ПЕРСОНАЛИИ

Асмолов Александр Григорьевич (р. 1949) – российский психолог. Профессор, заведующий кафедрой психологии лично­сти Московского государственного университета. Область научных интересов: общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология. Автор многочи­сленных статей и книг, важнейшие из которых «Психология личности» и «Культурно-историческая психология и конструирование миров». Докторская диссертация выполнена на тему «Историко-эволюционный подход в психологии личности». В работах А.Г. Асмолова реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персогенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия. им сформулирована оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, ее предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности. На факультете психологии МГУ А.Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историче­ская психология личности».

Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) – российский философ, литературовед, эстетик и культуролог. В концепции М.М. Бахтина важными категориями выступают «ответственность» и «полифония» – многоголосие и равноправие существующих в мире и художественных произведениях сознаний по отношению друг к другу и к единому культурному целому. Философское понимание культуры как диалога привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии. В работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» М.М. Бахтин показал, что литература имеет корни в «народных праздниках». В работе «К философии поступка» он ввел определение «архитектоники личности» как необходимости жить не в сфере абстракций, а в реальном мире и отвечать за свои поступки. В последней работе М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики» теория полифонии развивается идеей «диалогистики», согласно которой язык динамичен и подвластен значительному культурологическому влиянию.

Берн Эрик (Бернстайн Эрик Леннард) (1902–1970) – американский психиатр и психоаналитик. В 1935 г. Э. Берн заканчивает медицинский факультет МакГилловского университета. После службы в США в качестве военного психиатра он начинает широкую практику, одновременно сам проходя анализ у выдающихся психоаналитиков. В 1947 г. выходит первая книга Э. Берна «Разум в действии». В своей оригинальной психотерапевтической концепции он показал, что в каждый момент взаимоотношений с окружающими индивид находится в одной из трех «трансакций» (эго-состояний): «взрослый», «родитель» или «ребенок». Э. Берн ввел в психотерапию понятие «игра», под которой он понимал разновидности лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми. Задачей психотерапевта он считал освобождение человека от «игр», навыки которых усваиваются в раннем детстве, и обучение его более честным, открытым и психологически выигрышным формам трансакций («Игры, в которые играют люди»). В книге «Трансактный анализ в психотерапии» он подробно описал и проанализировал свою методику, а в книге «Принципы группового лечения» применил это направление к групповой динамике. До конца своих дней Э. Берн вел активную практику группового психотерапевта, обучение психотерапии и супервизию. Он является создателем Международной ассоциации трансактного анализа. После смерти Э. Берна опубликованы книги «Что ты говоришь после того, как поздоровался» и «Секс в человеческой любви».

Вебер Макс (1864–1920) – немецкий историк, социолог и экономист. Профессор политической экономии Фрейбургского, Гейдельбергского и Мюнхенского университетов. Ранняя научная работа М. Вебера «Социальные причины падения античной культуры» содержит анализ хозяйственной жизни античных и средневековых обществ. Основные труды М. Вебера посвящены взаимосвязи политики и экономики с культурой, религией и нравами различных народов. В работе «Протестантская этика и дух капитализма»
М. Вебер сформулировал теорию модификации личности под влиянием протестантизма. Согласно этой теории, развитие капитализма в Европе в XVI—XVII вв. обусловлено появлением протестантизма. Рационализм, лежащий в его основе, привел к формированию соответствующей культуры, определившей развитие социальных отношений. В работе «Социология религии» на основании разработанного им понятия «идеальный тип» М. Вебер предложил классификацию религий. Он показал, что степень рационализации экономической деятельности общества обратно пропорциональна силе влияния магического элемента господствующей в нем религии.
В своих работах М. Вебер выделил три основания законности власти: рациональное, традиционное и харизматическое. М. Вебер является основателем Немецкого социологического общества и журнала «Архив социальных наук и социальной политики».

Вернан Жан-Пьер (р. 1914) – французский историк и психолог. Профессор Коллеж де Франс. Специалист в области изучения древних религий. Большинство научных трудов Ж.-П. Вернана посвящены историческому периоду начала второго тысячелетия в Средиземноморье. В научной работе «Происхождение древнегрече­ской мысли» Ж.-П. Вернан рассматривает круг проблем, связанных с генезисом теоретической мысли у греков и формулирует концепцию возникновения полиса и «полисного» мышления. Развитие общественной, политической и культурной жизни греческих городов-государств, по мнению Ж.-П. Вернана, привело к высокому развитию диалектики и искусства спора, а рациональное объяснение явлений природы способствовало развитию математических наук. В книге «Вселенная, боги, люди» Ж.-П. Вернан провел анализ легенд и мифов Древней Греции: их истории, вариантов и трактовок основных сюжетов. Он выдвинул идею о том, что миф имеет небинарное логическое построение, которое он назвал «логикой двусмысленности». Посредством этого механизма образ в кажущейся, «ложно-похожей» форме воспроизводит внешний облик реальных объектов. Ж.-П. Вернан показал ритмическую, звуковую и семантическую организацию греческой поэзии, направленную на усиление ее воздействия.

Вундт Вильгельм Макс (1832–1920) – немецкий психолог, физиолог и философ. Основатель первой в мире лаборатории, кото­рая стала международным центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. Высшие психические процессы, к которым относятся речь, мышление и воля, с точки зрения В.М. Вундта, недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом при помощи анализа мифов, обрядов, религиозных представлений, языка. В.М. Вундт предложил шесть исторических законов: три закона психических отношений («закон равнодействующих», «закон взаимоотношений», «закон контрастов») и три закона развития («закон духовного роста», «закон гетерогенности» и «закон развития одной противоположности в другую»). В основе этики у В.М. Вундта лежит психология народов, определяющая возникновение этиче­ских принципов из исторических и социальных связей. Он считал, что индивидуальное сознание при посредстве языка, религии, жизненных привычек и обычаев связано с жизнью народа в целом. Таким образом, индивидуальная воля находит себя в качестве элемента общей воли, и последняя определяет мотивы и цели первой. Результаты исследований В.М. Вундта опубликованы в 10-томном труде «Психология народов».

Выготский Лев Семенович (1896–1934) – российский психолог. Создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Согласно этой концепции, формирование последних происходит в процессе опосредованного общением  освоения индивидом ценностей культуры. Л.С. Выготский выделил в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющимся основой эстетич­еских реакций. Он показал, что культурные знания, прежде всего знаки языка, служат орудиями, оперируя которыми субъект воздействует на другого и формирует собственный внутренний мир. В развитии психики выделил два пласта – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества). Л.С. Выготский сформулировал теорию развития аномального ребенка, ввел понятие «зона ближайшего развития». Он сформулировал понятие «психологиче­ские системы», под которыми понимал целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей. Л.С. Выготский предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга.
Он показал, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых
и интеллектуальных процессов. В последний этап своего творчества Л.С. Выготский исследовал соотношение мышления и речи, их развитие в онтогенезе.

Гумилев Лев Николаевич (1912–1992) – российский историк, географ, этнолог и востоковед. Участвовал в многочисленных геологических и археологических экспедициях в различные районы СССР. Крупнейший эксперт по кочевым народам юга России, Средней Азии и Древней Руси. Докторская диссертация по истории посвящена древним тюркам, докторская диссертация по географии – взаимосвязи этногенеза и биосферы Земли. Более 30 лет Л.Н. Гумилев вел научную работу и читал лекции по народоведению в Ленинградском государственном университете. Автор многочисленных научных работ, наиболее известные из которых «Открытие Хазарии», «От Руси до России», «Древняя Русь и Великая степь», «Хун-ну», «Этногенез и биосфера земли», «Этносфера», «География этноса в исторический период». Л.Н. Гумилев показал, что этнос тесно связан с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей. Этногенез он представил как цикличный процесс возникновения, подъема, упадка и умирания этноса. Движущей силой этносов Л.Н. Гумилев считал пассионарность, под которой понимал наличие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, возбуждающей и стимулирующей активность окружения. В 1991 г. вышла последняя книга Л.Н. Гумилева «Тысячелетие вокруг Каспия». Научные работы Л.Н. Гумилева опубликованы в США, Англии, Италии, Венгрии, Польше.

Демоз Ллойд (р. 1931) – американский психолог. Директор института психоистории. В книге «Психоистория» он изложил концепцию своего учения, согласно которому психоистория является наукой об исторической мотивации, ставящей целью объяснение действий индивидов в исторических группах. Методологиче­ской основой психоистории Л. Демоз определяет психоанализ. Психоисторическое исследование должно быть сравнительным, проводиться с учетом современных парадигм и использовать самонаблюдение исследователя. Исторические события Л. Демоз анализирует с позиции социально-психологических ритмов. В книге «Эволюция детства» он рассматривает природу детства в социокультурном контексте. Причину исторических изменений Л. Демоз видит в психогенезе – закономерной смене стилей воспитания детей под давлением поколений. Он подразделяет историю на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль отношения взрослого к ребенку: детоубийство (до IV в. н.э.), оставляющий (IV–XIII вв.), амбивалентный (XIV–XVII вв.),
навязчивый (XVIII в.), социализирующий (XIX в. – середина
XX в.), помогающий (с середины XX в.). В книге «Психоистория и психотерапия» Л. Демоз прослеживает взаимосвязь истории, психиатрии, психоанализа и психологии. Он является основателем Международной психоисторической ассоциации и «Журнала психо-
истории».

Джеймс Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог. Один из основоположников прагматизма. Исследовал активность и избирательность сознания и его функции в жизнедеятельности личности. Сознание он считал «потоком» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психиче­ских состояний, из которого человек вычленяет отдельные «группы чувственных элементов», составляющих затем его «реальный мир». У. Джеймс изучал сознание в плане его приспособительных функ­ций исходя из эволюционной теории. Он разработал моторно-биологическую концепцию психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективное выживание. У. Джеймс провел детальный анализ навыков, идеомоторных актов и аномальных психических явлений. Он предложил одну из первых в психологии теорию личности, в которой выделил физиче­скую, социальную и духовную личность с центром в чувстве активности «Я». Согласно этой теории, У. Джеймс включает в личность, наряду с «чистым “Я”», также «эмпириче­ское “Я”», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считать своим: свой дом, близких, свои дела, репутацию и т.п. У. Джеймс является автором перифериче­ской теории эмоций, согласно которой испытываемые субъектом эмоциональные состояния представляют собой эффект физиологических изменений в мышечной и сосудистой системах. В ряде работ У. Джеймс провел научно-психологический анализ религии.

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) – французский социолог. Создатель науки социологии. Профессор социологии и педагогики Бордоского и Сорбонского университетов. Социология, по мнению
Э. Дюркгейма, должна изучать социальные факты, обладающие объективностью и принудительностью по отношению к индивидам. Общество он считал реальностью особого рода, не сводимой к совокупности индивидов. Э. Дюркгейм впервые применил в науке об обществе объективные методы и структурно-функциональный анализ. В работе «Правила социологического метода» он описал коллективные представления – факторы социальной жизни, определяющие видение мира конкретным человеком. В научных публикациях он показал, что на ранних стадиях исторического развития индивидуальное сознание поглощается коллективным. В труде «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм выделил механиче­ский и органический типы социальной солидарности. В работе «Самоубийство» он доказал зависимость числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей, связал данный феномен с крушением социальных норм, от которых зависит человек. Самоубийства, связанные с социальной дезорганизацией, Э. Дюркгейм назвал аномическими. В последней работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» он сформулировал социологическую теорию религии, показав ее социальную обусловленность. Э. Дюркгейм является основателем журнала «Социологический ежегодник».

Кандинский Виктор Хрисанфович (1849–1889) – российский психиатр. В работе «О псевдогаллюцинациях» он описал обманы восприятия, характеризующиеся проекцией патологиче­ских образов внутрь тела, отсутствием чувственной яркости, ощущением «сделанности» и влияния извне, способностью больного различать реальные и галлюцинаторные объекты. Работа В.Х. Кандинского «К вопросу о невменяемости» посвящена проблемам вменяемости и ответственности лиц, совершивших противоправные действия, она содержит психологический критерий определения вменяемости. В книге «Нервно-психический контагий и душевные эпидемии» В.Х. Кандинский рассматривает вопросы социальной психологии и социальной психопатологии, описывает «эпидемические душевные расстройства» (эпидемии самобичевания, хореоманий, тарентизма, дельноманий, вампиризма, зооантропии и др.). Монография «Общепонятные психологические этюды» посвящена историческому развитию психологических воззрений и их месту в различных религиях и идеологиях. В своих работах В.Х. Кандинский анализирует социальные группы, отношения коллектива и руководителя, массовидные явления психики. Особое внимание он уделяет явлениям конформизма и психического индуцирования, экстатическим состояниям. В.Х. Кандинский ввел в психиатрию понятие «психопатия» и дал характеристику различных видов психопатий.

Кон Игорь Семенович (р. 1928) – российский психолог и этнолог. Академик Российской академии образования. Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Почетный профессор Корнельского университета и университета Серрей. В работе «Социология личности» сформулирована авторская теория личности, проанализированы этапы ее формирования и проблема отчуждения человека. В книге «Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива)» И.С. Кон описал возрастные и половые характеристики ребенка, особенности воспитания, связанные с возрастом, различия отцовских и материн­ских функций на примере разных обществ Востока и Запада. В работе «Введение в сексологию» он фундаментально исследовал, обобщил и описал сексуальную природу влечений и их место в структуре личности. И.С. Кон является автором «Словаря по этике», ряд его научных работ посвящен философии и методологии истории, истории социологии. И.С. Кон основал Исследовательский комитет по истории социологии Всемирной социологической ассоциации. Он является автором свыше 40 книг, ответственным редактором нескольких журналов, коллективных трудов и серийных изданий.

Коул Майкл (р. 1938) – американский психолог. Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего. Специалист по возрастной и кросскультурной психологии. В книге «Культурно-историческая психология: Наука будущего» М. Коул сформулировал концепцию опосредующих орудий (артефактов) – опредмеченных способов освоения и преобразования мира и поведения человека. Опосредующие орудия он делит на первичные (существующие в виде практических вещей), вторичные (существующие в виде описаний способов действий, технологий и стандартов) и третичные (существующие в воображаемой или игровой активности). По мнению М. Коула, опосредующие орудия имеют как идеальную (значения, схемы, нормы), так и материальную природу. Артефакты и опосредованные ими действия существуют только по отношению к определенному виду деятельности и материализуются в момент его осуществления. Использование опосредующих орудий приводит к формированию соответствующего понятийного аппарата. М. Коул выделил в качестве специфической характеристики живых существ их потребность и способность обитать в окружении, трансформированном деятельностью предков. Преобразование окружающей действительности сопряжено с созданием опосредующих орудий, способствующих приспособлению человека к окружающему миру. М. Коул является автором методики обучения осмысленному чтению.

Лебон Густав (1841–1931) – французский социальный психолог, врач и антрополог. Основатель социальной психологии. В книге «Психология народов и масс» он связал общий упадок культуры с наступлением «эры масс». Представленный Г. Лебоном «закон духовного единства толпы» описывает тенденцию возрастания иррациональности поведения индивида в массе людей. Толпа, по его мнению, управляется бессознательными инстинктами за счет обезличенности, резкого преобладания чувств, снижения ответственности каждого человека. Он описал заразительность коллективных форм поведения и внушаемость масс, которые приводят к ориентированию чувств и мыслей собрания в одном направлении. Г. Лебон предложил разделять толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы). Иррациональность массовых движений он обосновал динамичностью их поведения, вызванной ослаблением прежних верований, возрастанием могущества толпы и противоречивостью внешней информации. Г. Лебон охарактеризовал методы воздействия на толпу, считая их мощным оружием в руках политических деятелей. В книге «Эволюция цивилизации» он показал, что физиологические, анатомические и психологические различия между народами ведут к конфликтам между ними. Ряд работ ученого посвящен роли великих людей в развитии истории и влиянию религиозного идеала на характер народа.

Леви-Брюль Люсьен (1857–1939) – французский философ, психолог и этнолог. Представитель французской социологиче­ской школы. Профессор Сорбоннского университета. Изучая проблему первобытного мышления, Л. Леви-Брюль проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки и пришел к заключению о том, что в «низших обществах» преобладают «коллективные представления», отличные от «индивидуальных представлений». Он  считал, что в ряде сфер первобытное мышление, в отличие от современного, характеризуется пралогичностью, то есть нечувствительностью к противоречиям, непроницаемостью для опыта, подчиненностью закону партиципации. Согласно этому закону, предметы и явления наделены свойством «единосущности» и объединяются не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам. В практических действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. Черты пралогичности также характерны для моральных и религиозных представлений современного человека. На основании своих исследований, Л. Леви-Брюль сформулировал тезис об одновременном существовании двух типов мышления в первобытном и современном обществах.

Леви-Строс Клод (1908–1987) – французский психолог, культуролог, социолог и этнограф. Профессор Высшей нормальной школы в Париже и Коллеж де Франс. В книге «Структурная антропология» К. Леви-Строс представил одноименную концепцию, согласно которой явления культуры должны изучаться в синхронном срезе общества как целостные многоуровневые вариативные образования. Эволюцию культуры К. Леви-Строс рассматривает как движение к единству чувственного и рационального начал, которое было свойственно первобытному мышлению и утрачено современной цивилизацией. В работе «Структура мифов» он провел анализ мифологического мышления различных культур, которое рассматривается им как коллективное бессознательное, независящее от других форм жизнедеятельности. Мифологические представления К. Леви-Строс определяет как знаковые моделирующие системы, использующие операциональные методы информации и структурной лингвистики. Он подразделяет культуры на «горячие» (тяготеющие к созданию технологических обществ и замене мифа историей) и «холодные» (тяготеющие к замене истории мифом). В книге «Элементарные структуры родства» К. Леви-Строс представил сравнительное исследование систем родства у разных народов и показал, что запрет кровосмесительства и экзогамия приводят к формированию структуры социальных и экономических связей.

Лурия Александр Романович (1902–1977) – российский психолог. Основатель отечественной школы нейропсихологии. Исследуя аффективные состояния человека, он разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. А.Р. Лурия сформировал концептуальный аппарат и феноменологическую базу нейропсихологии, разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций. А.Р. Лурия является автором многочисленных исследований по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. С помощью близнецового метода он показал роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов. результаты этого исследования опубликованы в книге «Речь и интеллект в развитии ребенка». А.Р. Лурия разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов, изложенные в книге «Травматическая афазия». Он показал роль лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Изучение народов Средней Азии позволило выявить межкультурные различия в психике человека, которые легли в основу культурно-исторической концепции развития высших психических функций, изложенную в книге «Этюды по истории поведения». В своей работе «Об историческом развитии познавательных процессов» А.Р. Лурия доказал социальную обусловленность мышления. В последние годы жизни он активно разрабатывал проблемы нейропсихологии памяти и нейролингви­­стики. А.Р. Лурия является автором более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки.

Мейерсон Иньяс (1888–1983) – французский психолог. В первый период научной деятельности занимался проблемами зоопсихологии и патопсихологии, дальнейшие исследования посвящены исторической психологии. В работе «Психологические функции и произведения» И. Мейерсон развил принцип историзма применительно к генезису и развитию личности, проявлениям психических функций и их объективизации в продуктах культуры (нравственности, праве, религии, научном и мифологическом мышлении, философии, технике и т.д.). Продукты культуры, по мнению И. Мейерсона, являются результатом материализации и кристализации различных аспектов исторически развивающейся человече­ской психики. он считал, что труд, будучи психологической функцией, является основой всех человеческих творений. И. Мейерсон создал научную школу, носящую его имя («Сравнительно-историческая психология» И. Мейерсона).

Пиаже Жан (1896–1980) – швейцарский психолог. Основатель женевской школы генетической психологии. В работе «Речь и мышление ребенка» показал, что отличительной характеристикой познавательной деятельности ребенка является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия, анимизм, артифициализм. Особенностями детской логики он считал: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Ж. Пиаже описал развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Интеллект Ж. Пиаже понимал как результат интериоризации внешних действий. Он выделил стадии: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет), конкретных операций (до 12 лет), включающая стадию дооператорного интеллекта (до 6–7 лет), и формальных операций (формирующихся до 15 лет). Принципы операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания. Исходя из этого положения, ж. пиаже разработал особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.

Поршнев Борис Федорович (1905–1972) – российский психолог и социолог. Участвовал в многочисленных археологиче­ских экспедициях: по верхнему палеолиту – на Дону, по среднему – на Волге, по нижнему – на юге Осетии. Проводил экспериментальные и теоретические исследования по физиологии высшей нервной деятельности животных. Опубликовал многочисленные труды по истории Франции в XVII в. Б.Ф. Поршнев разработал оригинальную концепцию возникновения человека и начала человеческой истории, которая опубликована в работах «О древнейшем способе получения огня» и «О начале человеческой истории». Он ввел термин «палеопсихология». Преобразование предчеловеческих уровней жизнедеятельности в человеческие Б.Ф. Поршнев связывал с возникновением речи. В своих исследованиях он дал оценку роли «речи–сознания» и второй сигнальной системы в процессе происхождения человека, их значение в возникновении и развитии общества. Он показал значение филогенетиче­ского развития нервной системы для возникновения нейрофизиологического механизма второй сигнальной системы, раскрыл процесс генезиса второсигнальных связей между индивидами. По мнению Б.Ф. Порш­нева, этапы развития физического образа троглодитида определялись приспособлением к процессу труда. В связи с этим он считает труд мощным фактором эволюции. Б.Ф. Поршнев является автором более 200 научных работ по антропологии, истории, этнографии, социальной психологии.

Тэйлор Эдуард Бернетт (1832–1917) – английский этнограф. Профессор кафедры антропологии Оксфордского университета. Вместе с Г. Спенсером стал основоположником эволюционной школы в истории культуры и этнографии. Несмотря на отсутствие серьезного образования, он самостоятельно изучал этнографиче­скую литературу и древние языки. Длительное путешествие по Мексике легло в основу его книги «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные», вслед за которой вышел его труд «Исследования в области древней истории человечества». В этой работе Э.Б. Тэйлор показал, что различия в культуре и быте отдельных народов объясняются не расовыми особенностями, а неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. Самыми известными книгами Э.Б. Тэйлора являются «Первобытная культура» и «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)». В этих работах он показал, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Он предложил анимистическую концепцию происхождения религии, согласно которой источник религии заложен в психической деятельности индивидов, а в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Э.Б. Тэйлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии».

Фрейд Зигмунд (Фрейд Сигизмунд Шломо) (1856–1939) – австрийский психолог, психиатр и невролог. Создатель психоанализа. Решающую роль в организации поведения он придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего – сексуальным (эрос) и деструктивным (танатос). Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, он пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. В психиче­ской жизни З. Фрейд выделил три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Первоначально эта схема применялась для объяснения клинических фактов, затем она была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни – обмолвки, шутки, описки, «провалы памяти» и другое («Психопатология обыденной жизни»). В работах «Тотем и табу» и «Психология масс и анализ человеческого “Я”» З. Фрейд обратился от исследования индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней, а точнее  в мифах, памятниках литературы и искусства воплощены сексуальные комплексы. В своих трудах «Леонардо да Винчи» и «Томас Вудро Вильсон 28-й президент США: Психологическое исследование» он провел психоаналитический анализ биографий исторических личностей. В поздний период творчества в работах «Будущее одной иллюзии», «Цивилизация и недовольные ею» и «Моисей и монотеизм» З. Фрейд сосредоточился на анализе социально-культурных проблем.

Фрейзер Джеймс Джордж (1854–1941) – английский антрополог, фольклорист и историк религии. Представитель классиче­­­с­кой английской социальной антропологии. В своем основном труде «Золотая ветвь» он собрал и систематизировал большой фактиче­ский материал по первобытной магии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. Д.Д. Фрейзер является создателем универсальной теории эволюции человеческого мышления, согласно которой человечество проходит три исторические стадии, определяемые отношением к природе: магическую, религиозную и научную. Он полагал, что магические верования основаны на мышлении по аналогии и поверхностных ассоциациях, вере в то, что подобное может быть вызвано подобным. Религиозное мышление персонифицирует естественные силы. Научное мышление, используя логико-экспериментальные методы, исследует реальные причинные связи явлений, что позволяет установить контроль над природой. Д.Д. Фрейзер разработал теории происхождения мифа из ритуала и связи христианства с древними культами. Одной из главных заслуг Д.Д. Фрей­­зера является введение в антропологию сравнительного метода.

Фромм Эрих (1900–1980) – немецко-американский психолог и философ. Основной сферой его интересов было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества. Э. Фромм перенес акцент с биологических мотивов человече­ского поведения на социальные факторы. Его теория о том, что история творит человека, легла в основу книги «Человек для себя». В этой работе он проанализировал типы социальных характеров, формирующиеся различными культурами, и показал роль гуманистической и авторитарной этики в этом формировании. Спасение от авторитарности Э. Фромм видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека. В работе «Величие и ограниченность теории Фрейда» Э. Фромм описал влияние культуры – мировоззренческих схем, господствующих в обществе на мышление исследователя. Жизненный опыт любого отдельно взятого сообщества обусловливает не только «логику», но в известной мере и содержание философской системы. В книге «Искусство любви» Э. Фромм подчеркивает, что человек вынужден выбирать между агрессивностью и покорностью, а противодействовать деструктивности может только разумом и доброй волей. Э. Фромм разработал психотерапевтиче­скую методику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом. В психоанализе Э. Фромма проводится различие между принципом «быть» и принципом «обладать». Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и критиче­ский ум.

Хейзинга Йохан (1872–1945) – нидерландский историк, теоретик культуры. Профессор всеобщей истории Гронингенского и Лейденского университетов. Й. Хейзинга является разработчиком историо­графии и концепции развития мировой культуры, автором многочисленных исследований роли мифа и фантазии в мировой цивилизации. В своих произведениях ученый анализирует формы мышления и уклад жизни, описывает произведения искусства, костюмы, этикет, идеалы и ценности. Предложенный им подход позволяет выделить наиболее выразительные черты эпохи, воспроизвести жизнь общества в ее повседневном бытии. В своем творчестве Й. Хейзинга проводит типологизацию культур, мифологический анализ культурно-исторических эпох, социальных утопий и чаяний цивилизации. Большое количество научных трудов, в том числе известная работа «Осень Средневековья», посвящены кризисным, переходным эпохам, в частности реформации, Ренессансу, ситуации в Нидерландах в XVII в. Основой человеческого общежития Й. Хейзинга считает игру, ее цивилизационную роль видит в следовании добровольно установленным правилам, в обуздании стихии страстей («Человек играющий»). В своей книге «В тени завтрашнего дня» он характеризует нравственную миссию исторического познания как преодоление человеком пределов своей жизни, «трансцендирование» своих возможностей. Понятие культуры для Й. Хейзинги связано прежде всего с самосознанием свободного, нравственно ответственного индивида как члена человеческого коллектива.

Хорни Карен (1885–1952) – немецко-американский психолог. Переехала из Германии в Соединенные Штаты Америки в 1932 г., где стала одним из руководителей Чикагского психоаналитического института и основателем Американского психоаналитического института. К. Хорни исследовала «существующие в настоящем бессознательные тенденции, их функции и взаимосвязь с другими, актуальными в данный момент тенденциями – импульсами, страхами, защитными механизмами». В работе «Невротическая личность нашего времени» она показала, что невроз возникает либо в раннем детстве, либо во взрослом возрасте под давлением социального окружения. Беспомощность человека перед лицом враждебного мира вызывает «основное беспокойство» («коренную тревогу»). При этом могут развиваться три варианта поведения: подчинение и зависимость из-за собственной неполноценности; негативизм,  упрямство и жажда власти; избегание людей, изоляция и привязанность к неживым объектам. Соответственно, выделяются три типа невротической личности – устойчивый, агрессивный, устраненный. Психическое заболевание представляет собой лишь обострение противоречий между конфликтующими тенденциями, свойственными здоровому человеку. Целями терапии, по К. Хорни, является формирование чувства ответственности, доверия к себе, спонтанности и искренности.

Шкуратов Владимир Александрович (р. 1947) – российский психолог, профессор. Автор первого в мире учебника по исторической психологии. В своих работах В.А. Шкуратов анализирует развитие психологии человека на разных этапах человеческой цивилизации и истории. Первые научные труды ученого связаны с критическим анализом зарубежной исторической психологии, в частности ряд работ посвящен школе И. Мейерсона. В.А. Шкуратов организовал первую в России конференцию по исторической психологии. В своих работах ученый впервые провел историче­ский анализ провинциальной ментальности в России. Докторская диссертация выполнена на тему «Проблема синтеза культурологии и психологии в исторической психологии». Многочисленные исследования В.А. Шкуратова посвящены взаимосвязи культурно-исторических и психологических феноменов. Результаты этой работы опубликованы в книге «Психика. Культура. История: Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии». В.А. Шкуратов активно занимается проблемами психологического воздействия средств массовой информации. Международное признание получила его аналитическая работа «От Манхэттена до “Норд-оста”: Психология масс-медиа, политика после 11 сентября 2001 г.».

Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) – российский психолог. Профессор Московского государственного университета. Представитель научной школы Л.С. Выготского, совместно с которым изучал проблемы детской игры. Эти исследования в дальнейшем легли в основу его книги «Психология игры». Д.Б. Эльконин является основателем собственного научного направления в детской и педагогической психологии, создателем теории периодизации детского развития и детской игры. Результаты изучения речи легли в основу его книги «Развитие устной и письменной речи учащихся», в которой он обосновал методику обучения детей чтению. Д.Б. Эльконин создал учебники-тетради для четырехлетней начальной школы и учебники по русскому языку для народностей Крайнего севера. Многие годы он работал сотрудником Института психологии, где заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики психического развития школьников. Д.Б. Эльконин является автором учебника «Детская психология», сотен научных трудов, посвященных проблемам теории и истории детства, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению.

Эриксон Эрик Хомбергер (1902–1994) – немецко-американский психолог. Основатель эгопсихологии. В 1933 г. переехал из Германии в Соединенные Штаты Америки, где работал в Бостонском и Гарвард­ском университетах; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В своей книге «Детство и общество» Э.Х. Эриксон показал, что жизненный цикл определяется возникновением и разрешением кризисов, благодаря которым индивид реализует свои возможности. В работах «Понимание и ответственность» и «Идентичность: юность и кризис» Э.Х. Эриксон подчеркивает биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, интегративным качеством которой он считает психосоциальную идентичность. Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождественности» психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целост­ного образа себя («Я-концепция») в единстве с ее многообразными социальными связями. Развитие неврозов Э.Х. Эриксон связывал с глубокими потрясениями в жизни общества, психотерапевтическая работа при этом должна быть направлена на восстановление идентичности пациента. В книге «Молодой Лютер» Э.Х. Эриксон развивает теорию формирования тождества личности, предлагает концепцию «моратория» – периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, предшествующего периоду зрелости. В работах «Жизнь и исторический момент» и «Истина Ганди» проанализировано значение отдельного человека в историческом процессе.

Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик. Основатель аналитической психологии. Защитив докторскую диссертацию «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», организовал в Цюрихе экспериментальную лабораторию, в которой разрабатывались методы психиатрической диагностики, в том числе методика ассоциативного эксперимента. В 1913 г. порвал с З. Фрейдом и интенсифицировал разработку собственных психологических воззрений, которые составили основу созданной им аналитической психологии – одного из наиболее представительных течений глубинной психологии. В работе «Структуры бессознательного» К.Г. Юнг развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя – коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя), среди которых центральная роль принадлежит архетипу «самости» – потенциальному ядру личности. он считал, что архетипы лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т.д. К.Г. Юнг предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия – интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Он разработал методику ассоциативного эксперимента.

Юрьев Александр Иванович (р. 1942) – российский психолог. Профессор, заведующий кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Автор монографий «Введение в политическую психологию» и «Системное описание политической психологии». В 1990 г. основал первую в  России кафедру политической психологии в Санкт-Петербургском государственном университете. Принимал участие в подготовке выборов первого потока губернаторов России, формировал и готовил первый набор представителей Президента РФ. Политику А.И. Юрьев рассматривает как науку, исследующую, проектирующую, формирующую и эксплуатирующую власть, а политическую деятельность – экстремальным видом профессиональной трудовой деятельности.

Ясперс Карл (1883–1969) – немецкий психиатр, психолог и культуролог. Представитель немецкого экзистенциализма. Профессор философии Гейдельбергского и Базельского университетов. Культуру К. Ясперс считал трансцендентной и непосредственно связанной с Богом, а создание ее произведений – с прорывом человека в сферу осознанных актов и творений духа. Периодизацию истории К. Ясперс проводил на основании христианской концепции. В работах «Философия» и «Философская вера и откровение» он охарактеризовал значение естественно-научных знаний для философии, которая должна быть не систематической, а носить характер «философствования», представлять собой «духовный процесс», открытый для постановки вопросов и не имеющий завершения. Центральным понятием философии К. Ясперса выступает экзистенция – область человеческого бытия, недоступная изучению. Он подчеркивает историчность экзистенции, то есть постоянное нахождение индивида в определенной ситуации. В книге «Смысл и назначение истории» К. Ясперс выделял всеобщие, типические и историче­ски определенные однократные ситуации, среди которых наиболее важными являются исторические, в частности «предельные ситуации», такие как смерть, борьба, вина, страдание. В работе «Общая психопатология» К. Ясперс проанализировал и уточнил применяемые в психиатрии понятия, ряд его работ посвящен анализу психопатологического состояния выдающихся деятелей истории и культуры.

<<назад / далее>>

 
Hosted by uCoz