Глава 2. Феномен ультракреативных информационно-психологических воздействий на политическом поле России

Мастодонты производят гениальный продукт.  Имя ему – видимость. Видимость работы. Знаю не понаслышке, как бесится профессионал от такой работы, вернее, от ее видимости.

А мы, выборщики? Как мы себя чувствуем?

Мы циничны и любим деньги. Но мы любим их зарабатывать, а не яйца высиживать (или отсиживать).  Мы любим производить и творить.  А как творить в таких условиях? Представьте себе художника, от которого требуют поэтапный план разработки лозунга «Молочные поросята – это наше всё». Да, мы бесимся, потому что мы любим свою профессию и боимся ее потерять – не в смысле не найти работу, а превратиться в чиновников.  Наверное, поэтому некоторые из нас так мечтают свалить мастодонтов. (Мальцева О. 2002 г.).

«Ничто не может сравниться с политическим сезоном. Это действие в режиме нон-стоп, работа до поздней ночи и жизнь в аэропортах. Скучать некогда». Ким Левин «Начало карьеры в политконсалтинге».

Прежде чем начать разговор о информационно-психологических воздействиях, стоит сказать пару слов о носителях творческого ритма, спутниках героя, политика или бизнесмена, – политических консультантах, специалистах по связям с общественностью и т. п. Специалистах, которые, собственно, разрабатывают и проектируют информационно-психологические воздействия. О том, кто эти люди, и какие они, написано много, условно их можно разделить на две группы: это штатные работники PR-фирм или отделов крупных экономических или политических структур и вольные художники, которые работают на заказах: «… пиарщиком может стать любой, даже вполне психически нормальный человек. В  PR-управление попадают военные переводчики, атомные физики, дипломаты, специалисты по сельскому хозяйству и орошению почв, бывшие комсомольские работники и люди любых других профессий, вплоть до школьных учителей физкультуры. В Советском Союзе и на раннем этапе становления новой России в стране просто не было вузов, обучающих профессии связей с общественностью. Поэтому среди сотрудников служб по связям с общественностью российских компаний можно встретить представителей любой профессии. Эти люди адекватно оценивают мир вокруг: они редко употребляют наркотики, имеют, как правило, жену и детей, с которыми любят проводить выходные, и пьют водку либо в малых количествах, либо по деловой необходимости…

…Вынужден констатировать: работа пиарщика, к сожалению, не способствует нравственному очищению. Цинизм, царящий вокруг, власть денег, доходящая до абсурда, обманы и подкупы, коррупция и политическая проституция – все это ежедневно проходит перед взором специалиста по PR, обогащая его разум мегабайтами информации, от которой все врожденное человеколюбие и все христианские ценности, заложенные в него природой и добропорядочными родителями, исчезают начисто. Во время просмотра телевизионных новостей больше не возникает никаких мыслей, кроме автоматического деления сюжетов на проплаченные и бесплатные. Чтение газет вызывает жгучее желание подсчитать доход того или иного сотрудника редакции от выхода данного номера в печать. Выступления региональных государственных чиновников не вызывают ничего, кроме циничной ухмылки – потому что сегодня они произносят речи, а вчера на ваших глазах обсуждали с местными бизнесменами сумму «отката» от очередной сделки.

                Постепенно у PR-менеджера складывается устойчивая картина всеобщего воровства, лжи и притворства. Сначала это шокирует его, и он просыпается по ночам, чувствуя себя в компании воров в законе и серийных убийц. Потом он начинает бороться за правду и при написании «черных» материалов для прессы старается сгладить негатив при освещении деятельности конкурента – но начальство недрогнувшей рукой убирает все недомолвки и вставляет для красочности в статью несколько ненормативных терминов.

                После этого в тонкой поющей душе молодого специалиста по связям с общественностью лопается самая высокая струна. Он перестает озираться в ужасе по сторонам и искать светлые пятна на черном фоне… Это издержки вредного производства, и от них никуда не деться. Шахтер чихает угольной пылью, рабочий химического завода вдыхает азотные пары, пиарщик теряет…» (веру в моральные принципы – от автора). (Санаев А. 2003 г.), или «Если вы:

-  включили телевизор и увидели бегущую строку на экране…

-  зашли поесть и мучаетесь с солонкой, потому что крупная соль не хочет сыпаться сквозь маленькие отверстия…

-  услышали в баре «живую музыку», больше похожую на пионерлагерную самодеятельность, а в репертуаре обязательно присутствует песня «Владимирский централ»…

- за 1,5 - 2 месяца  делаете годовой бюджет полюбившемуся кафе или караоке…

- поддались на уговоры и попробовали местную водку, и она оказалась голимой…

-  иронизируете над этим до восхищения и не можете без этого драйва… 

То:

- скорее всего вы находитесь в регионе и вы - выборщик.  И явно не владелец фирмы. Но:  вы наблюдательны, адаптивны и креативны.  Вполне вероятно, что вы покуриваете травку, спокойно относитесь к всевозможным сексуальным практикам и не понаслышке знаете, что такое алкоголизм.  Не обязательно по себе – может,  вы просто вытаскиваете своих друзей-алкоголиков на подвернувшиеся проекты, утешая себя тем, что у друга осталась хоть капля незаспиртованного таланта. 

Если мы, в отличие от вашего друга, не пропитались спиртным, то, будьте уверены, пропитались цинизмом. 

На события 11 сентября  мы отреагировали возмущением и сочувствием, а потом вспомнили, что с 1945 года  США бомбили другие страны 27 раз.  Кто-то из нас рассказал, что видел турков в аэропорту, злорадно потирающих руки… Кто-то вспомнил «замечательный» PR Штатов – повод к началу войны 1990 года:  «псевдопохищение  иракцами 312 инкубаторов для вынашивания недоношенных детей». В общем, за пару часов обсуждения мы дипломатично сошлись на: «Есть за что, но людей жалко».

 Та же циничность и с внезапной, то есть «досрочной» (ну, вы понимаете) - смертью губернаторов. 

Вроде бы нам все равно кого выбирать.  Это раньше, давно – лет 8 назад - мы гордились, что не работаем на коммунистов,  но мы, как и они, были ортодоксами. Предвыборная кампания Глазьева показывает, что коммунисты правеют, правые – центреют, а центр – наглеет.  Справедливости ради, отметим, что те же тенденции наблюдаются и в Бразилии» (Мальцева О. 2002 г.).

На данный момент в России рынок  PR-услуг стабилизируется, поэтому люди, работающие в этой области, медленно начинают приобретать профессиональные черты. «…Консультанты предпочитают работать на кандидатов одной партии, прежде всего на тех кандидатов, чьи взгляды они разделяют. Эти люди – не просто бригады наемников; избирательные кампании для них – не просто средство получения больших гонораров. Как заметил один из специалистов, «все действительно хорошие политконсультанты могли бы заработать гораздо больше денег, занимаясь коммерческим маркетингом»…иногда щекотливых, иногда натянутых отношений между консультантами и их клиентами». (Дэвид Д. Перлматтер).

Много времени прошло с момента открытия Александром Ивановичем Юрьевым в 1989 году в СПбГУ первой кафедры политической психологии , теперь вузов с кафедрами похожей направленности не перечесть. Учиться есть где, есть у кого, но пока все равно приходится констатировать, что в этой сфере без способностей и определенных талантов не поработаешь. Основные качества, без которых невозможно работать, - это невероятная обучаемость, здоровая амбициозность, блестящие организаторские способности и умение контактировать с людьми и работать в команде.  Вероятно, когда рынок устоится, и в этой сфере появятся бюрократы и их станет большинство, можно будет поставить обучение на поток, а пока это искусство, которое передается от мастера к мастеру, от Левши к Левше, от Кулибина к Кулибину.

 

«В этом бизнесе я оказался случайно». (Джозеф Наполитан).

 

На данный момент в России и странах ближнего зарубежья есть две основные ветви применения творческих талантов в сфере PR. Это разработка и проектирование  информационно-психологических воздействий и осваивание бюджета. Все равно, где вы трудитесь, в политике или экономике, - осваивается от 5 до 99% бюджета, в независимости от того, все ли его осваивают, или только ключевые люди. Проконтролировать этот процесс очень сложно, сейчас есть специалисты и даже группы, которые специализируются только на осваивании бюджета и делают это на редкость профессионально. На данный момент на рынке нет профессиональных ревизоров или аудиторов по PR-бюджету, следовательно, это говорит о том, что это сейчас экономически не нужно конторам и заказчикам, то есть осваивание бюджета идет хаотично и может происходить как на всех уровнях, так и на отдельно взятых. Люди в этой области работают амбициозные, и им особенно сложно при отступлении от собственных нравственных установок начать разбираться с PR-бюджетом компании. Без наличия устоявшегося рынка трудно определить, где кончается справедливость, с точки зрения носителя творческого ритма, и начинается банальное воровство, – это каждый человек решает для себя сам. Не стоит думать, что деньги являются решающим стимулом работы консультантов. Мне известны случаи, когда вольные художники отказывались от участия в дорогостоящем проекте в пользу пусть не такого прибыльного, но зато своего, отказываясь рисовать дорогую, но общую картину в пользу не дорогой но своей, а еще есть чувству причастности к истории. Причастности к производству истории, чем зачастую и занимаются PR-специалисты. Ошибочно думать, что историки пишут историю, историки ищут факты, которые потом тасуют в политических интересах своих клиентов политконсультанты. Недумайте, что история и журналистика бывает независимой, они остаются независимыми лишь до тех пор пока не представляют интереса для политики.

Мы – производим историю

Сфера применения и формы информационно-психологических воздействий на политическом поле России очень разнообразны. Мы решили остановиться в рассмотрении на манипулятивных методах и технологиях воздействий на политическое поле, так как в современной литературе данное явление рассматривается или не в полном объеме, или по-дилетантски. Ниже вы не найдете детально прописанных проектов, однако познакомитесь с самим явлением.

                «выражение «слишком поздно» не должно фигурировать в словаре солдата. Никогда не поздно осуществить важную операция. Чем меньше времени нам отпущено, тем быстрее мы должны готовиться…  Вот и все.    Отто Скорцени Мои секретные задания

 

Мы всегда возвращаемся к основе.

 

 

<<предыдущая/следующая глава >>

 

 

 
Hosted by uCoz