Книга посвящена первым лекциям по политической психологии которые я услышал профессора Юрьева А.И..

Аргентинское танго на улочках творчества, двадцать лет спустя

«Научные произведения всегда автобиографичны».  Аллахвердов В. М.

-              Можно ли написать книгу о творчестве банально?

-              Можно.

-              Можно ли написать книгу о творчестве?

-              Быть может, нет, но писать ее надо…

Я решил написать книгу о творчестве в жанре аргентинского танго.  Неизвестно, писал ли кто-нибудь в этом жанре прозу, но то, что научно-популярные книги по психологии в этом жанре не писал никто, - это точно.

Полагают, что первое танго появилось в 1880 г., а к 1885 г. новый танец уже имел широкую популярность в демократической среде Буэнос-Айреса. Танго-песня появилась чуть позже. Жанр танго берет свои корни у аргентинской поэзии гаучо. Герой в жанре танго - это человек, выпадающий из социальной жизни, живущий на грани закона, противостоящий враждебному окружению. Неизменна классическая сцена действия (улицы предместья), имеющая твердую топографию: угол, перекресток, кабачок, лавка и т. д.  Общепризнанно, что танго - едва ли не самый драматический, эмоционально-напряженный танец. Драматизм, страстность, конфликтность - родовые черты танго, в котором впервые в истории хореографии обнялись мужчина и женщина. Героя танго можно охарактеризовать так: холодная любовь, гитара, нож и честь. В литературе это проявляется следующим образом. Автор несколько отстранен от своего произведения, однако периодически он ярко и эмоционально раскрывается. Фразы и главы рваные, стоят как бы вдалеке от читателя. Они врезаются в него, как нож. Вся книга должна быть связана одним музыкальным мотивом. В ней будут переплетены жесткая логика и неожиданные интуитивные находки. Книга посвящена творчеству. Рассмотрение этой темы мы перенесем на улицу, в парадные, кабачки, на перекресток соседней улицы..., отбросив стереотипную академичность в сторону. Творчество должно быть живым. Творчество - это процесс, состояние… Скульптура, которую вы видите, - это не творчество, это продукт творчества, а творчество… мы рассмотрим позднее. Книгу о творчестве можно было пытаться написать только в жанре аргентинского танго потому, что творец  - это человек, выпадающий из социальной жизни (как известно, гения от безумца отличает только понимание и принятие экстравагантной безумности первого обществом), живет на грани закона (гениальное открытие одинаково хорошо применимо и в добре, и во зле), противостоит враждебному окружению (белую ворону ожидает только один конец – ее заклюет серая стая).

Двадцать лет назад моя бабушка приучала меня к «творческой» деятельности. Она всячески (ремнем и пряником) поощряла у меня желание читать книги, что-нибудь изучать и потом это описывать. Мои первые самостоятельные полевые исследования территориального поведения дятлов и нереста уклейки я производил в лесу и на берегу озера в течение нескольких недель. Они оказались настолько хороши, что получили поддержку у моих близких и неприятие у журнала «Юный натуралист». Когда я послал туда свои работы, то получил ответ: «нехорошо, мальчик, списывать из книг». С одной стороны я был город, что мои работы приравняли к опубликованным научным трудам, но, с другой стороны, было невероятно обидно, что неизвестные мне, десятилетнему мальчишке, ученые, оказывается, уже исследовали территориальное поведение дятлов и специфику нереста уклейки. С тех пор я понял: нужно найти творческую идею, проработать её и немедленно публиковать, дабы это не успели сделать другие. Однако первые неудачи не охладили пироги поддержки моей бабушки. Благодаря ей я решил, что наукой стоит заниматься для себя самого. Ученый - это всегда в какой-то степени Дон Кихот с выражениями Портоса: «Я дерусь (изучаю), потому что я дерусь (изучаю)». В общем, когда я начал писать сам, передо мной встали вопросы: как это делали другие? и что же такое творчество? Отвечая на эти вопросы, взрослые мне рассказывали, как кто-то добивался успеха и признания (способы, стратегии и т. п.), какие он испытывал жизненные трудности, но никто никогда не говорил, как они творили.

В 1983 году, когда мне было 7 лет, я решил, что займусь изучением творчества. Завел себе тетрадку, чтобы записывать мысли. Как его изучать? Не находя ответа, промучился полгода. Наступили летние каникулы. Мне исполнилось 8 лет, тетрадка оставалась пуста.

Из-за того, что я в детстве был очень непоседлив, дедушка решил приучить внука к рыбалке, чтобы он стал сдержан и терпелив. Так в возрасте 4 лет я попал на рыбалку.

Тем летом дедушка решил свозить меня на озеро, где разводят карпов. Эта рыбалка настолько потрясла меня, что я решил в тетрадке по творчеству писать рассказы о рыбалке, а когда пройдет 20 лет, посмотреть, как они будут  меняться, и выявить закономерности творческого процесса. Прошло 20 лет, этот эксперимент представлен в книге «Исследование творчества» в приложении «20 лет интроспекции».

В 1993 году я поступил на психологический факультет СПбГУ. Изучая на первых курсах теорию вероятности и математическую статистику, задумался над вопросом: возможно ли прогнозировать творчество? Об этом мы поговорим отдельно.

Во все времена студенты жили весьма своеобразно. В наше время это своеобразие проявляется, например, в проблемах со студенческими карточками. Представьте; вы - студент, недавно вернулись из похода, студенческую карточку купить не успели. Как обычно денег, сколько бы их ни было, не хватает. Что делать? Сколько Вы, знаете способов проникновения в метро? Подумали.., посчитали... Хороший студен, знает 11 способов. И это тоже творчество. Оно может быть направлено как на благо, так и во вред обществу. Темную сторону творчества я пробовал исследовать на примере использования в избирательных кампаниях «монстров». Об этом мы поговорим в отдельной главе «Настольная книга монстра».

Политический психолог, технолог общественного мнения, социотехнолог - это специальности жанра аргентинского танго. Это специалисты игры в политический покер, где главное - это тонкий расчет, удача и блеф. В политике главный герой в широком смысле - это кандидат, депутат и президент, а в узкопрофессиональном - это политический психолог, который выпадает из социальной жизни, живет на грани закона, противостоит враждебному окружению. Пульсация вышеприведенных слов прощупывается в венах любого, кто касался этих профессий.

В начале я объединил в одной книге две это «Поиски творчества; Избирательные и предвыборные технологии на территории бывшего СССР» и «Исследование творчества», но мои друзья, которые прочитали первый вариант книги, разделились на два лагеря тех кто понял политическую часть и не понял часть по исследованию творчества и тех кто понял часть по исследованию творчества и мало заинтересовался избирательными кампаниями. Поэтому я разделил первоначальную книгу и издаю её двумя разными монографиями.

Почему в разговоре о творчестве вмешалась тема политики? и почему такое название книги?

Самый богатый, наглядный, материал по творчеству собран мной в области избирательных кампаний. По творчеству в сфере информационно-психологических воздействий на политическом поле России. Я постараюсь рассмотреть пару сотен методов так называемого «черного PR», и на их основе поговорить о творческих в методах (информационно-психологического) воздействия. Многие маститые специалисты и ученые считают тему «черного PR» мусором, отходами человеческой цивилизации. Мы попробовали собрать «мусорную скульптуру»[1]. Обращение современных политтехнологов к отходам научной мысли нельзя рассматривать только как результат кризисного положения общества. Смешения, конструкция и деконструкция в «мусорной скульптуре» открывают новый путь к будущему, через беспорядок и путаницу, и обнаруживают возможность иной логики – логики хаоса.  Позитивное понимание хаоса рождает новую картину мира, в которой, как указывает в своей работе «Порядок из хаоса» И. Пригожин, порядок и беспорядок представляются не как противоположности, а как что-то неотделимое друг от друга, анархия хаоса стимулирует самоорганизацию мира.

Глава «Технологии» будет написано в стиле «Юрген». «Юрген» - загадочное и трудноуловимое понятие. Постичь его - значит постичь само сердце Японии. Тайна состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым. Это мастерство намека, прелесть недоговоренности. У японских живописцев есть крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кисть». Юрген - это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность.

Название книги отражает некоторые из моих жизненных убеждений: знание – сила и путь профессионала это находится все время в поиске творчества. Поэтому в начале рассмотрены теоретические аспекты творчества, а в последующей части – практические, на примере такой животрепещущей темы, как избирательные кампании. Надеюсь, что в наш век, век отчаянных молодых профессионалов, данный труд поможет повысить политическую грамотность избирателей и косвенно повлияет на стабилизацию отношений.

Хочу верить, что мои пессимистические прогнозы по поводу возможности изучения творчества не помешают развитию науки в этом направлении.

Почему написал эту книгу?

Во-первых, мне необходим был продукт для проведения семинара «Избирательные и предвыборные технологии на территории бывшего СССР». Во-вторых, мне показалось интересным рассмотреть творчество на примере избирательных кампаний и выборов. В 2003 году, работая над книгой, я провел семинар на зимней психологической школе в Комарово «Феномен ультракреативных информационно-психологических воздействий на политическом поле России», где разговор шел о последних избирательных кампаниях; Красноярск, Калмыкия, Законодательное собрание Санкт-Петербурга и т. д., которые продемонстрировали постоянное появление и совершенствование избирательных технологий в политическом пространстве. Пришло время поговорить о творчестве в политике и о возможности прогнозирования новых технологических прорывов. В-третьих, зарабатывая себе на жизнь участием в избирательных кампаниях в качестве начальника штаба, аналитика, начальника аналитической группы или консультанта, понял, что необходимо обобщить и продумать опыт для дальнейшего профессионального роста. В-четвёртых, в моих планах на будущее было несколько книг, которые я совместил в этой, - это книги: «Избирательные и предвыборные технологии на территории бывшего СССР» и «Настольная книга монстра». В-пятых, хотелось бы, чтобы эта работа привлекла внимание к изучению избирательных технологий в самом широком смысле, а не только относительно честных. В-шестых, мне показалось необходимым добавить жесткого сарказма в исследования по-творчеству, которого достойны все «наукообразные» исследования на эту тему. В-седьмых, я несколько раз прямо и косвенно читал курс «Технологии избирательных кампаний на территории России», и мне было необходимо упорядочить свои мысли по этой теме.

Список литературы - это равноправная живая часть книги, в ней использовалось гораздо больше источников, чем указано, однако они сформированы таким образом, чтобы читатель мог понять суть темы книги, прочитав только список литературы, а для более внимательного читателя он заиграет философскими понятиями. Хочу принести свои глубочайшие извинения тем авторам, которые не вошли в список литературы, из-за того, что невозможно было восстановить авторство материала или первоисточники были утрачены.

Изначально книга имела другую структуру –  включала большой раздел, в котором рассматривалось теоретические и практические стороны изучения творчества. На определенном этапе этот раздел вырос в отдельную книгу «Исследование творчества», в книгу о проблемах исследования творчества. Хотя книги сейчас отдельные однако они дополняют друг друга. По сути, они так и остались единым целым.

Соотнося и сравнивая избирательные технологии, мы можем констатировать, что творчество «во зло» более чем в два раза превосходит по объему творчество «во благо». Гений и злодейство. Настоящий джадай всегда может стать ситхом. К сожалению, в реальной жизнедеятельности гораздо чаще проявляется «злая» сторона деятельности творца, «темная сторона силы».

На обложке внизу написано: «Эта книга не о политике. Эта книга о творчестве. Эта фраза вранье*». Предполагается, что эти слова будут сверкать как алмаз. Я писал книгу не о политике, не о избирательных или предвыборных компаниях главный герой книги - творчество, но сказать, что политика - это не творчество, - значит соврать.

Эта книга не учебник, где перечислены краткие описания технологий избирательной борьбы в системе выборов. Это своеобразное справочное пособие. Приведенные технологии - это пример общего развития ситуации, поэтому они не распределены, например, по классическим отделам избирательных кампаний: полевое, агитационно-рекламное и по уровню избирательных кампаний. У читателя появится ощущение хаосности явления, периодически будет возникать иллюзия однотипности технологий – это заставит задуматься над прочитанным, и возможно...

Эта книга была написана в 2004 году, она лежала и пылилась два года прежде чем я решился её опубликовать. На мое решение оказало значительное влияние то, что некоторые её части были опубликованы в интернете в 2004 году, они стали популярны, ко мне начали приходить письма читателей, да и сам я стал встречать некоторые её части публиковавшиеся на различных сайтах без указания авторства. Поэтому я решил её опубликовать и вывесеть на своем сайте.

 

 

 

 

 

Технология чтения этой книги: пролистать, а потом начать читать с понравившейся части.

P.S. Эта книга - эксперимент. Она не должна обязательно нравиться читателям, книга должна нравиться автору. Эта книга написана в стиле аргентинского танго. Эта книга анахронизм[2]. Эта книга - «Сей Сенагон», «Записки у изголовья». Эта книга в русле научной провокации.

 

 

В заключение хотел бы выразить благодарность своим коллегам, вместе с которыми, собственно, и нарабатывался тот опыт, который лег в основу этой книги, а также обсуждались идеи, в ней изложенные: Бианки В.А., Осинникову А.В., Бойко В.В., Павликову А.А., Капустину А.Б., Тимерман Д.А. Рассудову П.Ю., Семеновой Г. Н., Жигалко А. Т., Чиченёву С. А.,  Антипову А. А., Козлову Д. Д, Мальцевой О. С., Корнееву П.А, Комковой М. С., Ходыкину А. С., Бекетову В. А., Егорову С. Н., Берно-Беллекуру И. В., Жигалко А. Е., Царёву А. В., Ждановой Н. Л., Ломоносу А. В., Карманову А.А.

За нещадную критику с их стороны Соколову М. В., Григорьеву М. С., Егорову И.С., Манухину М.В., Зноеву В.К., Ситдыковой К. Р.

За помощь в развитии Кошелюку М.Е., Лукьяненко Т.К., Поддубскому Н. П., Переслегину С. Б.

За чувство локтя и неистощимый юмор Александрову М. В.

Особо хочу поблагодарить первого технического редактора Е.Петрова

За помощь в издании книги Баринову И.А., Казанцеву И. А., Осинникову А.В.

За первые практические занятия Конфисахору А.Г.

За то, что после его лекции в 1993 году заболел политической психологией, профессору Юрьеву А. И.

За неоценимую помощь при первых шагах Родионову Д. В.

За семинары и мастер-классы, которые оказали большое влияние на эту работу, Малкину Е.Б. и Полуэктову В. В.

Моей жене, Шароновой П. А.,  за то, что терпит меня, когда пишу книги.

Выражаю свою признательность тем политикам и психологам, с которыми в разное время довелось сотрудничать и которых считаю своими главными соавторами в написании этой книги.


 

 

[1] По Н. Ю. Зверевой «Мусорная скульптура» - произведения, созданные из обломков механизмов, автомобильных деталей (обрывков интернет-сообщений, текстов из компьютерных корзин для мусора, и др, - от автора) и др. аналогичных отходов… Мы рассматриваем ее как конкретную форму воплощения более широкой общекультурной проблемы, имеющей сегодня актуальное значение, – проблемы мусора, отходов, «вторсырья», загрязненности (природы, жизни человека, его души, мыслей, речи, деятельности и т. д.).

* «Вранье – не информационный феномен, а коммуникативный: это один из способов установить хорошие отношения с партнером, доставить своей выдумкой удовольствие себе и ему. Вранье – не столько средство преднамеренного искажения фактов, сколько способ установления контакта и сближения людей. Социальная допустимость вранья и даже его нормативная заданность отражена в русских пословицах: «Не любо, не слушай, а врать не мешай!»; «Врать не устать, было б кому слушать»; «Не хочется слушать, как люди врут, - ври сам!» (Пословицы…, 1993, т. 1 с. 385). В русской культуре вранье имеет характер конвенционального соглашения о принятии к сведению сообщения партнера (в тех случаях, когда правда, нежелательна для говорящего). Например, опоздавший в школу ученик рассказывает учительнице, что причиной опоздания послужил ветер такой силы, что сбивал людей с ног. В ответ учительница устало машет рукой и говорит: «Садись за парту».

Вранье не рассчитано на то, что ему поверят, в нем отсутствует намерение обмануть слушателя. Рассказывая небылицы, человек и не рассчитывает на то, что кто-то в них поверит. Иначе говоря, он не собирается обманывать партнера. Эту особенность русского вранья отмечают иностранцы, хорошо знающие Россию. Р.Ф. Смит так выражает эту мысль: «Ожидает ли враль, что ему поверят? Конечно, нет. Не может быть большей ошибки, чем вывод о том, что эти творческие измышления предназначены для того, чтобы их принимали всерьез»

…Классическое вранье характеризуется тем, что враль получает нескрываемое удовольствие, наслаждение от самого процесса изложения небылиц» (В. В. Знаков «Западные и русские традиции в понимании лжи», приложение к книге Пола Экмана «Психология лжи»).

[2] Правило запаздывания: результаты исследования, описывающего любое социальное явление, к моменту их опубликования устаревают. (подробнее «Занимательная историческая психология средневековья»).

следующая глава >>

 
Hosted by uCoz