как рыцарь и на себе и на коне хорошую броню, с немногими бывшими налицо тевтонцами напал на литовцев, и они испуганные блеском оружия…" "В тоже лето внезапно явился в Ливонию король полоцкий с войском и осадил замок Икесколу. Ливы, не имевшие доспехов, не посмели сопротивляться и обещали дать ему денег." - Приводит к выводу, что на территории северо-восточной Европы культура существовала очагово и говорить, о средневековой культуре вообще в корне неверно. Например в Полоцке, Новгороде или Пскове были построены каменные крепости, храмы и т. д., а в пару сотнях километров от них жить племена занимающиеся каннибализмом, не имеющие доспехов и т.п.

Город - скорее образ, созданный социумом чем материальная реальность. Историческая эпоха в представлении специалистов - это всегда элемент психической структуры. Но необходимо добавить к этому важный вывод: восприятие города, эпохи - это также явление общественное, и в качестве такового требует изучения как в коллективном, так и в индивидуальном аспекте. Не только то, что существует, но и то, что выдвигается на первый план обществом, становится заметным в сознании отдельного человека. Город является коллективным представлением в такой же степени, в какой он представляет собой конгломерат улиц, площадей и зданий. Мы распознаём основные составляющие этого собирательного образа, не только изучая ментальную карту отдельного человека, но и учитывая то общее, что свойственно разным людям. Для этой цели мы и переходим от "Клинического" разбора индивидуальных карт к статистическому анализу всех тех карт, которые были составлены испытуемыми.

В ходе своих исследований Милграм сделал ряд очень важных открытий для исторической психологии: порядок, в котором испытуемые наносят свои элементы на нарисованные от руки карты, отражают историческую последовательность событий, пожилые люди обычно держат в голове образ города своей молодости, и им трудно включать в неё новые элементы, пусть даже весьма значительные.

О средневековых картах. В древнерусской и южнославянских культурах первые картографические изображения известны только после 16 века. 16 веком датируется первая славянская карта мира с географическими названиями - иллюстрация в так называемом Богишевском сборнике. Академик Д. С Лихачёв в книге "Поэтика древнерусской литературы" отмечал, что в средневековой Руси реки являлись границами территорий и главным элементом описательной карты. Граница это не главная характеристика реки в средневековье. Река - путь по которому передвигались наши предки. Рек на территории северо-восточной Руси немного, и все средневековые города располагались на их берегах. Этот историко-географический феномен привёл к тому, что на Руси не развивалась картография. От "латинской" Европы карт и свидетельств о картах осталось несравнимо больше. Уже в эпоху раннего средневековья картографические жанры представлены региональной картографией, топографией планами, рисованными дорожниками - итинерариями. Но наиболее распространены были карты мира, среди которых мы находим и простейшие символические схемы, и детальные карты с береговой линией, условными обозначениями гор и рек, виньетками городов, изображениями диковинных людей и животных и обильной номенклатурой. В позднем средневековье в западной картографии наступает новая эпоха, которая характеризуется появлением масштаба (итальянские и каталанские компасные карты, сохранившиеся с конца 13 века) и карты с градусной сеткой. Карты мира раннего средневековья не знают масштаба и не ставят своей задачей передать реальные соотношения между объектами. Взаимное расположение и размеры объектов нередко определяются их относительной ценностью. Пространство средневековой карты - не синхронно, как пространство теперешних карт, в том числе и карт исторических, оно "всевременное". На средневековых картах соседствуют изображения Адама в земном раю и Страшного суда. Средневековые карты - ментальные карты, что даёт нам редкую возможность сравнить ментальные карты современности с ментальными картами средневековья.

Мы предположили:

1. Должны существовать ментальные карты исторических эпох.

2. Решили проверить предположение Милграма о том, что если реальный город будет разрушен, его можно восстановить по ментальной модели.

3. Основываясь на экспериментах Эрика Эриксона, показывающих различия в психологии мужчины и женщины, мы решили сравнить ментальные карты мужчин и женщин.

4. Основываясь на экспериментах Милграма, показывающих различия в ментальных картах людей различных профессий, мы решили сравнить ментальные карты психологов и историков.

5. Мы решили проверить в своём эксперименте вывод Милграма: порядок, в котором испытуемые наносят свои элементы на нарисованные от руки карты, отражают историческую последовательность событий.

6. В позднем средневековье в западной картографии наступает новая эпоха, которая характеризуется появлением масштаба в связи с этим мы решили посмотреть, будет ли масштаб на современных ментальных картах.

7. Перед нами встал вопрос: "Будет ли пространство теперешних карт "всевременное"?"

Выборку составили 162 студента Санкт-Петербургского университета, 50 мужчин и 112 женщин, представители пяти факультетов: психологического, исторического, философского, медицинского и журналистики.

По нашему первому предположению мы просили:

n На обратной стороне листа нарисуйте политическую карту северо-восточной Европы (сейчас это территория: России, Белоруссии, Украины, Прибалтики). Исследователи просят анкетируемых понимать под словом средневековье границу 12-13 веков.

n На обратной стороне листа нарисуйте политическую карту Руси (граница 12-13 веков).

Для проверки нашего второго предположения мы просили испытуемых нарисовать карту города:

n На обратной стороне листа нарисуйте план Киева в средневековье (граница 12-13 веков)

n На обратной стороне листа нарисуйте план Полоцка в средневековье (граница 12-13 веков)

n На обратной стороне листа нарисуйте план Москвы в средневековье (граница 12-13 веков).

n На обратной стороне листа нарисуйте план Новгорода в средневековье (граница 12-13 веков).

Мы просили нарисовать карту на листе формата А4.

По ходу эксперимента мы отметили:

1. Наблюдая за тем, как испытуемые наносят объекты на свои карты, мы убедились, что хронология соблюдается приблизительно: т. е. испытуемый сначала может нанести моря и реки, а потом города, но города он наносит не в хронологическом порядке, а случайным образом.

2. Воссоздать город по ментальной карте невозможно. Например, из шестнадцати человек, нарисовавших карту Москвы: шестеро указали, что там есть Кремль, 3 - город находиться на Москве - реке, 2 - там есть Китай-город и один вспомнил, что там течёт река Неглинка. О Киеве из 16 человек вспомнили: 3 - город находится на Днепре, 2 - храм святой Софии, 1 - золотые ворота.

3. Мы проанализировали 73 средневековые карты мира из книги - атласа Л. С. Чекина "Картография христианского средневековья. 8-13 век" и сравнили их с 40 (22 муржские и 18 женских) политическими картами, полученными в ходе нашего эксперимента. Результаты представлены в таблице:
отличия средневековые современные
пространство карты (п. к.), доминанта (д.) д. линейная д. плоскостная, испытуемые пытаются полностью заполнить п. к.
наличие масштаба отсутствует отсутствует
схематичность схематичны, например черное море может быть нарисовано в виде линии. мало схематичны, испытуемые при составлении карты применяют знания географии и например: обозначая чёрное море, стараются воспроизвести береговую линию.
мистицизм, наличие драконов и т. п. встречается отсутствует
Присутствие христианской символики встречается отсутствует
“всевременность” “всевременны” эффект средневековой “всевременности” карты выражен очень слабо, например могут указать город, который ещё не существовал.
Различие ментальных карт по причине поло составляющей.
Картами Мужчины Женщины
Нарисовали карту 82% 58%
Отказались рисовать город 14% 35%
Отказались рисовать политическую карту 4% 7%

  Процент от общего количества упоминаний.
Моря 14
Озёра 3
Реки 4
Города 13
Лес 1
Болота 2
Страны и княжества 15
Стороны света 2
Границы территорий 40
Степи, дикое поле 2
Человеческие фигуры 1
Горные хребты 3
Названия народов 2

Мужчины рисуют ментальные карты охотнее чем женщины. Очевидно, в нашем обществе знание истории для мальчиков выступает в социально желательном свете, и поэтому они охотнее и лучше выполняли задание.

В политических ментальных картах:



1. Политическая ментальная карта, судя по полученным рисункам, у испытуемых строилась по модели школьных контурных исторических картах. Мы предположили, что у нас в стране было обязательное общее среднее образование, поэтому существенных различий между мужчинами и женщинами обнаружить не удалось в политических ментальных картах.

2. В политической ментальной карте наиболее важными объектами являются границы территорий, географические объекты и города.



В психологических картах города было выделено 40 различных объектов. Те объекты, в которых разница между мужчинами и женщинами наиболее сильна, представлены в таблице:
  ОбщееПроцент от общего количества упоминаний. Мужчины

Процент от общего количества упоминаний.

Женщины

Процент от общего количества упоминаний.

Реки

13%

19%

10 %

Крепость

26%

32%

23 %

Посады, жилые постройки

11%

8%

12 %

Дорога

6%

5%

7 %

Башни

6%

2%

6 %

Ворота

12%

6%

13 %

Церкви

10%

11%

9 %

Мост

3%

6%

2%

Ров

4%

11%

2%

Пригороды

5%

0

6 %

Княжеский, купеческий, боярский двор

4%

0

8%

В ментальных картах городов существуют ярко выраженные различия между мужскими и женскими картами, более наглядно это представлено в диаграмме. С №25 идут объекты названные только женщинами.



Для мужчин на карте города типичными объектами являлись: крепость и река или ров, наличие моста через ров есть только у 18% анкет.

Для женщин на карте города типичными объектами являлись: крепость, ворота и башни, жилые помещения и дороги. В женских картах было выделено три типа объектов не встреченных ни в одной из мужских карт:

1. Почти каждая вторая женская ментальная карта содержала больше двух ворот, что по нашему мнению является подтверждением работ Эрика Эриксона о том, что существуют различия в психологии мужчины и женщины.

2. 23% женщин на своих картах выделили пригороды.

3. 19% Женщин на своих картах нарисовали помимо пригородов ещё и дома состоятельных граждан.

Второй и третий пункты свидетельствуют о том, что женщины гораздо больше чем мужчины задумываются над вопросом "где жить и как?".


 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz