ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Часть 2
Метод включённого наблюдения

10. Насмерть.

Поединки насмерть встречаются редко. Пока я был учеником, мой учитель только одни раз собирался биться насмерть. Эти поединки меняют людей. Они дают понять, кто ты есть, и что ты здесь делаешь. Если ты не можешь быть в чем-то фанатиком до самого конца, до последней клетки твоего тела, брось это дело и найди свое. Найди свою дорогу, по которой ты хочешь идти до конца. После одного из поединков, где мне травмировали правую руку, я проходил лечение в поликлинике. Врачи сказали, что еще одна травма, и я пойду к невропатологу. Он мне сказал, что лучше бы к нему не приходил, т.к. он мне будет делать какие-то уколы в руку, а станет ли мне лучше, неизвестно. В общем, я познакомился с терапевтом, пожилым человеком, прекрасно разбирающемся в восточной философии и приятным собеседником. Ему рассказал о том, как и чем занимаюсь. Он заинтересовался и сказал, что его сын хотел бы со мной встретиться, он большой любитель единоборств, хирург, ему около тридцати. Терапевт попросил меня, чтобы я с его сыном особо не тренировался, т.к. ему надо давно уже завязать с единоборствами и заниматься своей профессией и семьей, а не боевыми искусствами. Через недельку он позвонил. Пока мы состыковались, прошел почти месяц. Я как раз закончил проходить курс лечения у его отца. По телефону у него спросил, занимался ли он фехтованием, он сказал, что нет и хочет потренироваться у меня. Мы оговорили время тренировки. Я предупредил своих учеников, что прийдет новый ученик, очевидно, один из них проведет с ним поединок, чтобы увидеть, на что он способен или это сделаю я, если рука не очень будет болеть. Мои друзья подшучивали и говорили: "Смотри, окажется это крутой боец, побьет тебя". Я смеялся и отвечал, что уже полтора года никому не проигрывал и выигрывал у хороших бойцов, а этот меча никогда в руке не держал. Раскрою ему голову, если что, без вопросов. У меня есть друг, очень хорошо разбирающийся в боевых искусствах, мой главный оппонент. Он мне сказал: "Смотри, сейчас ты не готов к поединку с серьезным противником. Ты начал, пока лечился, пить, курить, травма эта и ты уже давно не встречался с хорошими противниками". Я ему ответил: "Стоит ли серьезно готовиться к встрече с человеком, который сказал, что прейдет потренироваться, и в руках меча никогда не держал, конечно, я знаю, что с каждым новым противником-учеником надо думать, что он такой же, как ты, но сейчас не этот случай и сидеть по два часа в медитации перед встречей с ним нет резона. Эх, даже сейчас, после почти полумесяца с момента этих событий, меня переполняют чувства, когда я вспоминаю то время. Как я ошибался, по сидел бы, подготовился, помедитировал бы пару часиков и беды бы не знал, но только время делает человека умнее. Как говорится: "Мудрые учатся на чужих ошибках, умные на своих, а дураки вообще не учатся ни на чьих ошибках".

Но я отвлекся от фехтования, бывает, что человек меча в руках не держал, а приходит и начинает фехтовать без техники, но зато как истинный берсерк. Такому хочется сказать: "Будь моим учеником, хотя бы месяца полтора-два и я сделаю из тебя великолепного фехтовальщика". Если дух, чувство расстояния, тактика поединков, передвижения и сила есть, то технику освоить можно быстро.

Мы договорились встретиться на станции метро. Я стоял и ждал. Ко мне подошел мужчина, лет тридцати, плотный, под сто килограммов, в спортивном костюме, кожаной куртке и кроссовках. У него был странный взгляд, как я сразу не понял, он в состоянии медитации, ориентирован на поединок. Он пришел умирать, а я потренироваться и никак не ожидал поединка, но это понял потом. В состоянии транса проиграет тот, кто быстрее выйдет из этого состояния. Вспоминаю, как однажды пришел в одну секцию кэндо и предложил мастеру поединок. Он посмотрел мне в глаза и понял, что я пришел умирать, а он хочет жить, и отказался от поединка. Теперь подобное увидел я. Повел его в то место, где мы тренируемся. Он был молчалив, а я все трепался и трепался. Еще один шанс был догадаться. Как-то я шел сражаться с одним человеком после часовой медитации и у меня плохо шевелился язык, слова меня даже немного раздражали. Мне хотелось молчать, разговаривать почти не мог, в голове не было мыслей. Меня совершенно не интересовал противник и предстоящий бой. Почему-то доставляло неожиданную радость грохот пересыпающихся камней (я шел по гравию), тихий шелест качающейся травы у меня под ногами, воздух, все вокруг. Я был счастлив. И тут, как мог так сплоховать, если хочешь, чтобы тебя победили, подумай, что ты самый крутой, но если ты не будешь так думать, ты не освоишь фехтование и не сможешь освоить поединки, стать первым в этом деле, а если ты хочешь выжить, не думай о том, какой ты фехтовальщик, тогда тебе не будет хотеться ни победить, ни соглашаться на поединки. Ты будешь жить, и тренироваться ради самого фехтования.

Мы пришли к нам, и я сказал, что в боевых искусствах языком трепать, как растекаться мыслью по древу. Надо посмотреть, как он фехтует, чтобы решить, стоит ли что-либо говорить. У нас был довольно большой выбор палок. Он подошел и выбрал не самую длинную, как обычно люди не державшие меча в руках, а удобную для него, близкую по размеру к катане. "Странно", - подумал я. Мой ученик встал в боевую стойку, он тоже. От его стойки сразу повеяло уверенностью, мне даже показалось, что он умеет контролировать поединок, и я понял, к моему ученику пришло поражение. От стойки моего ученика исходила чуть ленивая сила, постучать палками и все, а напротив него стоял человек, готовый к смертельному поединку. Он сделал плавный подшаг. Удар, плавный отход и положил деревянный меч обратно, туда, где его взял. Боже, такого чистого кэндо я не видел в своей жизни вообще, если сказать, что я был шокирован, значит вообще ничего не сказать. И тут что-то меня дернуло сразиться с ним. Я взял свою новую палку, еще одна ошибка, в серьезный поединок надо идти только с привычным оружием. Мы встали в боевые стойки. Мне вспомнился один поединок, в котором я сражался против кэндоиста, он несколько раз поразил меня в правое бедро, отбив немного ему руку, я закончил поединок, поразив его в плечо настолько удачно, что у него правая рука безвольно повисла вдоль туловища, и он сдался. Но ведь здесь такая читая техника. Чистая техника предсказуема, но если она чиста, то зацепиться не за что. Я решил кончить поединок быстро и нанес ему удар в руку. Он отбил и я на обратном ударе зацепил его в плечо, но он отбил мой меч и о господи, мне до сих пор стыдно, меч выпал у меня из руки и, делая круги, полетел у нас над головами. Противник сделал подшаг и очутился рядом со мной. Я присел, и ужас начал подкрадываться к сердцу. Жалко, наверное, я выглядел, и он не стал поэтому меня добивать, но этим он лишил меня возможности на победу. Не спорю, у меня был один шанс из ста, но это был мой шанс. Мой маленький, но все же шанс на победу. За мою практику поединков у меня четыре раза до этого вылетал меч или ломался в руках, а здесь вот что обидно, кисть ослабла и не выдержала рука. Она прошла столько боев и подвела меня сейчас. (Потеря меча бывала у меня и раньше. Два раза я метал обрубок меча и оба раза успешно. Один раз я во время удара сделал подкат в ноги противника и меч ударился в землю, в это время я свалил противника на землю и стал душить, а один раз сражался сидя и у меня вылетел меч, но я воспользовался одним небольшим методом влияния на противника, и он не смог на меня броситься и добить, тогда я встал и ушел, а он потом, как мне говорили, хотел добить меня, но недоумевал, почему не добил.) Сейчас я думал броситься на меч, но он не добивал меня. Но почему? По идее он хорошо сделал, благородно, но я сам добивал и хотел, чтобы меня, как и четыре раза до этого, не лишали права на победу, даже если в нее никто не верит. Поединок должен, как и предложение, быть в конце с точкой. Лучше бы я месяц потом лечил руку от перелома, чем я теперь все время думаю, а ведь я мог выиграть. Считаю, что вести поединок до конца - это дань уважения твоему противнику, если ты не хочешь его убивать, ударь его, чтобы он потерял сознание, но довести поединок, дать ему даже безоружному шанс на победу. Это дело чести. После этого мне нечего было ему сказать. Он понимал, что я чувствую, пытался что-то сказать, объяснить мне. Зачем? Я понимаю свои ошибки, зачем слова. Я попросил о еще одной встрече, где-то через месяц, так сказать мач-реванше. Он милостиво согласился, чему я в душе был очень рад. Поклонился мне и уехал. Я пошел домой. Шёл и думал: "Вот проиграл и я, если бы это было в средневековой Японии, сепука, единственное средство от позора. Тяжко поражение". Я прекратил выпивать, курить, перестал встречаться с девушками. Готовился. Сделал себе деревянный манекен кэндошной стойки и отрабатывал на нем нападение.

Через месяц позвонил ему. Со мной по телефону разговаривал уже "другой" человек. Он сказал мне, что я не умею фехтовать, что речи о поединке и быть не может и т.д. Потренироваться еще может быть, но я ему ответил, что был не готов. Он не предупредил, что прийдет умирать и что он, как потом мне сказал, - тренер по дзюдо, поклонник кэндо и Миямото Мусаси. Я сказал, что если бы я решал сделать Миямото Мусаси божественным фехтовальщиком или нет, я бы никогда этого не сделал, т.к. взять в пример хотя бы его поединок с человеком, придумавшим удар "хвост ласточки" - классический удар в кэндо. Мусаси, мало того, что опоздал, так еще и был с похмелья, если бы я был этим фехтовальщиком, то, подождав пять минут, ушел бы с места поединка и считал бы себя победителем. Мы договариваемся о поединке или пытаемся перехитрить друг друга, унизить и показать свое неуважение к нему. У нас поединок стилей, духа и техники или мы будем, как славяне в Грюнвальдской битве, отдыхать, пока противник парится в доспехах. Это допустимо на войне, но никак не в бою двух фехтовальщиков. Я ценю его книгу "Пяти колец", читаю ее и перечитываю. Ценю его смекалку и несравненную сойку "двух небес", а фехтование двумя одноручными мечами - это же вершина мастерства, но... тем не менее. На счет тренировки, какая у нас может быть общая тренировка, если он мне скажет вот такой есть прием, и я его бы провел, а я скажу, что на полных скоростях он с этой комбинацией был бы убит. То, что остаётся только попробовать. Все равно поединок. Мне хочется устроить мач-реванш на деревянном оружии без доспехов. На это он разозлился и сказал, что я ему проиграл и что теперь буду после каждого проигрыша через месяц с ним встречаться, и если я такой крутой, то он мне предлагает смертельный поединок, т.е. драться, пока кто-нибудь не умрет. Он меня разозлил этим вызовом, и я ему сказал, что завтра надо обговорить время и место, буду рад встретиться, в отличие от него, не буду скрывать, как я буду одет, и чем буду сражаться. Буду в своем полном турнирном доспехе, в котором сражаюсь против противников на стальном оружии, со щитом и булавой. Готов сразиться с кем и когда угодно на холодном оружии, как посвященный рыцарь, если он желает насмерть, то, пожалуйста, нет ничего невозможного. Он мне сказал, что в доспехе это не то и предлагает голышом, но со стальным оружием. Я был тогда горяч, кони несли меня вперед. Нет проблем, в трусах со щитом и булавой, что меня бесит во всех других школах, что с ними встречаешься, сражаешься, но по их правилам чаще всего тебе еще и оружие другое дадут, а они не ценят этого. Надо было мне взять еще в первый раз щит, меч и раскроить ему голову, но нет же, хочешь как лучше. Он сказал, что я слишком быстро соглашаюсь и что пусть подумаю несколько дней. На поединок он выйдет с двуручным топором. На этом разговор окончился. Я был удивлен, неужели встретил такого фанатика боя. Думая об этом, уснул. На утро я стал взвешивать все "за" и "против". если выиграю я если выиграет он Сяду, лет на десять, из зоны выйду другим человеком. Как правило, у щитника огромное преимущество над двуручным оружием и на турнирах они выигрывают. Он меня убьет или если двуручный топор пробьет мой щит, отрубит мне руку, стану калекой. "Десять лет" - эта мысль мне не давала покоя. В кино это выглядит как-то не так, как в жизни. Он мне, в принципе, ничего не сделал, я ему тоже. В кино всегда есть плохой и хороший. Здесь мы вроде оба хорошие. Это не старинные легенды, где они за это получали деньги и их не казнили, т.к. если бы за поединки казнили, Миямото Мусаси не убил бы и половины своих противников. Через несколько дней я решил, что на поединок не выйду, но я проверю, насколько он желает выйти на поединок смерти. Я позвонил ему домой, когда его не было дома и попросил, чтобы передали о звонке. Через несколько дней позвонил снова и сказал ему:

- Ну, как. Вы не передумали... - и дал паузу.

Тут он начал юлить и уворачиваться от поединка. Поговорив в этот раз по-приятельски, мы договорились встретиться у него на работе в 12 часов и пофехтовать на деревянном оружии. Мне казалось, что я нашел себе хорошего друга и приятеля в сфере фехтования с великолепной техникой кэндо, но, прийдя к нему на работу, я его не нашел там. Прождал сорок минут и написал записку, расценив его неявку как нежелание со мной встречаться, т.к. в случае противного мог через медсестру передать мне что-нибудь.

"У вас прекрасный вид из окна. Я чудно помедитировал. Хочу поблагодарить вас за урок, что вы преподнесли мне.

Весна, весна, весна

Весна, весна, весна, весна

Весна, весна, весна

Весна, весна, весна, весна

Весна, весна, весна красна…"

Сейчас я не помню дословно содержания записки, но попытался передать более или менее точно. Почему танка о весне - эта история произошла в мае. Жаль, мне так хотелось бы иметь в знакомых человека с такой хорошей техникой кэндо, можно сказать классической.

После всей этой истории у меня на сердце какой-то неприятный осадок. Я почему-то стыжусь идти, если у меня что-нибудь с рукой к этому терапевту. Трепач я, наверное. О многом стоило бы молчать, но мне показалось, что эти истории могут быть поучительны для начинающих фехтовальщиков. После этого "приключения" я решил бросить поединки, потому что не пошел на смертельный поединок. Я проиграл себе. Иногда думаю, жалко, что я закончил с поединками, есть по крайней мере еще два человека в Питере, с которыми стоило бы встретиться, два в Москве и один в Минске, а у меня некого послать, нет ученика, достойного этих противников. Но я верю, будут появляться школы фехтования и молодые бойцы и мастера еще погоняют ветеранов по зеленой травке. Иногда, когда иду по улице, я вижу бегущую и фехтующую детвору, сердце тает от умиления и со мной ли, без меня ли, фехтование на мечах будет жить. Как бы много народу не занималось спортивными стилями, боевое фехтование останется. И где-нибудь какие-нибудь энтузиасты-кузнецы будут ковать мечи для таких же энтузиастов-фехтовальщиков и через сто и двести лет, кое-где будут проходить невиданные, неизвестные турниры и поединки на стальном и деревянном оружии без правил. Во имя гармонии, чистоты помыслов и духа.



 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz