ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Метод включённого наблюдения

Несколько зарисовок

Монастырское озеро

Приключенческие фильмы и алчность подтолкнули меня к увлекательному хобби - кладоискательству. Постепенно неудачи и скромные успехи привели меня к двум мыслям: во-первых, искать клады надо не ради денег, а ради приключения, о котором будешь вспоминать "зимними вечерами", во-вторых, чтобы испытать "золотую лихорадку" - одно из самых сильных чувств, которое может возникнуть у человека (как-нибудь я обязательно напишу небольшую психологическую работу о кладоискателях).

В 1993 году, гуляя по Невскому проспекту, я любил останавливаться у лотков, где продавались географические карты. Просматривая карту Прионежья, наткнулся на название Монастырское озеро. Это было довольно большое озеро посреди диких архангельских лесов. На северо-восточном берегу озера были указаны развалины. Судя по названию озера - развалины монастыря. Рассматривая карту, я пришёл к выводу, что добраться туда можно только по реке Илексе, впадающей в озеро недалеко от развалин монастыря. Мне показалось, что это достаточно труднодоступное место и там можно что-нибудь ценное найти! Посовещавшись с братом, историком и археологом, решили, что это могут быть развалины староверческого монастыря и там, скорей всего, можно найти оклады от книг. Перед глазами засияло призрачное золото, и я решил отправиться на поиски приключений. Через пару лет купил себе одноместный каяк и другое снаряжение.

На летних каникулах в университете взял отпуск на работе и отправился в поход. На поезде доехал до Беломорска, там мне надо было сделать пересадку, но поезд пришёл с опаданием, и мне не удалось пересесть, пришлось ждать 12 часов до следующего. В Беломорске решил пойти посмотреть на море. Придя на берег Белого моря, попробовал соленая ли вода и хотел искупаться, но около берега оказалось очень много тины. Вернувшись на станцию, я расстелил спальник рядом с окошком касс и уснул. Проснулся утром и обнаружил, что я во главе огромной очереди в билетные кассы. Купил билет до станции Куша на поезд Мурманск - Вологда. Через несколько часов я добрался до станции Золотуха. От этой деревне шла дорога в направлении Илексы, по ней нужно было пройти примерно 100 километров пешком и потом ещё 25 километров через лес до реки. День был солнечный, и я быстро пошел по дороге. За этот день прошел довольно много поэтому ближе к вечеру очень устал и решил, что пора остановиться на ночёвку. Сойдя с дороги, по которой за весь день проехало два лесовоза, вырубил место для палатки. Лес и кусты росли очень густо, поэтому пока я очистил место для палатки, прошло не мало времени. Поужинав, я залез в палатку и увидел там какое-то черное облако - это была мошка, которая благодаря своим маленьким размерам пролезала через москитную сетку палатки. Это черное облако набросилось на меня с необыкновенной яростью. В этот момент я понял, что я - это единственный кровавый кусок мяса на всю округу. Целебные мази против комаров от мошки мне не помогали. Через полчаса борьбы с мошкой стало ясно, что палатку у меня отвоевали. Вылетев пулей из палатки, я стал бегать вокруг неё и материться. Выругавшись, сел на край дороги и стал размышлять о смысле жизни и о том, как мне быть в этой ситуации. Размышляя, я посмотрел на ночное небо и увидел, как ко мне, быстро, приближается по небу чёрная стена. Всё небо по горизонту представляло собой одну большую стену дождевой тучи. Кое-где в черной стене вспыхивали молнии. Неожиданно налетел ветер. Я заглянул в палатку и увидел, что вся лесная мошка прячется там от дождя. Это факт меня очень взбесил, и я стал бегать вокруг палатки рубя всё вокруг мачете, матерясь. Успокоившись, решил, что пора отступать. Собрав рюкзак понял, без сна, обратно мне его в таком же составе не донести. Долго споря сам со своей жадностью о том, какую вещь взять, а какую оставить, я пришёл к выводу, что надо оставить самое необходимое: лодку (слишком дорогая, чтобы я мог позволить её выкинуть), палатку (по такой же причине, как и в случае с лодкой), фляжку с водкой, запас еды на один день, медикаменты, спальник, нож и мачете. Лопаты, второй комплект одежды и т. п. пришлось выкинуть.

Закинув рюкзак за плечи, я пошёл обратно. Фронт дождя прошел, и над головой сверкали звёзды, Луна и Венера. Я уставал все быстрее и быстрее. Лес вокруг дороги кишел какими-то животными, оттуда постоянно доносились непонятные звуки. Устав, я садился на край дороги или поваленное дерево и тогда на несколько минут лес вокруг замирал. Казалось, что тысячи глаз смотрят на меня из темноты и решают, опасен я для них или нет. Потом лес оживал, и тогда было слышно, как кто-то бегает у моих ног или летает над головой. Временами этот тихий шепот леса нарушался какими-то криками или сдавленными всхлипываниями, кого-то ели. Наконец я понял, что устал настолько, что сейчас вырублюсь и никакая мошка и комары мне уже не страшны. Засунув голову в рюкзак, я вырубился. Очнулся, светает. Проснувшись, я вспугнул большую стаю тетеревов сидевших на краю дороги. Позавтракав, и, пошёл по дороге. К обеду подошёл к Золотухе. На краю деревни возвышался прииск, очевидно когда-то здесь добывали золото. В деревне мне сказали, что поезд на Беломорск будит только ночью. Придя к железной дороге развёл костер, стал обедать и хлебать водку. Вдруг услышал шум приближающегося поезда. Встав у дороге, я начал голосовать и товарняк остановился. Я попросил машиниста довести меня до Беломорска, но он сказал, что это в другую сторону.

Мне было скучно, и я решил прогуляться в деревню. Зайдя в первую попавшуюся избу, увидел там бабушку, сидящую рядом с большой корзиной ягод. В избе кроме бабушки и ягод была печь, стол, стул, кровать и больше ничего. Очевидно, мой вид несколько пугал местное население, поэтому я решил пойти сидеть у железной дороги, ждать поезда. Постелив на земле спальник, я уснул. Проснулся ночью, повернувшись, увидел, что на железке стоит пассажирский поезд с открытыми дверьми в вагонах. Схватив вещи я забросил их в вагон и через несколько дней вернулся в Санкт-Петербург.

Всю обратную дорогу меня мучила только одна мысль: зачем я полез в эту жопу? Через некоторое время, пережив происшедшее, я понял, что надо частично менять снаряжения. Я продал свою палатку и купил себе палатку "Ирбис", сшитую из парашюта, и тент. "Ирбис" мне понравилась тем, что весила несколько сот грамов и могла поместиться в один из карманов моей разгрузки.

Через год на летних каникулах я решил снова отправиться к Монастырскому озеру. Денег у меня не было, и поэтому поход мог не состояться. Находясь в скверном настроении, я расхаживал по комнате №156 психологического общежития и случайно заглянул в один из шкафов. В шкафу на нижней полке был бардак, и я решил его разобрать. Неожиданно на дне шкафа обнаружил несколько слитков меди и латуни, непонятно как туда попавших. Пошел, сдал их в пункт приёма цветных металлов. Однако денег у меня все равно не хватало. В то время я тренировал несколько молодых людей фехтовать, и я продал свой новый меч одному из них. После этого денег на поход скопилось, и я отправился на поиски приключений.

Я не курю, но перед поездкой Андрей дал мне пачку Кемела и сказал, что я буду курить их так же, как в рекламе этих сигарет. Приехав на станцию Золотуха, я, проанализировав сведения на карте, решил, что до Илексы стоит идти не пешком, а попробовать добраться по притоку. Пройдя несколько километров по лесу, я вышел к притоку. Спустив лодку и проплыв метров двести, я был вынужден выйти из лодки и тащить её за собой в связи с тем, что река сильно обмелела и лодка не могла пройти. Дойдя до глубокого места, я вновь сел в лодку и, проплыв пару сотен метров, вынужден был снова тащить лодку на себе через мель несколько сотен метров. Так повторилось несколько десятков раз, и я понял, что по притоку мне до Илексы не добраться. Выйдя на берег речки и сложив лодку обратно в рюкзак, я пошёл к Золотухе. По дороге размышлял над тем, что если в этот раз я не дойду до Монастырского озера, то очевидно больше никогда не дойду до него и перестану себя уважать. Придя в деревню, решил найти какого-нибудь местного жителя с транспортом и попросить его подбросить меня как можно ближе до Илексы. Вдруг рядом со мной остановился какой-то дядька на мотоцикле с коляской. Подойдя к нему, попросил довезти меня как можно ближе к Илексе и предложил все имевшиеся у меня деньги (150 рублей). Он отказался, и тогда я добавил к деньгам бутылку водки. Водка подействовала безотказно, и через несколько минут я мчался на мотоцикле в сторону Илексы. Примерно через полчаса дикой гонки мы проехали то место, до которого я дошел в прошлый раз.

Мотоцикл остановился, дорога закончилась. В этот момент, когда я понял, что дороги обратно уже нет, мне очень захотелось покурить. Мотоцикл умчался обратно в Золотуху. Перед отъездом дядька, махнув рукой в сторону леса, сказал, что километров через двадцать я должен буду выйти к речке, а если спуститься чуть ниже по течению, то там будет пункт гидрометеоцентра, и туда неделю назад отправилось рыбачить несколько местных мужиков. Докурив сигарету, я забросил рюкзак за спину и пошёл по едва видневшейся тропинке. Тропинка то шла через болото то по лесу, периодически я вспугивал различных птиц. Иногда я останавливался и, не обращая внимание на комаров, делал маленький глоток из фляжки (там была водка), для поднятия боевого духа. Незаметно начало смеркаться. Я убыстрил шаг, хотелось заночевать на берегу речки, а не посреди болота. Неожиданно встретились едва заметные человеческие следы, я побежал вдоль них. Вдруг лес кончился и начался пролесок, через него шла заброшенная дорога. Через несколько километров я почувствовал запах дыма. Выйдя на небольшую речку и пройдя вдоль нее, увидел деревню. Несколько заброшенных домов стояли на моей стороне, и десятка полтора на противоположной. На противоположной стороне речушки у берега было привязано несколько лодок. Наступили сумерки. Осматривая окрестности, я увидел какого-то мужчину около лодок и спросил у него, можно ли мне остановиться в каком-нибудь из пустующих домов. Мужик сказал, что конечно можно, но если я хочу, могу остановиться ночевать у него. Я решил переночевать у него. Он перевёз меня на свой берег. Мужик жил в классическом северном доме, где можно, было не выходя из дому, попасть в хлев. Поужинав и покурив, уснул. Ночью начался дождь, который шёл потом почти неделю.

Проснувшись утром и выйдя из дома, я увидел серое дождливое небо и закурил в третий раз с начала похода. Позавтракав, начал собираться в путь. Мужик сказал мне, что по Илексе часто ходят туристические группы и пару дней назад здесь спустились в речку четыре катамарана. Вытащив лодку из рюкзака и уложив туда своё снаряжения, я попрощался с мужиком. Речка впадала в озеро.

Грести по озеру было тяжело, ветер дул в лицо. Через некоторое время я был весь мокрый потому, что волна захлёстывала за борт и дождь лил сверху. С трудом переплыв озеро и пристав к берегу, я пулей вылетел из лодки удовлетворить естественные нужды и чуть не наступил в капкан. Оглядевшись, я заметил ещё несколько капканов и осторожно вернулся к лодке. Посмотрев на карту, я обнаружил, что уже давно нахожусь в истоке Илексы. Потратив кучу времени и сил, мне, наконец, удалось найти истоке Илексы. Двухкилометровая карта давала очень большую погрешность, и я решил, что лучше поплыву совсем без карты, чем буду сверять постоянно свой маршрут с ней. Выбросив карту, я почувствовал себя гораздо свободнее, единственное, что меня смутило, - часы намокли и остановились. Я закурил в четвёртый раз. Может в рекламе сигарет Кемел и было что-то романтичное, когда молодой человек на лоне дикой природы курит Кемел, то когда в похожей ситуации закурил эти сигареты я - это было печально и ни какой романтики. Докурив сигареты, я вылил из лодки воду и поплыл дальше. Меня мучила мысль: зачем я обратно полез в эту "жопу"? Через некоторое время вдалеке показался дым костра. Я осторожно подплыл к костру и, не увидев никого рядом, высадился на берег. Это была туристическая стоянка. Осмотрев её, понял, что здесь останавливалась группа из двадцати человек, половина девушки и половины мужики. В связи с тем, что такая большая группа туристов не могла пройти незамеченной от мужиков в деревне, то, я подумал, что эта та самая группа на катамаранах, о которой мне говорили. Раз костер дымиться, то, наверное, они ушли недалеко. Единственное, что осталось для меня не понятно, так это почему я их так быстро догнал. Проплыв ещё не много, я услышал шум порога и увидел дым костра. Пройдя порог, я обнаружил брошенную стоянку, а на другой стороне речки охотничью избушку. Избушка была в отличном состоянии. Внутри находилась печь, две скамьи-кровати и маленький столик. Я решил здесь остановиться пообедать и высушиться. Развесив вещи, затопил печку. Через некоторое время я сделал для себя открытие: если печку натопить, то вся избушка превращается в баню. Посидев в избушке, мне стало настолько жарко, что я решил сходить искупаться. Подойдя к речке и зайдя в нее, я понял, почему её назвали Илексой, на дне был ил. Постояв в воде, испугался, что в таком диком месте, когда я буду плавать, кто-нибудь возьмёт и откусит мне причинное место. Осознав это, пулей вылетел на берег. Пообедав и высушив одежду, поплыл дальше.

Периодически река сильно мелела, и я тащил лодку за собой по воде. По берегу идти было невозможно потому, что упавшие деревья сильно затрудняли движение. Чтобы не было скучно, начал разговаривать с собой монологами из мультфильма "Остров сокровищ". В очередной раз, перетаскивая лодку через мель, я ругался сам с собой матом и цитировал капитана Смолета: "Вы крепко сели на мель, капитан Сильвер". Вдруг с верху раздался изумлённый возглас. Посмотрев наверх, я увидел мальчика и мужчину, которые изумлённо смотрели на меня. Поговорив с ними выяснил, что их группа (человек пять) пропорола одну из байдарок и поэтому сидит здесь чинится. Мужчина сказал, что группу на четырёх катамаранах видели вчера вечером и завтра я, очевидно, их догоню. Я поплыл дальше.

Начало смеркаться. Выгрузившись на берег, я поставил палатку и решил, не ужиная лечь спать. В палатке было сыро и мокро, забравшись в спальник, зажег свечку, закурил. Проснулся утром и первое, что услышал - это шум дождя. За ночь спальник и одежда, к сожалению, не высохли. Внутренний голос начал меня уговаривать не выходить из палатки, а остаться греться внутри спальника. Я выкурил сигарету и решил вылезти из спальника, снять одежду и приготовить поесть. Однако внутренний голос начал меня уговаривать не выходить из палатки, а остаться греться внутри спальника и выкурить ещё одну сигарету. Эта процедура повторилась ещё несколько раз и, наконец, победило благоразумие. Я разделся и пошёл под дождём, голый, рубить дрова для костра. Голый я был потому, что с собой взял только один комплект одежды. Разведя костер, я начал готовить завтрак и сушить вещи. Сушить вещи было сложно, так как, с одной стороны, они сушились на огне, с другой - их поливал дождь. Пока я отвлекался на завтрак, у меня сгорели носки. Позавтракав, поплыл дальше. Было холодно из-за того, что туловище у меня потело, а ноги мёрзли внутри лодки, поэтому я решил сшить из свитера себе штаны. Штаны получились дикие, но теплые.

Через несколько часов я увидел на берегу дым костра и лежащие на берегу катамараны. Поговорив с начальником группы, я узнал, что они пропороли один из катамаранов и поэтому вынуждены здесь отдыхать. Проплыв немного, я увидел один из катамаранов, с которого ловили рыбу.

К ночи я нашёл живописное место и остановился там ночевать. Утром у меня сгорели кроссовки по той же причине, почему сгорели носки. Из остатков кроссовок и части рюкзака я сделал себе обмотки. Через день я приплыл на странное озеро, всё заросшее камышом, и с трудом из него выбрался. У меня с собой были рыболовные снасти, и я решил половить рыбу. Поймав на удочку несколько небольших плотвичек, я решил поставить три щучьих капкана и две жерлицы. Во время того, как я устанавливал последний щучий капкан, мне показалось странным то, как ведут себя предыдущие снасти. Подплыв к установленным снастям, я обнаружил, что у меня съели два щучьих капкана и одну жерлицу, у всех трех снастей были перекушены стальные поводки. Сняв оставшиеся снасти, я поплыл дальше. На следующий день у меня кончилась еда, от влаги испортились рис и макароны. В один из дней я увидел на разлучине реки столб, на котором красовалась надпись: "64 километра, есть баня и радиосвязь", а внизу стрелочкой было показано в направлении впадающей в Илексу реки. У меня не было шапки, а было холодно, и шел дождь, поэтому я из спальника выкроил себе шапку. Ближе к вечеру этого же дня я увидел на высоком берегу хутор. Причалив к маленькой пристани, я поднялся на берег и первое, что увидел, это огромную щучью голову, висевшую на стене дома. Я громко крикнул: "Если здесь кто-нибудь живой?". Из-за какой-то кочки показался паренёк и позвал своего отца. Из дома вышел мужчина в довоенных кальсонах и пригласил меня в гости. Пройдя в дом, мы сели пить чай. Разговор у нас был необычный. В городе мы говорим очень быстро и мало задумываемся над словами, здесь на фоне дикой природы и дефицита собеседников разговор идёт совсем по-другому. Можно сказать, что им наслаждаются.

n Откуда плывёшь?… - неторопливо выговаривая, спросил мужчина, и в воздухе повисла смысловая пауза.

n С Белого моря,… - также неторопливо ответил я, - и смысловая пауза повисла в воздухе снова.

Казалась, прошла целая вечность, он анализировал мой ответ.

n Трудно?… - спросил мужчина.

n Дождь…, - через некоторое время ответил я, пытаясь сказать лаконично и выдержать паузу.

n Давно идёшь?…

n Почти неделю…

n Давно тут живёте?…- спросил я.

n Прилично…

n Страшно бывает?…

n Разное случается…

n Далеко до Монастырского озера?

n Ты сейчас находишься в центре нашего заповедника. Через 20 километров будет озеро Монастырское. На озере живёт старик, у которого ты должен отметить своё посещение заповедника. Я ему передам, по рации, что ты плывешь. Километров через десять увидишь палатку - стоянка одного человека из Питера. Он сюда каждый год, приезжает ловить щук.

n А, что это за огромная щучья голова у вас на доме?

n Это была не большая, килограмм на 20, щука. У нас здесь ловятся и побольше. У нас здесь бывали случаи, когда щуки на людей нападали. Один раз за ногу схватила, девушку. Бывает, байдарочное весло схватит, и от неожиданности лодка может перевернуться. А вот у питерца брата щука утопила, так что имей это в виду.

Наш разговор был нетороплив, естественин и лаконично эмоционален. Я собрался плыть дальше. Смеркалось. Плывя в лодке, на ум приходили ужасные мысли, у меня лодка резиновая, а что если какая-нибудь щука её укусит. Вспомнился фильм "Челюсти". Пока происходило мысленное сражение с кошмарами, наступила ночь. Вдруг впереди на высоком берегу показалась палатка. Выйдя на берег, я поудобнее привязал мачете, если выскочит собака, радоваться этому моменту буду только я. На стоянке уже все спали. Я поставил палатку и уснул. Проснулся утром от собачьего лая. Вокруг моей палатки бегала собака и громко лаяла. Ночью, когда я ходил по стоянке, собака где-то спряталась, боясь очевидно моих мыслей. Выйдя из палатки, я увидел, что в радиусе 10 метров вокруг стоянки на деревьях висят вяленые куски щучьего мяса, познакомился с хозяевами стоянки. Мы немного поговорили, меня вкусно накормили и рассказали, как плыть дальше. Я расспросил хозяина стоянки, как он ловит рыбу. Оказалось, что на дорожку. Рассматривая огромную блесну, толстую леску и большие куски вяленого мяса, стало ясно, что рыба тут ловиться не маленькая и в больших количествах. Хозяин стоянки сказал, что он наматывает дорожку на руку и плывёт, когда щука берётся, то вываживает, а потом закалывает ножом.

Отплыв от них на несколько километров, я не выдержал и съел все мясо, что они мне дали. Достигнув Монастырского озера я поплыл искать избушку старика.

На озере был шторм. Хутор, на котором жил старик, нашелся быстро. На небольшой пристани два каких-то мужика выгружали из лодки рыбу. Мы немного поговорили, и я пошел в дом, где жил старик. В доме я встретился со стариком и увидел двух симпатичных девушек подростков. Неожиданно мне вспомнился дом "Водяной крысы" из "Зверобоя" Фенимора Купера. Я захотел пококетничать с девушками и озорно улыбнулся им, девушки моментально убежали в дальний угол комнаты. "Странные, - подумал я, пошевелив плечами, поправляя за спиной мачете, рукоятка которого вырисовывалась у меня из-за спины, опустил руку на привязанный к ноге нож и почесал недельной небритый подбородок - очевидно им не понравились мои обмотки на ногах". Старик сказал, что за каждые сутки пребывания в заповеднике надо платить. Я ответил, что у меня есть 7 рублей 50 копеек. Он настаивать не стал, а выписал мне квиток, на однодневное пребывание. Я поблагодарил его и подарил ему портсигар. На прощание он мне сказал, что я второй человек, которого он видит за свою жизнь, идущим по этому маршруту в одиночестве. Первый был 15 лет назад, и когда пришёл к нему, не имел даже ножа. Выйдя из дома, я направился к лодке. Вдруг из-за сарая выскочили две лайки… и стали ласкаться ко мне. Мужики, занимающиеся рыбой, удивлённо переглянулись. Мы с ними немного поговорили, и они дали мне несколько килограммов рыбы. Я расспросил у них о развалинах и посмотрел издали на них. Стало ясно, что, ОЧЕВИДНО, НИЧЕГО ЗДЕСЬ НА ХАЛЯВУ НЕ НАЙТИ!!! Сев в лодку, я поплыл к видневшимся тростниковым зарослям, посреди озера. Проплыв заросли, увидел большое озеро и остановился на маленьком островке разделать рыбу. Впереди было километров 6 открытой воды и волна метра полтора в высоту. Моросил дождь. Я понял, что переплыть сейчас озеро нереально. Тогда я решил, что пришло время достать чудесный напиток мишек Гамми. Отвернув крышку у фляжки с водкой, я медленными глотками, смакуя, выпил все, что там было(450 грамм). С каждым глотком тепло разливалось по моему телу. Закрутив фляжку и бросив её в лодку, я сказал себе: "Это озеро можно в брод перейти". Сел в лодку и пошел. На середине озера я начал трезветь и осознавать всю дикость затеи. В этот момент я вспомнил, что мама и друзья меня всегда называли большим засранцем. Русская пословица утверждает: "говно не тонет", - поэтому я решил, что мне утонуть не грозит. Благодаря этой мысли я добрался до устья Илексы. Выпрыгнув из лодки и разведя костёр, начал делать шампуры. Несколько рыбин из тех, что мне дали рыбаки, были красными. Я съел несколько шашлыков и со счастливой улыбкой улёгся спать. Вечером проснулся от звука - кто-то бегал вокруг палатки. Выпрыгнув из палатки, вспугнул лису. За ужином у меня со стола пыталась что-нибудь стащить обнаглевшая белка. Поужинав, почувствовал себя отдохнувшим и решил плыть ночью. Проплыв довольно много, я очутился на развилке реки. Течение Илексы в этом месте не наблюдалось. Наугад, повернул по левому руслу. Через некоторое время, разглядывая русло реки, понял, что плыву против течения. Вернувшись на развилку, поплыл по правому руслу. Глубокой ночью приплыл на какое-то озеро. Очень устав, стал искать место для стоянки, но поросшие камышом берега были болотисты. Подплыв к камышам, я уснул в лодке.

Проснулся утром от дикого звериного крика над ухом. Не открывая глаз, выхватил мачете и ударил. Мачете разрубило пустоту. Открыв глаза, я увидел, что рядом со мной плавают два лебедя и громко кричат. Взяв байдарочное весло, попробовал стукнуть одного из них, но лебеди отплыли подальше. Я хотел ещё поспать, но лебеди плавали рядом и громко кричали. Пришлось проснуться и плыть дальше.

Еда закончилась, и поэтому видя на берегу кустики черники и земляники, высадился на берег и пошёл собирать ягоды. За час, насобирав котелок, я позавтракал.

Проплыв некоторое расстояние, впереди я услышал шум большого порога. Выйдя на берег, пошёл вперёд посмотреть на речку. Порог был очень опасный, поэтому решил, в первый раз за всё путешествие, перенести лодку по берегу. Сложив лодку в рюкзак, я пошёл по тропинке вдоль русла. Неожиданно сбился с тропинки, пройдя немного лесом, я несколько раз проваливался в лесные ямы (естественное углубление между камнями, на которое с деревьев нападали ветки, а сверху листья, поэтому когда идешь по лесу, её не видно, а наступив туда проваливаешься). С трудом выбравшись на берег, я поплыл дальше. Проголодавшись решил порыбачить. Помня первую неудачную рыбалку и то, что здесь водятся огромные щуки, сделал себе супер, удочку (вырубил деревце толщиной в два пальца, из него сделал шест. К шесту привязал капроновый шнур со стальным поводком и тройником. Поплавок вырезал из сосновой коры). Поймал маленькую рыбёшку и, отрезав от неё кусочек, насадил его на тройник и забросил. Моментально клюнул окунь. Через пол часа наловил с десяток крупных окуней и несколько больших плотвиц. Пообедав, поплыл дальше.

Вечером, проплыв какой-то порог, я увидел на левом берегу Илексы заброшенную деревню. Выйдя на берег, обнаружил охотничью избушку в отличном состоянии. Остальные дома в деревне выглядели ужасно. Походив по заброшенным огородам, нашёл одичавший куст картошки. Сварил себе уху. Пока готовил пищу, в избушке стало очень жарко. На улице была ночь, и меня мучили мысли о вампирах и оборотнях из заброшенных деревенских кладбищ. Я очень боялся выходить наружу. В избушке стало жарко как в бане. Я разделся. Вспотел. Очень хотелось окунуться в воду. Наконец я не выдержал, надел ремень с ножом, взял мачете и открыл дверь…

Ночь была прекрасна, как в фильмах про ваприров. Чёрное небо с миллиардами звёзд, полной Луной и Венерой. Вокруг стеной стоял лес и полуразвалившиеся хаты. Было скучно, поэтому я стал вспоминать Гоголя и его "Миргород" и "Вечера на хуторе близ Диканьки". Мне надоело бояться, и я пошёл окунуться в воду. Вернувшись, поужинал и открыл дверь в избушку, чтобы она остыла. Я сидел рядом с избушкой и мечтал о женщинах. Вспоминал те моменты, когда бывает с ними хорошо. Мне очень хотелось увидеть плывущую по реке байдарку, а в ней двух очаровательных девушек и…, но по Илексе в эту ночь плыл только мусор. Когда избушка остыла, я лег спать. Утром, позавтракав и убрав в избушке, поплыл дальше.

Впереди река разбилась двумя островами на два рукава. Проплыв небольшой порог увидел удивительную картину. В этом месте природа была безумно, безупречно красива. Мне показалось глупым описывать это место на бумаге, поэтому на нескольких строчках, которые будут ниже, опишите свой удивительной красоты пейзаж.

_______________________________________
То, что увидел я, - было из этого ряда.

По воде пронесся запах дыма. Причалив к берегу, я решил подойти к чьей-то стоянки со стороны леса. Насобирав по пути ягод, медленно подкрался к источнику дыма. Выглянув на поляну, увидел несколько деревянных домов. Постройки были новые, но стилизованные под старинные. У края леса стоял солдат, очевидно охранник. Я решил дождаться момента и выйти из укрытия. Солдат расстегнул ширинку и начал писать. В этот момент я вышел из кустов и подошел к нему. Солдат обалдел. Подойдя к нему, я спросил:

n Далеко до людей?

Солдат был настолько шокирован, что, перестав писать еще некоторое время, не мог оторвать рук от своего "хозяйства". Наконец выйдя из шока, он разговорился, и мы пошли к одному из домов. Дом, к которому мы подошли напоминал средневековые княжеские палаты. Немного поговорив с ним, поплыл дальше. К вечеру добрался до берега огромного озера. В устье Илексы и этого озера стоял заброшенный рыболовецкий посёлок. Высадившись в нем, я занялся мародерством. Нашёл ящик подсолнечного масла, кастрюльку с жиром и кусочками мяса, несколько ломтей засохшего хлеба и старые болотные сапоги. Ящик с подсолнечным маслом мне был не нужен. Из жира и хлеба сварил себе кашу и поужинал. Обмотки выкинул и надел старые рыбацкие сапоги. Попив кипятка, почувствовал, что появились силы плыть дальше. Сел в лодку и поплыл к острову видневшемуся вдали. Стемнело. Вдруг впереди увидел, что через всё озеро идёт каменистая гряда. Осторожно перебравшись через неё, глубокой ночью приплыл к острову. Высадившись на каменистый остров, решил палатку не ставить, а заночевать на берегу. Подойдя к краю леса, под одной из ёлок разложил спальник, пенку и уснул.

Проснулся утром от шума прибоя. Не вылезя из спальника, стал рассматривать окрестности и, повернувшись за спину, ОБАЛДЕЛ…

Прямо у меня за спиной возвышались деревянные стены старинной крепости. Я быстро вылез из спальника и протер глаза. Посмотрел ещё раз, крепость не исчезла. Я пошел её осмотреть. Внутри крепости нашёл табличку, что это "Памятник архетикутуры 18 века Ильинский погост". Побродив вокруг крепости, насобирал полкотелка малины и несколько десятков больших боровиков. Вернувшись на берег, позавтракал малиной. Спуская лодку, вдруг под ногой увидел много различных черепков от старинной посуды, некоторые из них забрал. Оплывая остров, увидел на соседнем какие-то дома. Подплыв к домам, вылез на берег и обнаружил, что они заброшены. В одном из них нашёл несколько засохших корок хлеба. Рядом с домом увидел широкую тропинку. Пройдя по тропинке, вышел к пустовавшему пионерскому лагерю. Зайдя в столовую, нашел там большую засушенную плотвину. Съев её, захотел поспать. Я залез на один из обеденных столов и уснул. Проснувшись, пошёл, сел в лодку и поплыл дальше. На одном из островов решил пообедать. Сварил себе кашу из боровиков, хлеба и остатков жира. Вдруг мне показалось, что на острове ещё кто-то есть. Пройдя остров насквозь, увидел чью-то стоянку и отплывающую от неё лодку. Вернувшись на свою стоянку, решил вздремнуть. Проснулся от шума шагов. Через несколько минут из леса на берег вышел мужик и подошел ко мне. Мы разговорились, и выяснилось, что земляки: я из Витебска, он из Полоцка. Он рассказал, что к нему приехал брат из Белоруссии, и они вместе со своими сыновьями поехали на рыбалку. Выслушав мой рассказ о путешествии, земляки меня очень зауважали. Потом предложили остаться с ними до следующего дня. Завтра они собирались уехать на катере в деревню. Они сказали, что из деревни могут подбросить меня до шоссейной дороги. Земляков очень удивил факт отсутствия у меня карты и часов. Они не могли понять, как я дошёл с Белого моря до них без карты. Я им сказал, что если разобраться, то по рекам можно ходить без карты и часов. В карте нет необходимости потому, что плывёш или вверх или вниз по течению, т.е. перемещаешься в одномерном пространстве. В часах тоже нет необходимости потому, что стемнело - уснул, рассвело - проснулся, захотел есть - пообедал и мне совершенно не нужно было никакого сигнала или гудка для этого. Земляки научили меня готовить уху и чистить, как промысловик, рыбу. Удивительным для меня оказалось, что если крупную щуку быстро распотрошить и вынуть сердце, то оно бьётся на ладони ещё несколько минут. На следующий день мы на катере доехали до какой-то деревни, а оттуда меня довезли до большой асфальтированной дороги. На прощанье мне дали денег на билет от Петрозаводска до Санкт-Петербурга, я собирался автостопом ехать до Петрозаводска. Я очень растрогался и подарил одному из них мачете. Я довольно долго голосовал на дороге. Вдруг, рядом остановилась машина, и мне предложили добраться до города Шальский.

Я отошел от города и переночевал на берегу Онежского озера. На утро пошел к пристани. На пристани договорился с мужиками, за палатку, что они меня перевезут к Петрозаводску. Высадившись на речном вокзале в Петрозаводске, пошел по дороге к вокзалу. Вдруг я увидел бочку с КВАСОМ и БЕЛЯШИ! Мне показалось - ничего лучше в мире нет, к чёрту билет до Питера, если я не выпью пару кружек кваса и не съем несколько беляшей, то умру. Перекусив, я купил себе мороженое, посчитал оставшиеся деньги и пришёл в уныние. Денег хватало только на пачку Кэмела. Купил сигарет, закурил. Придя на вокзал и узнав стоимость билета до Питера, стал раздумывать, каким образом мне достать денег. Я решил что-нибудь продать. Этим что-нибудь оказался матрасик от лодки.

На вокзале было много туристических групп, им я решил продать матрасик. Две группы туристов послали меня вместе с матрасиком туда, куда Макар телят не водил. Третья группа заинтересовалась, почему я вынужден продавать матрасик. Разговорившись с ними, я кратенько рассказал свою эпопею, и они прониклись ко мне симпатией. Ребята из Чернигова помогли мне добраться до Санкт-Петербурга. Всю дорогу я им рассказывал о клубе "Мани хани", приехав в Питер, мы сходили туда. Вечером ребята уехали, прощаясь, я подарил им литовский нож и фляжку.

По пути домой увидел обувной магазин, вспомнил обмотки, в которых мне пришлось ходить, и зашел туда купить себе пару шелковых носков. Выйдя из магазина, сразу же их надел и почувствовал себя САМЫМ СЧАСТЛИВЫМ человеком на земле. Ощущение, что в мире нет ничего лучше, чем гулять в новых, чистых носках и хороших ботинках, не проходило в течение получаса, а потом я стал думать о другом…

Зайдя домой, встретил своего друга Артёма (в мире студентов психологов больше известного как Кассир). Денег у меня не было, а встреча с Кассиром была удачна, он пригласил меня на пару пива в "Мани хани". Придя в клуб, мы взяли пару пива и сели за стол. Вдруг ко мне подошёл какой-то мужик и, поставив передо мной кружку пива, сказал:

n Ты, демон! - развернулся и вышел из клуба.

Я очень удивился и опрокинул очередной бокал. Из-за соседнего столика встал мужчина и, подойдя к нашему столику, спросил:

n Ты случайно не из леса ли не давно вышел?

n Да, - сказал я.

n Откуда?

n Был в Прионежье.

n Случайно не на Монастырском озере?

n Да.

n А карта бала не двухкилометровка?

Это я её нарисовал. Расскажи, как там сейчас, а я сейчас три пива возьму.