4. СИМПАТИЗАНТЫ ДЕЛАЮТ ПАРТИЮ: ПСИХОЛОГИЯ ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВА

4.1. Общая двухмерная модель партийного пространства

4.1.1. Предпосылки модели

Кардинальное изменение избирательного законодательства, ориентированное на повышение роли партий, подстегнуло смену доминирующей модели электората. Новые правила игры несут в себе новое видение избирателей и приоритетов в технологиях воздействия на них. До этого модели ведения кампаний не основывались на партиях, технологи приезжали в различные регионы и, используя одинаковые идеи и одинаковые технологии, избирали кандидатов от разных партий. Это происходило потому, что партийная поддержка была не нужна на местных и региональных выборах, проходных кандидатов-одномандатников и так поддерживали основные партии. Зачастую все партии, поддерживающие выигрышного кандидата, номинально включали его в свои ряды. Если отбросить теоретические моменты моделей электората, то у нас была двухмерная модель электората, первый уровень которой делил избирателей на сторонников кандидатов, неопределившихся и голосующих против всех. Второй уровень делил избирателей на две группы – это активные, принимающие участие в голосовании, и пассивные, не принимающий участия в голосовании, избиратели. Некоторые политики работали со всеми избирателями, прагматичные политики работали с теми, кто ходит на выборы, то есть с активными избирателями.

Прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат или новое видение объекта. Объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению, и соответственно технологию воздействия и коррекции.

Теперь изменились правила, и пришло время по-новому увидеть избирателей. Новое видение изменит технологические подходы, приоритеты и даже инструментарий исследований (например, анкеты опросов общественного мнения).

Мы провели изучение электората в ряде регионов (Московской, Вологодской, Тульской, Иркутской, Ленинградской, Брянской, Тверской областях, Санкт-Петербурге, Москве и Казани) и пришли к выводу, что сейчас модель электората изменилась, а многие составные части видоизменили смысловую нагрузку.

4.1.2. Описание модели

Действующая сегодня модель осталась двухмерной (см. изображение ниже).

Модель имеет форму эллипса, повторяя количественную характеристику численности людей на каждом уровне.

Первый фактор – электоральная активность. Для простоты можно выделить два уровня – это активные, принимающий участие в выборах, и пассивные, не принимающий участия в выборах. На схеме эти уровни разделены вертикальной пунктирной линией. Она свободно перемещается по схеме в пределах электорального пространства, так как в разных регионах разная электоральная активность населения. Очень важно, что модель делит всех на активных и неактивных участников избирательного процесса. Ведь крайне показательной характеристикой, например, качества списочного состава партии (то есть членов партии) является то, какой процент из них активно участвует в избирательном процессе. Соответственно, на любом уровне модели есть люди электорально активные и пассивные. То, что линия не прямая, показывает, что доля активных и неактивных избирателей может отличаться от уровня к уровню.

Второй фактор, который лежит в основе модели, – это комплексная мотивационная характеристика политического участия, характеризующая отношение человека к политическому процессу и мотивацию его участия в нем. По этому фактору выделяется семь уровней (чем выше уровень, тем более сильный уровень мотивации предполагается). Подробнее уровни будут описаны ниже, здесь мы их только перечислим: член партии, наемник, симпатизант (активный сторонник), пассивный сторонник, нейтральный избиратель, протестующий избиратель, игнорант. Отметим, что такое деление может произвести впечатление неоднородности классификации, но причина этого – прежде всего в комплексной характеристике мотивационной сферы представителей каждой из этих категорий.

4.1.3. Графическое изображение двумерной модели партийного пространства

Что дает новое видение электората? Оно нам дает новые технологические возможности и главную возможность – эффективно и экономно проводить избирательные кампании.

Мы не создали новую модель электората, а открыли реальную.

4.1.4. Описание уровней модели

1. Член партии. На нашей схеме они обозначены в небольшом количестве, так как ни одна из имеющихся сейчас в России партий не имеет большого (относительно общей численности населения) количества членов партии (всего партийных граждан менее одного процента). Те партии, которые в последнее время стали активно увеличивать число своих сторонников, делают это фиктивно, чаще всего за счет привлечения административного ресурса. Мы в ряде регионов лично наблюдали, как директора крупных предприятий под угрозой увольнения заставляли сотрудников вступать в ту или иную партию.

Однако и в гипотетической ситуации создания реальной партии количество ее членов не должно быть очень большим.

2. Активист. Это избиратель, которого нанимает партия для того, чтобы он за вознаграждение оказывал ей содействие. Это группа лиц, чаще всего работающая за деньги - например, агитаторы на выборах или политтехнологи и т.п. Иногда, на проекте с повышенным финансированием, доля таких людей в регионе (особенно в региональном центре) радикально возрастает и доходит до половины численности активных избирателей.

3. Симпатизант. Это избиратель, который открыто заявляет о своих политических симпатиях. Также уместно называть симпатизантов активными сторонниками. Термин достаточно многозначен, наше понимание его близко к классическому определению Мориса Дюверже, который ввел его в научный оборот.

Чаще всего симпатизанты – это многочисленная группа избирателей. Пенсионер-коммунист в поезде, на улице и в транспорте, активно вступающий в разговоры на политические темы с другими людьми, – яркий пример симпатизанта. Политическое влияние той или иной партии напрямую связано с количеством симпатизантов, поддерживающих ту или иную партию. Новые кампании технологически будут направлены на формирование убеждений и модерирование поведения именно симпатизантов. Подробнее на том, как это возможно осуществлять, мы остановимся в разделе, посвященном технологиям.

Симпатизант – это тот избиратель, который бесплатно делает то, что должны делать активисты и партийцы. На Западе партийные шоу-конференции устраиваются, прежде всего, не для того, чтобы «зарядить» партийцев или активистов, а для того, чтобы «зарядить» симпатизантов.

4. Пассивный сторонник. Это человек, который имеет относительно четкие и устойчивые политические убеждения и электоральные предпочтения, но открыто и активно их не выражает.

5. Нейтральный избиратель. Это избиратель, который не имеет четко выраженных политических убеждений и электоральных предпочтений, но в целом не против участия в политической жизни региона.

6. Протестный избиратель. Это избиратель, который против сложившейся политической ситуации. Например, ему не нравится никто из зарегистрированных кандидатов, или ему вообще ничего не нравится. По результатам наших исследований мы утверждаем, что это достаточно обособленная по своим психологическим характеристикам группа. Это те избиратели, которые в ответах на все вопросы классического опроса общественного мнения отвечают «нет», и поэтому политтехнологи часто не рассматривают их в качестве электорально значимой группы. Однако, когда эти избиратели приходят на выборы, их голосование часто становится непредсказуемым – иногда часть таких избирателей может проголосовать не просто «против всех», а за кого-то из кандидатов, и заметно повлиять на общие итоги голосования.

7. Игнорант. Это избиратель, который в принципе не интересуется политической жизнью в регионе, стране, который ее игнорирует. Отметим, что такие люди также могут быть активными избирателями. Например, в последние годы некоторые регулярно работающие на выборах технологи создали базы данных по этой категории людей, и в день выборов посылают к ним специалистов по работе со спецконтингентом, которые приводят определенную часть игнорантов на избирательный участок (за материальное вознаграждение).

4.2. Трехмерная модель партийного пространства для конкретной партии

4.2.1. Описание модели

Рассмотренная в предыдущем разделе модель дает понимание того, как люди делятся по отношению к политическому процессу и партиям (7 вертикальных уровней) и к избирательному процессу (2 горизонтальных уровня).

Как применить эту модель к конкретной партии? При рассмотрении не всего населения в целом, а конкретной партии N, к модели добавляется третий фактор – отношение человека к партии N.

То есть человек по своему психологическому профилю и особенностям мотивации относится, например, к симпатизантам, но к партии N у него позитивное отношение, а к партии X – негативное. В таком случае этот человек будет распространять позитивную информацию о партии N, негативную – о партии X. Для ясности мы опишем сочетание факторов мотивации политического участия и отношения к партии Х в графической и табличной форме.

Чтобы не усложнять схему, мы не стали указывать разделение представителей в каждой из ячеек таблицы на электорально активных и пассивных, однако о нем следует помнить. Приведем пример важности этого: большое количество негативно настроенных по отношению к партии Х пассивных сторонников, которые электорально пассивны, не должно волновать партию Х, а большое количество симпатизантов, негативно настроенных по отношению к партии Х, должно волновать вне зависимости от их электоральной активности.

4.2.2. Описание населения региона по отношению к партии Х и мотивации политического участия

Отношение к партии Х/Мотивация Хорошее отношение Нейтральное отношение Плохое отношение
Член партии «Стойкие» члены партии Х «Нестойкие» члены партии Х, члены дружественных партий Члены других партий, особенно партий-антагонистов, «внутренние враги»
Наемник Лояльные наемники партии Х Не очень лояльные наемники партии Х и других партий Наемники других партий, лояльные им. Крайне нелояльные наемники партии Х
Симпатизант (активный сторонник) Активно отстаивают интересы партии Х Активно отстаивают интересы, частично совместимые с интересами партии Х Активно отстаивают противоположные интересы
Пассивный сторонник Сторонники партии Х Потенциальные сторонники партии Х Сторонники другой партии
Нейтральный избиратель Потенциально – голоса на выборах за партию Х. Часто принимают решение в последний момент. Важно заложить модели спонтанного голосования за партию Х для нейтральных избирателей. Не более четверти из них к моменту начала выборов знают, за кого будут голосовать. В своих электоральных предпочтениях нестабильны
Протестный избиратель Очень редко встречаются протестные избиратели с позитивным отношением к любой партии, за исключением радикальных (чаще всего анархических) Ничем не угрожают партии, если нет риска формирования негативного отношения Крайне важно стараться не допустить, чтобы негатив всей этой группы замкнулся на партию Х
Игнорант Крайне редко обладают сформированным отношением

4.2.3. Графическая схема трехмерной модели политического пространства региона

4.3. Сетевой подход к работе с симпатизантами *

4.3.1. Теория сетевой организации

Определение сетевой организации

Слово «сеть» в политических науках преимущественно применяется в двух сочетаниях, определяющих диаметрально различающиеся подходы к пониманию сути такого явления, как сетевая организация: «политические сети» и «сетевое общество».

Те, кто использует первое понятие, «политические сети», как правило, считают сеть лишь удачной метафорой для отображения реального процесса принятия политических решений, включающего в себя множество акторов и на порядок превосходящее число связей между ними (если число акторов равно х, максимальное число связей между ними равно lmax=(х2+х)/2). На бытовом языке – «все со всеми связаны».

Понятие «сетевое общество», применительно к обществу в целом, а не к сетевому сообществу (то есть пользователям сети Интернет), было введено Мануэлем Кастельсом, профессором Калифорнийского университета (Беркли, США) и директором Института исследований стран Западной Европы в его книге «Зарождение сетевого общества». Определение сетевого общества Кастельса предельно описательно и неконкретно: «сетевое общество» - это специфическая форма социальной структуры, опытно устанавливаемая эмпирическими исследованиями в качестве характеристики «информационной эпохи». Основной же смысл теории Кастельса заключается в том, что смена способов производства, внедрение производственных отношений нового типа ведет к изменению и общественных отношений. Отношения внутри общества и между обществом и государством будут строиться по новым принципам, которые вполне можно назвать сетевыми.

Точка зрения автора состоит в следующем. Сетевые отношения, сетевая организация общества существовали всегда, при этом сетевая организация дополняла иерархическую. За последние 10-20 лет в экономике и производстве были разработаны такие организационные схемы, которые основывались преимущественно на сетевых отношениях, а не иерархических, например, научные сети. Во многом это стало возможным благодаря наступлению информационной эпохи. По ряду причин, раскрывать которые нам не позволяют рамки объема, сетевая организация (имеется в виду вариант доминирования сетевых принципов в организации социосистемы) мобильнее, чем иерархическая, она более подходит для адекватной обработки информационных потоков. Образным примером может служить жидкое и твердое состояние вещества. Это и выводит сетевые принципы организации на первый план, ведь в современном мире, по известному выражению Кастельса, власть потоков информации преобладает над потоками власти.

Таким образом, мы считаем, что то, что происходит в современном мире, и те, с большой долей уверенности прогнозируемые в среднесрочной перспективе, изменения, которые Кастельс называет «сетевым обществом», и политические сети, интенсивное изучение которых ведется с 1960-х годов, – суть стороны одного явления: сетевой организации, роль которой в последние годы кардинально изменилась. Если ранее сетевая организация была отображением лишь внутренней структуры процесса управления, его содержанием, то в новейшем мироустройстве она играет ключевую роль и становится сознательно внедряемой формой организации управления. Происходит это за счет институционализации сетевых отношений, а формы организации сетевых структур создаются в бизнесе и затем заимствуются обществом и государством. Хотя следует предостеречь от чрезмерно поспешного приписывания структурам принципов сетевой организации. Ведь даже сеть Интернет обладает базовыми свойствами сети только для пользователя, а внутренняя структура ее во многом иерархична.

Сморгунов в своих работах выделяет следующие четыре ключевые характеристики теории политических сетей.

  1. Вместо попытки редукции сложности общества для эффективного управления, она включает в себя рост сложности в качестве необходимой предпосылки выработки политики и осуществления управления.
  2. Восстанавливает связи между управлением и политикой.
  3. Включает моральное измерение управления и процесса производства политического решения.
  4. Не институты, а связи и отношения составляют ключевой пункт рассмотрения.

В той же работе он цитирует Берцель: «Политическая сеть представляет собой набор относительно стабильных взаимоотношений, по природе неиерархических и взаимозависимых, связывающих многообразие акторов, которые разделяют относительно политики общие интересы и обмениваются ресурсами для того, чтобы продвинуть эти интересы, признавая, что кооперация является наилучшим способом достижения общих целей».

Рассмотрим подробнее наиболее аналитическое определение - «от противного», выделив для этого ключевые характеристики иерархической организации и определив значения этих параметров у сетевой организации (см. иллюстрацию). Не считая данное определение достаточным для доказательства существования феномена сетевой организации в социальной реальности, отметим интуитивную понятность противопоставления.

Илл.1 Сравнение базовых характеристик сети и иерархии

Иерархия Сеть
Единоначалие (у каждого члена организации один начальник) Многоначалие (у каждого члена организации несколько начальников)
Жесткая функциональная специализация Динамичная, нечеткая функциональная специализация
Преимущественная роль «вертикальных» взаимодействий Преимущественная роль «горизонтальных» взаимодействий
Поступательное развитие Развитие через кризисы и катастрофы

Некоторые ученые считают, что следует изучать сеть не в рамках диады «сеть-иерархия», а в рамках триады «сеть-иерархия-рынок».

Свойства сетевой организации

Для систематизации имеющейся информации о свойствах сетевой организации мы воспользовались методом пентабазисов. Вначале был собран максимально полный перечень свойств сетей из 17 источников (работы Кастельса, Неклессы, Чучкевича, Хабермаса и других), в итоге получился перечень из 34 свойств. Затем из списка были вычеркнуты дублирующие по смыслу свойства. После этого 16 оставшихся были распределены по категориям общенаучного пентабазиса (Субстрат-Пространство-Время-Энергия-Информация). Результат представлен на иллюстрации 2.

Для адаптации пентабазиса к изучаемой области было проведено уточнение общенаучных категорий. Категории «пространство» была сопоставлена форма организации сети; «времени» – процессы, динамика сети; «энергии» – процессы управления в сети; а «информации» – внутренняя сущность сети.

Илл.2 Анализ свойств сети методом пентабазисов

Энергия: управление в сети
  • Использование слабых связей
  • Частичное лидерство
  • Аутсорсинг
  • Фрактальность
  Информация: суть сети
  • Власть – владение потоками информации
  • Широкая специализация
  • Информация – основной актив
  • Децентрализация информ. потоков
СВОЙСТВА СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Время: жизнь сети
  • Ориентированность на результат
  • Мобильность перегруппировки
  • Консенсусные процедуры
  • Распределенные процессы
  Пространство: форма сети
  • Горизонтальное взаимодействие
  • Максимальное число связей
  • Многоначалие
  • Многоначалие

В приведенной выше схеме первыми в списке в каждой из категорий представлены базовые свойства (выделены подчеркиванием). Остальные свойства логически следуют из базовых.

Основные принципы функционирования сети

Основные принципы работы сети – использование слабых связей, включение большого числа объектов и опосредованность влияния.

Если в иерархии прочность системы обусловлена высокой жесткостью связей между объектами, то в сети прочность обусловлена большим количеством связей между объектами.

В сети влияние распространяется через слабые положительные связи, а в иерархии – через сильные связи, вне зависимости от их знака

Сочетание этих принципов приводит к двум основным следствиям:

  • повышенной прочности сети, сочетающейся с ее более легкой изменчивостью («принцип прута и палки»: прут менее крепкий, его легко согнуть, но сломать легче палку);
  • повышенной эффективности использования косвенных каналов влияния (оно осуществляется не непосредственно на объект воздействия, а через цепь агентов).

4.3.2. Психология сетевой организации

Психология функционирования власти в сети

Большинство зарубежных исследователей применительно к сетям используют термин «руководство» (англ. governance). Встречаются даже отдельные объяснения преимуществ данного термина перед другими смежными понятиями - управление (англ. management), лидерство (англ. leadership), власть (англ. power). Как указывает Сморгунов, «руководство осуществляется способом организации общих переговоров между государственными и негосударственными структурами по осуществлению взаимного интереса совместными усилиями, а следовательно, для принятия политического решения, удовлетворяющего все стороны соглашения».

То есть именно руководство есть наиболее адекватный термин для описания того, как именно осуществляются некие контрольно-направляющие функции в рамках сети, так как подразумевает использование характерных для сети механизмов (включения большого числа акторов, стремления к консенсусу, etc.).

Перечислим основные проблемы, возникающие в ходе реализации власти в сети, то есть основные риски, имеющие под собой психологическую основу:

  • изменение целей/идеологии участников или достижение ими целей (личных или общесетевых) приводит к распаду сети;
  • стремление к монополизации властных функций, являющееся психологически обоснованным, приводит к постепенному росту степени институционализации системы, ее все большей структуризации, то есть к потере принципиальных для сети свойств;
  • худшая управляемость в силу низкой централизации власти;
  • использование косвенных «цепей влияния» требует большего времени;
  • угроза эффективности управления – высокая зависимость от информации, распространяющейся мгновенно;
  • повышенные временные затраты на достижение консенсуса;
  • повышается возможность для отдельных игроков манипулировать личными условиями участия для достижения общих задач, шантажировать других участников.

4.3.3. Общинность как основание для внедрения сетевого управления в России

Опишем причины, которые определяют применимость сетевой организации в России.

Значительная часть историков, философов и культурологов одной из доминирующих характеристик национального сознания, менталитета и характера считают общинность. Постараемся дать оперативное определение этого понятия, сделав акцент на его «психологическом субстрате».

С нашей точки зрения, общинность – это ключевая характеристика российского и русского менталитета и характера, заключающаяся в повышенной склонности к коллективному решению проблем, к использованию неформальных каналов коммуникаций для достижения целей (то есть именно то, в чем заключается основная роль симпатизантов в процессе партстроительства и партийных кампаний.)

Данное явление достаточно противоречиво. С одной стороны, оно приводит к относительно большей прочности социально-политической структуры общества, а с другой, – к снятию ответственности с индивида и размыванию ее по группе. Если отойти от очевидно западнических или ультрапатриотических взглядов, то обе стороны данного явления могут иметь как позитивные, так и негативные следствия для государства, гражданина и собственно общества.

4.3.4. Использование сетевой организации в партстроительстве

Прежде всего, это расширение партсостава и решение организационных вопросов за счет «цепочек знакомств». Для начала (первый этап) партстроительства в регионе достаточно иметь актив из 20 человек, являющихся убежденными сторонниками партии и не принадлежащих к верхушке элиты. Затем (второй этап) расширение партсостава происходит за счет использования их личных контактов – кого-то из знакомых они убедят подключиться к работе партии за счет хороших отношений, кого-то – за счет соответствия его убеждений идеологии партии, кого-то – за счет других мотивов (например, перспективой политической карьеры). На этой стадии в партию в регионе должно вступить не менее 200 человек (по 10 от каждого из активистов). Количество человек зависит от площади региона, физической и ментальной, а также региональных особенностей коммуникационных потоков.

На третьем этапе происходит делегирование полномочий (важнейший элемент в сетевом управлении) от активистов первого уровня к активистам второго, и каждый из активистов второго уровня должен привести в партию еще по 5 человек.

На четвертом шаге активисты третьего уровня привлекают еще по 2-3 человека, а на пятом – активисты четвертого еще по 1 человеку.

4.3.5. Особенности управления сетевой структурой

Принципиальная сложность управления сетью заключается в меньшей степени прямой контролируемости. Однако это легко компенсировать использованием информации о членах партии – о том, кто, кого и на каких условиях убедил вступить в партию. В итоге можно сказать, что использование сетевой организации означает готовность пожертвовать тактической управляемостью в угоду стратегической. А стратегическая «живучесть» сети выше, чем иерархии, – механизм ее функционирования подразумевает жизнь по принципу «многоголовой гидры», вне зависимости от глубины проблем с отдельными частями структуры, оставшиеся части всегда могут их компенсировать. На майдане Незалежности использовались именно так организованные группы.

В качестве рекомендаций по использованию сетевой организации можно сказать, что за счет организованного регулярного общения следует максимально «перемешивать» привлекаемых на каждом этапе людей и давать каждому возможность выдвинуться. Возможность повышения при этом должна быть предоставлена не за счет перераспределения ролей в текущем составе, а за счет привлечения большого количества новых членов партии – то есть человек, привлеченный даже на третьем этапе – когда есть его «куратор» и «куратор его куратора», может сам стать куратором первого уровня, если организует привлечение еще 100 новых партийцев. Также на первом этапе управляемое общение наиболее активных членов партии (см. уровневую модель партийного строительства) должно обеспечить приведение политических убеждений к относительно единому знаменателю.

При этом важно сохранять информацию об истории появления человека в партии (кто кого привел) и отмечать его участие в решении всех партийных задач (от присутствия на митингах до материальной помощи).

Основные принципы руководства самоуправляемой командой (а именно стремление к самоуправляемости – идеальная цель сетевой организации) приведены в работе «Как руководить самоуправляемой командой». Ее авторы (Vanessa Urch Druskut, Jane V. Wheeler) указывают четыре механизма управления подобными коллективами (в том числе и партийными ячейками): отношение, разведка, убеждение и наделение полномочиями.

Отношение: социальная компетентность лидера, доверие команды, забота о команде.

Разведка: поиск информации, диагностика поведения команды, систематическое исследование проблем.

Убеждение: внешняя поддержка, влияние на команду.

Наделение властью: делегирование полномочий, практика гибкого принятия командных решений, коучинг.

4.3.6. Тезисы

Что такое сетевая структура?
  • Все связаны со всеми.
  • Использование слабых и опосредованных связей.
  • Использование информации в качестве ресурса управления.
В чем особенности привлечения людей?
  • Личные связи + убеждения.
В чем особенности управления?
  • Прямой контроль немного более низкой степени.
  • Консенсусность.
  • Принесение в жертву тактической управляемости в угоду стратегической.
  • 4 механизма: отношение, разведка, убеждение, полномочия.
Как это организовать?
  1. Создать первые два звена партийной структуры за счет убежденных сторонников партии.
  2. Организовать управляемое общение.
  3. Скорректировать и унифицировать политические установки.
  4. Собирать информацию.
  5. Обеспечить итерационный механизм обучения и вовлечения.
Чем полезна?
  1. При существенных вложениях на первом этапе позволяет в дальнейшем достичь заметной экономии.
  2. Является надежным способом привлечения людей, так как сочетает в себе использование неформальных связей и опору на убеждения людей.
  3. Позволяет установить оптимальную степень соотношения между подконтрольностью конкретных штабов (которая дает возможность управления из центра) и их автономностью (которая дает возможность принимать частные решения на местах и не подавляет инициативу).
  4. Является технологией, легко применяемой как при организации взаимодействия окружных и региональных отделений партии, так и при организации работы конкретного штаба в районном центре или партийной ячейки в любом населенном пункте или доме.

4.4. Технология работы с симпатизантами

В последние годы в сфере организации выборов сложилась тенденция к возрастанию роли различных форм подкупа избирателей. Это имеет две основные причины. Во-первых, это достаточно технологичный способ обеспечения результата, то есть подкуп – технология, которая при четкой формализации обеспечивает прогнозируемый результат. А во-вторых, голосование за деньги основано на очевидном мотиве избирателя – незамедлительном получении материальных благ. Дополнительным фактором, который обеспечил распространение подкупа, является слабая контролируемость организации и результативности классических методов – агитации, рекламы и т.п. Также сыграла роль и «усталость» избирателей от нахлынувшей на них нескончаемой череды выборов.

Однако партийное строительство принципиально отличается от одномандатных, «разовых», выборов. Прежде всего, тем, что суть партии – это привлечение широких масс людей, разделяющих общие интересы. Последние реформы избирательного законодательства, призванные стимулировать развитие партийной структуры на региональном и федеральном уровне, накладывают определенные ограничения, подталкивают партии к тому, чтобы стать действительно выразителями интересов определенных частей населения, а не просто местом «тусовки элит».

Таким образом, в России сегодня крайне востребованы новые подходы к партстроительству по следующим причинам.

Круг людей, которых можно подкупом привлечь на выборы, а тем более в партию, ограничен.

Даже если допустить возможность привлечения людей в партию на возмездной основе, встает вопрос необходимости регулярного финансирования – одно дело потратить деньги раз в четыре года, другое – ежемесячно. Учитывая минимально допустимую численность партии в 50 000 человек, а разумную – около 100 000, часть годового бюджета партии, направленная на обеспечение членов, будет минимум $ 0,5 млн. (по 1 000 руб. в месяц на человека). И это без учета организационной структуры, содержания и технического обеспечения штабов и т.д.

Партии должны подходить к привлечению людей ответственно, так как в противном случае будут постоянно происходить провокации, любая проверка может привести к проблемам с надзорными органами и т.д.

Самый же важный довод – в случае привлечения членов партии на возмездной основе партия не сможет стать значимой общественно-политической силой. Даже в случае, когда только половина списочного состава партии искренне разделяет убеждения и согласна с программой, и половина от этого числа готова поддержать партию какими-то разовыми действиями, это уже дает возможность проведения (практически без дополнительных затрат) митингов в 25 регионах, численностью по 1 000 человек. А это тот масштаб, который не смогут проигнорировать ни отечественные, ни западные СМИ.

Таким образом, масштабные вложения на первом этапе – организации партии, позволят в дальнейшем добиться существенной экономии и высокой эффективности.

Предлагаемый подход основан на расширении партсостава и решении организационных вопросов за счет «цепочек знакомств», слабых социальных связей.

Первый этап. Для начала партстроительства в регионе достаточно иметь актив из 20 человек, являющихся убежденными сторонниками партии и не принадлежащих к верхушке элиты. Идеально – найти их не через свои вертикальные связи, а путем посещения региона одним из лидеров партии (ни в коем случае не рядовым представителем) для реализации технологии политического промоушена.

Чаще всего турне охватывает ключевые регионы политического пространства. Лидеров обычно сопровождают поддерживающие или сочувствующие известные деятели культуры и искусства, а также популярные артисты, музыканты и киноактеры.

Лидер приезжает в регион, куда заранее, до него, прибывает группа активистов, которые пустили программные и информационные статьи в региональных СМИ. Хорошо, если в информационных статьях за неделю-две до события указывается место встречи лидера с населением. Естественно, что на это собрание должно прийти никак не меньше 500 человек (иначе это провал). После встречи в этом же месте обязательно найдутся первые 20 местных активистов. В ходе выступления лидер сначала рассказывает о себе – кратко, образно, эмоционально и с юмором, потом проходит программное выступление, затем – ответы на вопросы населения. Обязательна информация о том, куда и к кому можно обратиться по всем интересующим вопросам. Необходимо освещение турне в федеральных СМИ (если нет активного противодействия). Чтобы затронуть, подготовить подвижную общественность в регионах, надо сделать это именно в виде турне. Важно посетить максимальное количество регионов, это можно сделать за два-три месяца.

Если партия не новая, выезды в регион для притока «свежей крови» и для встречи с симпатизантами необходимо проводить периодически, чтобы в каждом регионе бывал хотя бы один лидер федерального масштаба от партии.

Второй этап. Теперь выполняется задача расширения партсостава, за счет использования личных контактов местных активистов: кого-то из знакомых они убедят подключиться к работе партии за счет хороших отношений, кого-то – за счет соответствия его убеждений идеологии партии, кого-то – за счет других мотивов (например, перспективой политической карьеры). На этой стадии в партию в регионе должно вступить не менее 200 человек (по 10 от каждого из активистов). Необходимо учитывать, что площадь распространения активистов должна соответствовать ментальной площади коммуникационных потоков в регионе, так как задача активистов состоит в том, чтобы влиять на эти потоки, а главное, подкреплять информацией симпатизантов через неформальные и формальные местные информационные потоки.

Во многом недееспособность региональных партийных отделений существующих партий обусловлена тем, что члены партии и активисты набраны по вертикальному признаку, а не по горизонтальному.

На третьем этапе происходит делегирование полномочий (важнейший элемент в сетевом управлении) от активистов первого уровня к активистам второго, и каждый из активистов второго уровня должен привести в партию еще по 5 человек.

На четвертом этапе активисты третьего уровня привлекают еще по 2-3 человека, а на пятом – активисты четвертого еще по 1 человеку.

Наши расчеты, даже с учетом достаточно высокого уровня потерь людей, привлеченных на каждом этапе роста партийной структуры спустя полгода – год, показывают, что около 1700 – 2200 человек можно привлечь в региональное отделение партии за три месяца, если на первом этапе (10 дней) найти всего 20 человек. Причем здесь идет речь не о «списочном составе», а о реально действующей партийной структуре.

Федеральное руководство должно осознавать, что для того, чтобы партийная организация сохраняла слабые положительные горизонтальные контакты, необходимо хотя бы раз в 2 месяца проводить местные политические действия, которые выражаются в каких-либо акциях и т.п., а раз в квартал – общерегиональные. Региональные акции лучше объединять в общефедеральные, если, конечно, в регионе нет потребности в специфичном мероприятии. Необходимо, чтобы общефедеральные акции получали освещение в федеральных СМИ и, что не менее важно (!), – внутрипартийное, горизонтальное освещение. Горизонтальные связи региональных и местных отделений, отчеты о том, как проходят акции, нужны для поддержания духа единства партии и обмена опытом.

Дополнительно необходимо устраивать как минимум три партийных конференции в год: одну закрытую для лидеров регионального уровня, вторую – для региональных лидеров и лидеров районного уровня (сопоставимых с 2-м уровнем МСУ), и третью – в виде школы-семинара, куда приезжают региональные лидеры с отличившимися местными лидерами (соответствуют 1-му уровню МСУ).

Таким образом, годовой бюджет для сносного существования и позиционирования общефедеральной партии будет составлять не менее 5 миллионов долларов в год.


* Материалы, частично включенные в данный раздел, в 2002-2005 годах предоставлялись некоторым политикам и партиям в форме аналитических записок, докладов на семинарах, материалов для сайтов и научных докладов на коференциях.

следующая глава >>

 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz