ЧАСТЬ III. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

5. РЕСУРСЫ В ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПАРТВЫБОРАХ

5.1. Финансовые ресурсы

Мы выделяем пять основных моделей финансирования региональных отделений, каждая из которых определяет особенности политической позиции РО:

  1. Через распределительный центр. (Например, администрация региона указывает группе лояльных бизнесменов размер необходимых взносов. При этом бизнесмены не получают прямого влияния на партию).
  2. Напрямую из одного источника. (Это ситуация «выкупа» регионального отделения).
  3. Напрямую из нескольких источников (Чем больше таких источников, тем независимее региональное отделение, но так как это приводит к уменьшению влияния каждого источника, то широкой коалицией РО финансируется редко. Узкая коалиция – до 5-7 источников – часто приводит к ссорам).
  4. «Народное» финансирование. (Самая нераспространенная в России модель. Подразумевает финансирование РО партии за счет партийных взносов и пожертвований рядовых партийцев).
  5. Через федеральную партию. (Есть основания предполагать, что это станет одним из самых популярных механизмов финансирования, вплоть до полного запрета на поиск региональных источников средств без одобрения федерального центра).

Также следует упомянуть еще три особых типа источников средств:

  • государственное финансирование партий (касается только партий, прошедших в парламент, и к финансированию РО отношения не имеет);
  • финансирование из-за рубежа (также касается преимущественно федеральных партий);
  • политическое предпринимательство – продажа мест в партийных списках, продажа голосов фракций, публичная поддержка одной из сторон бизнес-конфликта (крайне редко доходы достаются именно региональному отделению, как правило, – конкретным персонам).

Согласно нашему опыту, существуют следующие мотивы финансирования бизнесом регионального отделения партии и выборов:

  • лоббирование локальных интересов (например, получение конкретного выгодного контракта или земельного участка);
  • давление на власть (позиционирование в качестве политической силы для возможности последующего торга);
  • попытка захвата власти (с целью перераспределения ресурсов);
  • «месть власти» (когда целью является преимущественно не достижение собственных интересов, а лишение власти возможности удовлетворить свои интересы);
  • самореализация (личные амбиции);
  • реализация общественных амбиций (в том числе религиозность);
  • репозиционирование себя как игрока, вышедшего на новый уровень;
  • демонстрация лояльности власти/покровителям;
  • демонстрация уважения лидеру РО партии;
  • диверсификация рисков (например, с подачи главы администрации региона финансируется «Единая Россия», а для подстраховки - также еще 1-2 партии).

Самостоятельное финансирование партии как позиционирование общественного интереса в современной России (по крайней мере, в тех нескольких десятках регионов, где авторы работали) не наблюдается.

Один из очевидных путей решения проблемы – легализация источников финансирования. Однако, так как пресечение финансовых потоков - наиболее результативный способ административного давления на политические силы, ожидать активных действий в данном направлении пока невозможно.

На сегодняшний день ключевым ресурсом, позволяющим радикально снизить стоимость партийной кампании, нам видится процесс партстроительства с упором на симпатизантов. Кроме того, это приведет к более равномерному распределению финансирования во времени, в отличие от действующей модели, по которой более 90% финансовых поступлений приходится на партийные политические кампании.

5.2. Организационные ресурсы

Сегодня нет ни одной партии, имеющей сеть местных отделений по всей России. Никто не ориентируется на создание отделений в органах МСУ 1-го уровня (поселениях), и даже 2-го уровня (районах и городах). РО слабо развиты и несут в себе, прежде всего, номенклатурную и бюрократическую составляющую. Кроме того, РО не являются инициаторами политических процессов в регионе (за очень редким исключением), поэтому не обладают реальной властью (особенно в межвыборный период).

Пресловутый административный ресурс на региональном уровне в партийном строительстве и кампаниях работает только на региональный уровень власти. Ни на партию, ни на ее региональное отделение, ни на федеральную власть – только на региональные администрации. Новая система избрания-назначения глав регионов обеспечит большую лояльность регионального административного ресурса федеральному центру, но кардинально ситуацию в ближайшее время не изменит. По нашим исследованиям, административный ресурс дает на выборах дополнительно 5-10% голосов (за исключением 5-10 регионов). Но использование административного ресурса в партстроительстве приводит только к негативным последствиям.

Ключевой вопрос в управляемости регионального отделения партии заключается в том, кому подчиняется сеть партийных активистов и политических менеджеров низшего и среднего звена. Если в РО один публичный лидер, то сеть обычно принадлежит ему (а не партии). Если есть теневой лидер – например, монопольный спонсор, то система становится сложнее. Многочисленные примеры из регионов показывают, что на уровне местных лидеров и активистов личная лояльность публичному лидеру РО зачастую перевешивает лояльность теневому лидеру, базирующуюся на материальном интересе.

Отсутствие работы с симпатизантами приводит к бессмысленному набору формальной численности и приводит к полной зависимости РО либо от федерального руководства, либо от администрации региона, либо от 1-3 спонсоров.

5.3. Личностные ресурсы лидеров

Относительно личностных ресурсов лидеров региональных отделений партий преимущественно можно высказать лишь негатив.

Наиболее интересно рассмотреть две темы: соответствие групп поддержки партии и лидера и поддержка партии общественными лидерами.

Относительно проблемы соответствия партии и лидера в открытом доступе достаточно много данных исследований и материалов СМИ, поэтом прокомментируем кратко. По нашим оценкам, зачастую лидер, обладающий заметным ресурсом поддержки населения, дает своей партии не очень большое увеличение числа сторонников, так как его электорат и электорат партии не полностью пересекаются. При этом нам известно, что, как правило, переговоры о лидерстве в партии вообще не включают в качестве одного из факторов принятия решения исследование адекватности лидера партии. А такие исследования могут позволить ответить на вопрос, насколько избрание того или иного человека лидером партии размоет образ этой партии, какую часть электората партия потеряет, а какую дополнительную долю массовой поддержки принесет лидер партии.

Второй принципиальный вопрос – использование в партстроительстве и парткампаниях общественных фигур: людей искусства, ученых, общественных деятелей, работников СМИ. Примеры Евдокимова, Алферова, Буратаевой и многих других говорят о том, что подобные технологии используются, но нам представляется, что недостаточно рационально. Во-первых, существует та же проблема, что и с выбором лидеров, а во-вторых, зарубежные примеры показывают, что общественные фигуры модно использовать не только как «картинки», то есть бренды, но и то, что многие из них могли бы быть реальными лидерами в силу своих уникальных психологических качеств, опыта публичности, высокой известности и т.п. Лидер – понятие далеко не только «картиночное». Пресловутая харизматичность – именно она делает политика лидером. Пример американских актеров Джонни Деппа, который продавал ручки по телефону за 25 долларов в неделю, Мела Гибсона, который показывал пантомимы на улице, и Рональда Рейгана показывает, что зачастую потенциал человека раскрывается в новой сфере достаточно поздно. Нам кажется очевидным ходом для партий проведение целенаправленного поиска публичных лидеров среди реализовавших себя людей, которые обладали бы необходимыми качествами. Пример того же Шварценеггера говорит о необходимости поддержки политическим кланом или партией человека, обладающего качествами харизматического лидера.

Еще одним, менее типичным для Запада, но вполне очевидным для России типом людей, из которых могут выйти заметные политики, являются «дети тяжелой судьбы».

5.4. Ресурс массовой поддержки

Сейчас ни одна партия в России не имеет устойчивой поддержки в массах. Под устойчивой поддержкой мы имеем в виду не электоральный рейтинг, а доверие людей к партии и к ее лидерам и готовность разделять их точку зрения.

Чаще всего под массовой поддержкой понимается электорат партии, реже – количество членов партии. Однако убежденных членов партии среди партийных масс, по нашим оценкам, не более 10-15%.

Наиболее важный ресурс массовой поддержки сосредоточен в симпатизантах, то есть тех, кто в целом разделяет политические убеждения партии и готов распространять их. Подробнее о симпатизантах можно прочитать в разделе 3.

5.5. Технологические ресурсы

Технологии партийного строительства в России реально практически не разрабатывались. В лучшем случае специалисты принимали в качестве аксиомы лозунг «Партия - это избирательная машина» и подменяли технологии партстроительства технологиями проведения партийных избирательных кампаний.

Кроме того, практически никто из специалистов не проводил реальных исследований по изучению отличий в мотивации голосования на мажоритарных выборах и пропорциональных. Тем более не изучены (и не могли быть изучены на практике) особенности проведения смешанных региональных выборов по разным схемам. Пример такого изучения мы приводим в разделе 8.

Мы видим несколько шагов для партий, которые могут радикально увеличить эффективность применения технологических приемов.

Шаг 1. Прекращение слепого переноса технологий мажоритарных выборов на пропорциональные.

Шаг 2. Создание специальных технологий работы на смешанных выборах.

Шаг 3. Переориентация с технологий партийных кампаний на технологии партстроительства.

Ключевым параметром является организационно-технологическая лабильность партии – то, насколько партия воспринимает новые технологии. Мы абсолютно убеждены, что те партии, которые не проделают все три перечисленных шага, к ближайшим выборам будут принципиально больше зависеть от административного ресурса и телеканалов федерального и регионального уровней.

Также очень важный вопрос – есть ли у партии технологическая база. Отработка технологий должна вестись постепенно, при этом система обучения должна быть непрерывной. Кадры для обучения нужно искать в регионах и обеспечивать неразрывную связь кадров с регионами. Пример обучающей программы СПС на выборах 2003 года показал, что попытка абсолютно централизовать управление кампанией в федеральном центре приводит к конфликтам с РО и лишает партию эффективной обратной связи.

Технологиям требуется экспериментальная проверка; они всегда должны быть максимально инновационными, так как популярная технология всегда менее эффективна, поскольку не является уникальной. Партиям требуется накапливать свой технологический опыт и результаты тестирования технологий в партийных технологических лабораториях.

Прогнозируемые авторами новинки избирательных технологий будут рассмотрены в разделе 6.

5.6. Исследовательские технологии как ресурсы

Мы уверены, что четкого понимания, кто и почему в разных регионах и на разных выборах голосует за партию, нет ни в федеральном центре, ни в региональных отделениях. Все довольствуются общими комментариями политологов и ненаучными объяснениями технологов.

При этом примитивная систематизация данных хотя и необходима, но недостаточна. Требуется разработать партийные стандарты исследований – от того, как должен выглядеть и что содержать базовый отчет, до того, как должны быть сформулированы вопросы в количественном исследовании.

Мы считаем, что внедрение подобной системы, в случае реализации ее профессионалами-практиками (если это сделают классические аппаратные работники, то процесс будет забюрократизирован), приведет к постепенному формированию культуры исследований – как общей, так и партийной.

Кроме базы исследований, необходимо развивать также и новые технологии исследований. Например, симпатизанты, о которых говорится почти в каждом разделе данной книги, вообще выпадают из базовых отчетов всех исследований, которые нам доводилось видеть, хотя именно их наличием определяется стабильность успеха партии и ее регионального отделения.

Немного подробнее о том, какая информация должна присутствовать в исследовании, можно прочитать в разделе 7.

5.7. Информационные ресурсы

Необходимость иметь партийную газету очевидна. В силу объема мы не можем давать здесь рекомендации о том, как сделать ее по крайней мере относительно читаемой и популярной, хотя бы среди членов партии, лишь упомянем, что это возможно.

Относительно создания интернет-сайта и обеспечения ему широкой аудитории в активе авторов, есть обучающий семинар, который проводят для конкретных организаций и партий.

Прежде всего, в этом разделе хотелось бы сказать о сетевых каналах коммуникации. Часто их называют «неформальными каналами коммуникации», но основной смысл именно в том, как формализовать эти каналы, как получить над ними хотя бы некоторый контроль.

Наиболее простым способом использования сетевых каналов коммуникации является распускание слухов. Есть немало технологий осуществления этого действия. Наиболее простая из них состоит в организации работы «подсадных уток», которые, перемещаясь по местам максимального скопления восприимчивой к слухам аудитории, разыгрывают некие диалоги, содержащие нужную информацию. В случае профессиональной организации процесса, через 2 дня слух разносится достаточно широко и становится фактом массового сознания.

Более сложной, но и более управляемой технологией является распространение слухов через симпатизантов, каждый из которых, по разным мотивам, донесет нужную информацию до 15-20 человек. Учитывая наличие долгосрочных отношений с симпатизантами, возможно более точно определить целевую аудиторию для воздействия с помощью слухов.

следующая глава >>

 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz