ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 521000 «Психология», специальности 020400 – «Психология», утвержденным Министерством образования Российской Федерации 17 марта 2000 г. Он определяет содержание, структуру дисциплины и последовательность ее изучения. Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента.

Историческая психология – направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Историческая психология исследует историю и поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии и этологии. История рассматривается в курсе историче­ской психологии как вид трудовой профессиональной деятельности, имеющий структуру и состав, располагающий механизмом влияния на психологию общества. Продуктом деятельности истории является система социальных отношений, предназначенная для жизнеобеспечения общества, в том числе психологического состояния населения (через системы воспитания и образования). Продукт деятельности истории имеет стоимость, потому что в ее процессе происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера людей, вовлеченных в историю. Продукт исторической деятельности имеет потребительскую стоимость, которая измеряется мерой добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть до защиты ее с оружием в руках.

Предметом труда истории является состояние народа – психологическое, экономическое, социальное, демографическое и другое. Содержание труда истории проявляется в сопряжении предмета труда (психического состояния населения) с целеобразованием конкретного исторического события (целеполаганием лидеров, целеустремленностью населения, целенаправленностью органов управления, целесообразностью затрат человеческих сил для достижения исторической цели). Средством труда истории являются различные варианты общественного поведения: пассивное – осознание собственной исторической идентичности и активное – интеллектуальная экспансия (распространение идей, проектов), правовое регулирование (изменение законодательства), экономическое принуждение (манипулирование системой доходов и расходов) и физическое насилие (прямое подавление открытого сопротивления). Характер труда истории выражен в двух направлениях: констатация фактов, независимые экспертные оценки и выбор средств воздействия на состояния людей.

Цель курса – выработать у студентов навык рассмотрения психических процессов в эволюционно-историческом контексте, сформировать умение при анализе психической жизни личности выделять исторические и эволюционные пласты.

Место курса в системе психологического образования. Курс «Историческая психология» ориентирован на формирование у студентов представления об эволюции картины мира и психологиче­ских особенностей поведения человека в различные исторические периоды на протяжении всей истории человечества, с особым акцентом на население Северо-Восточной Европы. В основе курса лежит утверждение, что научно-практическая деятельность выпуск­ника в любой профессиональной области в значительной степени определяется содержанием и характером его исторической идентичности. Курс исторической психологии имеет самостоятельную ценность как курс, дающий конкретное, специфическое знание в определенной области психологии. Он устанавливает связи как с дисциплинами внутри психологии, так и с другими областями гуманитарного знания, что ведет к укреплению и обогащению профессионального тезауруса выпускника. Кроме того, курс исторической психологии подготавливает к восприятию многих дисциплин, читаемых студентам (социальной психологии, разделам общей психологии, политической и экономической психологии, психологии конфликта, истории, экономики, философии и культурологии). По мере изучения дисциплины студент вводится в круг задач исторической психологии: раскрывает психологическое содержание истории; анализирует, каким образом история изменяет психологию людей; узнает, как адаптировать людей к историче­ским инновациям; получает практические сведения о том, как сохранить психическое здоровье и адекватное конструктивное поведение в период глобальных экономических и политических инноваций. Это требует от студентов основательного изучения предмета исторической психологии (психологические характеристики человека различных исторических эпох, стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания) и ее объекта (отдельные личности, социальные группы). В связи с тем, что история (частная и общественная) определяет поведение людей, их психическое состояние, характер и содержание собственной деятельности психологов, их подготовка в области исторической психологии является обязательной.

 

 


 

Задачи курса

·      подготовка по исторической психологии с освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной исторической психологии, ее предметом, междисциплинарным характером ее основных направлений;

·      освоение основных разделов исторической психологии, изучение психологического своеобразия исторических периодов, этологических предпосылок исторической эволюции, психологиче­ских особенностей виртуальных исторических реальностей, прогнозирование будущего в рамках исторической психологии;

·      раскрытие психологического содержания истории, изучение исторических механизмов, изменяющих психологию людей;

·      практическое освоение методов исследования в историче­ской психологии, принципов составления психобиографии, изучение требований Этического кодекса;

·      знакомство с теоретическими и практическими аспектами пограничных с исторической психологией дисциплин – философии, истории, социологии и этологии;

·      практическое освоение навыков адаптации людей к историческим инновациям с целью сохранения их психического здоровья и адекватного конструктивного поведения в период глобальных  исторических, экономических и политических инноваций.

Изучение курса предусматривает:

·      понимание особенностей психической жизни людей во времени;

·      установление связи психологии с другими науками (философией, историей, социологией, этологией, биологией, политологией, антропологией, этнографией, искусствознанием, культурологией, лингвистикой, математикой, химией, медициной и другими);

·      определение взаимосвязи исторической психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени и пространстве (возрастной и педагогической психологией, социальной, политической и экономической психологией, психологией личности, этнопсихологией, зоопсихологией, патопсихологией, психолингвистикой и другими);

·      ознакомление студентов с трудами выдающихся отече­­ственных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Б.Ф. Поршнева, Л.Н. Гу­милева, М.М. Бахтина, И.С. Кона, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, В.М. Вундта, М. Вебера, Л. Демоза,
М. Коула, Э.Б. Тэйлора, Й. Хейзинги, Д.Д. Фрейзера, И. Мейерсона, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, Э.Х. Эриксона, Э. Берна, К. Ясперса и других);

·      создание предпосылок для дальнейшей самостоятельной работы студентов в области исторической психологии.

Объектом исторической психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающих как объекты и субъекты исторического процесса.

Предметом исторической психологии являются психологиче­ские характеристики человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого и прогнозирование развития личности будущего), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания.

В результате изучения данного курса студент будет:

·      иметь представление об основном фактическом материале, связанном с бытом и нравами прошлых эпох; о конкретных статистических данных историко-психологического анализа;

·      знать основные положения историко-психологических
теорий и концепций; основные категории исторической психологии (давать определения); роль ученых, внесших вклад в истори­­­­че­скую психологию; специфику психической жизни людей прошлых эпох; применение методов историко-психологиче­ского анализа;

·      владеть адаптацией идей и методов гуманитарных наук и смежных психологических дисциплин к историко-психологическому анализу; методами контент-анализа, фокус-групп, интервью, эксперимента, наблюдения и количественных исследований, интроспекцией и аналитическим методом; основами создания психобиографии на базе историко-биографических данных о жизни конкретных людей; методами анализа поведения современного человека в свете историко-психологических концепций и прогнозирования индивидуального и социального развития.


 

<<назад / далее>>

 
Hosted by uCoz