ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Часть 2
Метод включённого наблюдения

Умирающий мастер.

Так получилось, что я довольно часто приходил в реанимацию для исследования проблемы взаимосвязи влияния настроения врачей на своих пациентов, и вот мне попался один очень любопытный пациент, к которому никто не приходил, но, как все вспоминали, он все время говорил о фехтовании. Так как эта тема меня интересовала, но часто с ним находится не мог, то дал ему свой диктофон и попросил, чтобы он надиктовал на него что-нибудь из своих мыслей на эту тему, если захочет. Друзья говорили, что этот момент мне следовало бы описать более красочно, но мне кажется, пусть это событие будет описано так, как было, без лишней романтики. Ниже я привожу подборку его высказываний с пленки диктофона, без комментариев.

***

Все серьезные свои поединки я помню так, как будто это было вчера, до мельчайших подробностей. Я любил и люблю их вспоминать: этот накал сил, страстей, адреналина в крови незабываем. Я помню все: какой был ветер, высота, почва, зрители, он и я, тишину и мелодию - ту мелодию, которая звучит в душе каждого фехтовальщика. Не буду больше об этом, а то мне не захочется ничего рассказывать, я уйду в воспоминания. Память это все, что у меня остается от этих времен, так как больше выходить на поединки, по-видимому, мне не суждено.

Люди приходят,

Люди уходят,

Бойцы появляются,

Бойцы исчезают,

Мастера приходят ниоткуда,

Мастера уходят вникуда,

Учителя свободны,

Они как ветер.

Почему? Потому что люди приходят учиться и уходят, так ничему и не научившись. Бойцы вдруг появляются из учеников, и они вдруг исчезают с арены боя. Мастера боя появляются из ниоткуда. Он не может стать мастером в своей школе. Он должен уйти странствовать, а из тех, кто уходит странствовать, многие исчезают, лишь немногие возвращаются и становятся мастерами. Учителя появляются из мастеров. Трудно сказать, станет мастер учителем или нет: многие мастера пробуют, но скоро уходят вникуда, учителями становятся только некоторые. Кто может удержать учителя? Он как ветер. Хочет - приходит и учит, а нет, так его и нет. Мастер сам решает, будет он встречаться с учениками или нет. Ученик тоже решает сам. Ученик встретит своего мастера, только если он готов с ним встретиться. Они должны не только найти друг друга, но и быть готовыми к этой встрече. Как мастером, так и учителем нельзя себя назвать самому. Тебя только другие могут назвать. Этот путь проходят все. Во всех профессиях и искусствах. Это главная суть учения, указывающая путь.

***

Учителем можно стать только тогда, когда твои ученики станут мастерами. Очень трудно найти хорошего учителя или мастера. Мир боевых искусств как лес. Начинающий человек в этом лесу, он идет и видит только кроны и стволы деревьев (бойцы, и секции, недостойные внимания и названия боевых). Чаще всего человек превращается в процессе тренировки и занятий в дерево, с дерева видно горы, скалы и, наконец, вулканы (мастера, боевые школы, учителя). Редко кто может снова стать человеком и пойти искать то, что ему надо. Большое счастье, если человек - это еще даже не ученик: сразу найдет вулкан. С горами надо общаться, но у них не надо учиться, это сбившиеся с пути мастера и бойцы, которые так и не стали мастерами. Скалы - это мастера, их надо уважать и советоваться. Их знания крепки и проверены, к ним необходимо прислушиваться в оба уха. Вулканы - это учителя, выбрасывающие и одаряющие всех вокруг своими знаниями. С ними рядом растут новые вулканы. Их слова должны быть законом, для тебя, ученик. Лишь рядом с вулканом ты сам можешь стать вулканом. Рядом с деревом даже скалой не станешь. Иди, и путь приведет тебя туда, куда ты будешь достоин.

***

Спроси себя, что ты видишь, когда наносишь удар мечом. Если ты скажешь, что видишь меч, то я скажу "ну и что". Если ты скажешь, что видишь своего противника, то я скажу "замечательно". Если ты скажешь, что его меч или цветы у него за спиной и красоту природы вокруг, то я скажу "прекрасно", но того, что я хочу услышать, ты так и не говоришь. Если кто-нибудь тебя, ты себя, я тебя или кто-то спросит:

- Что ты видишь, когда наносишь удар мечом?

- Ничего, - твой ответ.

Если ты не увидел своего удара, то его не увидит также и твой противник. Ты будешь опережать собственную мысль и тем более действия противника. Хороший боец наносит 3-4 удара в секунду, то есть если ты делаешь один чистый удар (без возврата меча) 25 раз за десять секунд, это нормально, 30 - хорошо, больше 30 - отлично. В настоящем поединке ты можешь наносить и обратные удары, на возврате меча, тогда твоя скорость удвоится. Знай, если твой противник без доспехов, то пропустив хотя бы один удар, он будет повержен. В среднем проходит один удар из четырех, а если брать, что за десять секунд поединка каждый боец может нанести от 0 до 100 ударов, то, скорее всего поединок продлится у вас, дай бог, если секунду. Поэтому будь раскрепощен, свободен и чувствителен в бою. Люби свою секунду, эта секунда - все, что у тебя есть: все твои тренировки и все твое мастерство. Тренируйся, и все получится. Поединок, жизнь и тренировку, как говорили Рерихи, надо пройти как по струне бездну: "Красиво, бережно и стремительно".

***

Много силы не надо, чтобы мечом снести голову противнику, не трать времени, не огрубляй технику. Сила удара придет со временем и опытом.

***

Скоростной удар трудно изучить, если ты не ценишь свои движения, если чувства переполняют тебя, если ты не чувствуешь вокруг себя пространство. Выхватить меч и разрубить им летящий предмет научиться не сложно. Выхватить меч и разрубить предмет, который ты не видишь, труднее, однако это всего несколько недель тренировок. Брось это: если ты будешь все время ждать, нервы долго не выдержат такого напряжения. Готовность - в расслабленности.

***

Фехтовальщика можно характеризовать по стойке: она свидетельствует об уровне мастерства.

1. Видно, что человек чем-то занимался и встал в боевую стойку, или что-то видел, что-то знает. Ему лучше отказаться от поединка, чем вступать в него.

2. Человек очень внимательно следит за тобой. В стойке стоит более-менее уверенно, необдуманных действий не делает. С ним надо быть осторожным.

3. Он встал в боевую стойку, и от него веет силой, мощью, агрессией. Он давит, задавливает противника своей уверенностью и взглядом. Его тело полно энергии, многие бойцы боятся выходить против такого бойца. Их дух им изменяет, когда он проходит рядом с ними, они думают об обороне, а не о нападении, и сами почти не верят в свою победу. Он опасен.

4. Он тих и спокоен, ничто не выражает его агрессию. "Его меч в ножнах". Меч или вообще не покидает его ножен, или взмывает вверх только в критический момент. Если смотреть на него, трудно понять, что он задумал. Такие бойцы, если уж встретились в поединке, могут долгое время стоять, разговаривать даже не взявшись за мечи, но вдруг клинки взмыли. Один пошел, другой остался. Ему легче отказаться от поединка, чем в него вступать.

***

Не замечал ли ты, что вернувшиеся с войны люди больше не хотят воевать, а если воюют, то от безысходности, и, главное, романтизм боев, сражений и подвигов у них отсутствует. Дети начинают смотреть на воевавших родителей со страхом смешанным с жалостью, как на людей психически не вполне здоровых. Внуки с удовольствием слушают их рассказы и с упоением смотрят фильмы о войне, а правнуки уже хотят, именно хотят воевать, утвердиться на почве смертельной борьбы.

***

Кому не знакомо ощущение досады от того, что есть люди нашего возраста, добившиеся в жизни чего-то, о чем мы только можем мечтать. А как мы ссорились в кругу друзей, знакомых в дни юности и детства: обиды казались нам смертельными и лишь спустя годы, вспоминая их, мы понимаем, как они были мелочными. В детстве и юности, что бы мы не делали, как бы мы не старались жить "взрослой" жизнью, тем не менее, чаще всего матери латают нам одежду. На игре он рыцарь, воин, колдун, но кто латает и стирает ему одежду? Молодой человек, одевший на себя папины штаны и идущий в них по "покоренной" им улице, разве не вызывал он у вас улыбки....

***

Мне кажется, что у каждого есть книга, которую он читал с упоением, до холодного пота, когда ничего в мире не существовало кроме любимых строк, как говорят, книга "за одну ночь". Страсти в этой книге не дают заснуть, глаза не слипаются, и мы читаем, читаем и еще раз перечитываем понравившиеся строки, до одурения, до изнеможения, пока, наконец, не выучиваем их наизусть. Персонажи этих книг становятся частью нас самих, мысли - нашими мыслями, и ничего с этим не поделаешь. Мы подражаем им. Мы думаем как они. Мы играем в них.

***

Согласись, есть фразы, есть слова, которые могут вскружить голову, от которых загораются глаза, после них ты поступишь или учтиво и благоразумно, или в тебе проснется ярость зверя. Дело писателей и достоинство легенд, прошедших испытание временем, чтобы описанные ими события не оставили равнодушными наши сердца. За два слова: честь и достоинство - в пять и одиннадцать букв - можно перевернуть мир.

***

В жизни не всегда можно не то, что отличить злодея от друга, но даже найти его трудно. Мужики. Кто из нас не давал себе в годы юности слова любить прекраснейших дам, хотя их можно любить и без слов, а можно вообще не любить, жизнь вносит свои коррективы. Роль героя очень ответственная, поэтому чем мы становимся старше, тем меньше людей хотят исполнять обязанности героев. Хотя в своей душе на роль героя себя пророчил каждый.

***

Книги учат нас благородству, делают нашу жизнь осмысленнее, осознаннее и интереснее. Закладывают в нас моральные и этические принципы. Высокие по благородству слова легко произносятся, но с трудом исполняются. Прожить и сказать о прошедших днях, месяцах, годах "честь имею" бывает невероятно трудно, зачастую просто невозможно.

***

Сложного нет ничего, если за это взяться всерьез и очень этого захотеть, но, главное, очень этого захотеть и поставить на карту все и, как говорили: "кто не рискует, тот не пьет шампанского, не лечит триппер и не лежит в больнице", об остальном молчок!! Если что-то сделал до тебя кто-то, ты можешь сделать это тоже и даже лучше, верь мне.

***

Борьбы противоположностей нет, есть сосуществование, борется только середина. Например, курение: встречаются три друга один курит, другой не курит, а третий иногда курит, бросает. Во время разговора первый закуривает, третий думает "закурить, не закурить, много он курит в последнее время или мало, вредно это или не вредно и т. п.", а у второго таких мыслей и не возникает, ведь он не курит. Поэтому борьбы противоположностей не существует, борется только середина.

***

Человек рождается не свободным и умирает не свободным. Мы рождаемся и не можем ничего делать самостоятельно, нас воспитывают. Дав нам Имя, научив нас языку, культуре, указав нам родственников и объяснив строение тела, нас до самой смерти делают не свободными.

***

В поединке и жизни помни: "Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце". Понять себя можно в медитации, жизненных обстоятельствах и наедине с самим собой.

***

Даже если ты захочешь бросить фехтование, когда ты пусть даже бродячим учеником (бойцом), ты не сможешь, потому что "твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни (ты поставил на карту все, а если нет, ты ничего не добьешься в этом), ты навсегда в ответе за тех, кого ты приручил. Ты в ответе за твою розу".

***

Тренироваться лучше всего в одно и тоже время; во-первых, так тебе удобнее планировать свой график, во-вторых, неустойчивый график жизни еще никому не приносил пользы и, как говорят врачи, "человек выздоравливает в санатории не от лекарств и процедур, а оттого, что он регулярно и в одно и то же время ест, спит и гуляет, живет спокойно, никуда не спешит, не нервничает". В-третьих, "лучше приходить всегда в один и тот же час, - попросил Лис, - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью", но иногда стоит тренироваться и в промежутках между занятиями, без отдыха.

***

Всегда пытайся разрабатывать свой собственный стиль, будь неповторим, будь самим собой. У меня было семь знакомых, когда я начал заниматься фехтованием. Прошли годы, у всех ученики и школы, все сражаются по-разному.

***

В поединке, как и с цветами, "никогда не надо слушать, что они говорят, надо просто смотреть на них и дышать их ароматом". Наслаждайся поединком и цени его, цени его как высшее счастье, которое преподнес тебе случай. Цени и избегай, люби, но не ревнуй его. И помни: случайности бывают у учеников ("у меня меч выпал из руки", "настроение испортилось", "вышел с бадуна" и т.д.), у мастеров и профессионалов их не бывает, или это не профессионал.

***

"Узнать можно только те вещи, которые приручишь". Но если узнал, то она останется с тобой до самой смерти.

***

Лучше тренироваться утром и вечером, после тренировки обязательно иди под холодный душ. Медитировать лучше в начале и в конце тренировки, перед душем.

***

Бесстрашных людей не бывает, бывают люди, живущие со своим страхом как старые друзья. Они ничего не боятся.

***

Читай как можно больше о фехтовании и смежных знаниях, о конкретных книгах не говорю, так как прочитай их все сам, выбери и узнай цену каждой книги. Тренируйся, и ты всего добьешься.

***

Принципов боя существует много.

"Поддаться, чтобы победить", "Используй силу агрессии противника против него самого", "Кто нападает, тот проигрывает" и т.д. Вдумайся в них, прочувствуй, и ты поймешь принцип боя.

***

Если хочешь узнать, как это сделал конкретный человек, сними с него точную копию и сыграй этого человека, как в кино: чем лучше ты его сыграешь, тем лучше у тебя получится используемый им прием или связка.

Есть такой тост: давным-давно правил одним королевством царь, и была у него любимая дочка, которой он не мог ни в чем отказать. И вот пришла она как-то к отцу и говорит: "Хочу сегодня провести ночь с Петром I". Царь ей говорит: "Где ж я тебе Петра I возьму? Он давно уже умер", - но дочка стоит на своем. Думал царь, думал, позвал к себе актера и говорит ему: "Дочка моя хочет провести ночь с Петром I. Сыграй ей его на одну ночь. " Хорошо ", говорит актер. На следующий день пришла дочь к отцу и говорит: "Хочу провести ночь с Александром Македонским". "Хорошо", - сказал отец и позвал к себе актера. На третий день пришла к отцу дочка и говорит: "Отец, неужели ты думаешь, что я так глупа, что не вижу, что Петром I и Александром Македонским был актер. Хочу эту ночь провести с актером". Позвал к себе царь актера и говорит: "Теперь будь самим собой". "Не могу, - говорит актер, - я с детства импотент". "Так как же так, ты был с ней две ночи, и все было нормально?". А он и ответил: "Одну ночь я был Петром I, вторую - Александром Македонским, а себя я сыграть не могу".

Так выпьем же за силу искусства!

***

Любовь к противнику - это шок для него и его агрессии. Заметь, любящим и дорогим нам людям ты порой делаешь так больно, что не сделал бы так себе, и другим этого не пожелал бы. Любовь нам дает неисчерпаемый прилив сил и энергии. Согласись, какая-нибудь женщина может в порыве страсти располосовать тебе спину и искусать. Что надо, чтобы она это сделала в нормальном состоянии? Людей, которых мы любим, мы не боимся.

***

Любые трудности и проблемы, которые тебе преподносит жизнь, ты можешь решить, потому что те проблемы, которые ты не в состоянии решить, перед тобой не стоят. Например, президент думает: наладить выпуск новых денег или нет, - такая проблема перед тобой никогда не встанет, если ты не фальшивомонетчик или не президент.

***

Не страшно умереть, страшно умереть плохо и некрасиво. Труднее всего умереть тому, кто хочет смерти. Однако нет некрасивой смерти, есть смерть непонятая, хотя и такой смерти тоже нет.

***

Воин, как оружие, живет только в битве, а без нее он не воин.

***

Оружие ли меч, висящий на стене?

Оружие ли меч в руках воина?

***

В фехтование мы приходим без ничего и уходим из него ни с чем.

***

Мы живем и умираем один раз. Это как у меча: есть меч, есть его острота, нет меча, нет его остроты. Так и с человеком и его душой (целью в жизни), но в нашей одной жизни мы можем прожить много жизней, понять это - главное. Некоторые люди живут в своей жизни один раз, а есть люди, живущие много раз. Меч может быть в руках самурая или рыцаря, служить ниндзе или шпиону, быть тотемом в храме или в семье. Это может быть один меч, но как разнообразна будет его судьба, а возможно это будут разные мечи и разные судьбы.

***

Мастером без учеников стать нельзя. Пока ты будешь странствовать, у тебя появятся ученики. У меня они, в основном, были из тех, кого я победил. Ученик придет к тебе сам, занимайся с ним индивидуально. Денег не бери. Деньги все испортят, здесь должен установиться эмоциональный контакт с учениками. "Делай добро и бросай его в море".

***

Не думай, что занятия фехтованием в нынешнее время сделают тебя непобедимым или уберегут от смерти, это иллюзия. Общая тренированность, настойчивость, выдержка, целеустремленность, уверенность в себе, наконец, гармоничность помогут тебе и пригодятся в жизни, но не более. Я знал и слышал о многих мастерах боевых искусств, которых настигла пуля, взрыв или яд, от этого не уберечься, стоит ли тратить годы на тренировки?

***

Если хочешь узнать, что такое "жить фехтуя", возьми в руку часы, попроси кого-нибудь или сам засеки десять секунд. Помолчи это время, ни о чем не думай. Попробуй. Это значит "прожить десять секунд", дух фехтования. Если ты о чем-нибудь задумался в это время или заговорил с кем-нибудь, то не заметишь десяти секунд, как не замечал их раньше. Подумай над этим. Зажги спичку, она горит в среднем 40 секунд, этого времени достаточно, чтобы сразиться с нападающим и уйти от погони. Научись ценить время, и оно даст тебе силы.

***

Медитация дает спокойствие и хладнокровие во всем. Вспомни свои чувства, день любви, страстный и нежный, когда ты не мог сохранять спокойствие, а, может, месяц бурных страстей. Готов ли ты ими пожертвовать во имя спокойствия, ради всей спокойной жизни, этими приключениями, страстями, безрассудствами и юношеским задором, и горячностью. Во имя чего?

***

Медитация повышает твой интеллект, но понижает оригинальность и независимость суждений. Медитация делает тебя ближе к своим чувствам, делает естественнее, но лишает мечты, фантазии, сказки.

***

Ни один йог не принес человечеству пользы, чаще всего они живут за счет общества и паразитируют на нем. Сидеть на одном месте несколько лет - для этого надо много выдержки и мало ума, а прожить в обществе то же самое время и остаться с таким же чистым и незамутненным сознанием, как у сидящего на одном месте, - это намного труднее.

***

Спящие воины просыпаются только во время битвы, мертвые воины живут только в битве, без нее они никто, их не существует.

***

Выпивка может мешать в спорте, у нас она не ставится в расчет, как и наркотики: чем светлее сознание, тем меньше они влияют на результат, хотя алкоголь и наркотики противоречат духу воина. Они вносят дисгармонию, заменяя мир иллюзией.

***

Я не знал, кто научил моего учителя фехтовать, и это хорошо, у фехтования должны быть легенды - правила без времени. Я совершил ошибку, своих учеников познакомил со своим учителем, начала складываться история.

***

Между боевым и спортивным стилем различий очень много, главное - это цель. В боевом стиле самое главное это как можно быстрее устранить своего противника, а каким образом - неважно, а полученная травма это само собой, это даже необходимо. В спортивном стиле человек изначально привыкает страховать, не травмировать и т.д., а переломы, сотрясения - это нонсенс, и в поединке это для него экстремальная ситуация. А для боевого стиля это норма, на тренировках больше травм, чем в поединках. У меня был ученик, ну просто "божий одуванчик", при росте 176 см весил около 50 кг, прозанимался 6 месяцев и в одном поединке уложил парня с черным поясом по кэндо. Парень был спортсменом и вышел пофехтовать, а мой ученик вторым ударом пустил ему кровь из головы.

***

Есть тренера в фехтовании, которые обучают этому делу, а сами никогда не выходили на серьезные поединки, тренера, которые занимаются гимнастикой. Есть теоретики, они пишут книги, консультируют фильмы, ездят на семинары и симпозиумы, но не сражаются, таковы почти все. Я видел и встречался и с теми, и с другими. Когда их вижу, всегда хочется сказать: "Не умея плавать, не плавая, не видя воду, научить и учиться плавать бесполезно ". Только прирожденный талант может научиться плавать в первый же раз. Битве можно научиться только в битве. Другое дело - насколько ты к ней готов.

***

Дух команды - это очень важный момент во время битвы и поединков начинающих и учеников. Я участвовал во многих учебных поединках, где мы нападали вдвоем или втроем на четверых, шестерых и даже на тридцать человек из других команд. Команда дает силу. Если, к примеру, одному с тремя трудно справиться, то два бойца - братья, и с шестью справятся легко. Помню как-то раз, во время соревнования по фехтованию, два незнакомых между собой парня заняли два последних места (так они и познакомились), и было там два приятеля, которые заняли первое и второе места. Так вот, когда начались поединки двое надвое, эти две пары бойцов встретились, и "два последних места" победили "два первых". Это дух команды, который может заменить мастерство и технику. Когда я был начинающим, в моих первых поединках против бойцов других клубов мне придавала силы мысль, что я из клуба, который "самый элитный, самый крутой", что занимающихся в нём людей боятся и уважают, и они никогда не проигрывают. Эти мысли давали мне силы не проигрывать.

***

Лучше всего тренироваться на деревянном оружии, а поединки и встречи проводить на стальном. Но в поединке участники договариваются, на каком оружии будут вести бой, в доспехах или нет. Правила обращения со стальным оружием и технику его применения необходимо полностью и безукоризненно освоить заранее, в одиночных тренировках у себя дома, если для этого есть подходящие условия. С деревянным оружием скорость боя значительно выше, поэтому бои на стальном оружии кажутся медленными, но, главное, большинство поединков и встреч проходит именно на деревянном оружии.

***

Следует научиться уворачиваться от стрел, звездочек, камней и т.д. Как? Ответ неоднозначный. Первое. Необходимо чувствовать свое тело, не бояться того, что в тебя метают, растворяться в пространстве поединка, ни о чем не думать, ощущать все вокруг. Ты танцуешь, каждая часть твоего тела должна быть независима и двигаться сама по себе. Когда в меня в первый раз выстрелили из лука, я видел только приближающуюся ко мне черную точку, дальше пошло замедление, у меня был шок, но в последнюю секунду я отдернул голову, и стрела прошла в сантиметре от нее. Это невероятное чувство: свист стрелы и колебание воздуха оттого, что она пролетает рядом с твоим ухом. Опытный стрелок из лука будет стрелять в связку бедра с тазом, это самое уязвимое место. Я слышал об одном дедушке, который настолько хорошо знал свиль, что мог уворачиваться от одиночных выстрелов из пистолета, но это искусство, как хобби, для себя, автомат или беглая стрельба из пистолета быстро решают такие проблемы. Тренируя увороты, ты впервые можешь почувствовать захват инициативы в поединке, освоишь провоцирование, чтобы противник стрелял, метал или кидал в нужное тебе место и время. Здесь может начать появляться твой паук, которого в будущем ты можешь забыть, но он незримо будет всегда с тобой во время поединков.

***

Когда тебя добивают, всегда смотри своему противнику в глаза: чем спокойней будешь ты, тем сильнее твой паук, тем меньше шансов у противника тебя поразить.

***

Паук и стихии, без них нет настоящего боя. Своего паука я почувствовал неожиданно. Однажды, когда я стоял напротив своего противника, вдруг понял, что смотрю на его сферу, представляя его тактико-технические возможности ударов и блоков. Каждая моя мысль и их комбинация - это большой черный бархатный щуплец, вытягивающийся из моей спины. В тот момент, когда этот щуплец проникало через сферу противника и прикасалось к его телу, я наносил удар или комбинацию ударов и обязательно попадал в это место. Со временем у меня из спины начал вылезать, (перед началом поединка) огромный паук и комбинациями (ударами) опутывал моего противника. Со временем это убыстрилось, и мой противник, как кокон, окутывался в начале боя этой паутиной, а я в этот момент стоял без движения в своей боевой стойке и ждал момента, когда одно из щупалец захлестнет моего противника. Как только видел, что щупальцы начинают проникать сквозь его оболочку - атака. Мне также начало казаться, что человек подсознательно чувствует эти щупальцы, и если они его начинают доставать, он начинает нервничать, чувствовать себя неуютно и, главное, проигрывает. Также щупальцы помогают контролировать своего противника. Был у меня случай, когда один из моих учеников во время объяснения способа нанесения ударов сказал, что, поскольку я довольно высокого роста, то наношу удары, нависая над противником, и фехтовал бы гораздо хуже, если бы был с него ростом или ниже, тогда он бы меня обязательно победил. Эта речь меня возмутила, ведь рост и вес не главное: техника, сила и дух могут компенсировать их с лихвой. Я применил метод паука (контроль противника), оставшись без оружия и сидя на полу, а мой ученик не смог на меня напасть и поразить. Я слышал, что большие мастера умеют контролировать целую толпу. Сомневаюсь насчёт толпы, если 3-4 человека, то это возможно. Если твой паук вылезет и встанет незримо над тобой, то животные перестанут на тебя нападать. К примеру, собаки будут гавкать на тебя издалека, ожидая, когда их окликнут хозяева, или начнут к тебе ласкаться. У каждого поединка есть своя стихия и образ поведения во время боя. Вода, огонь, ветер, земля, железо расскажут об этом. Очень хорошо, если ты выбрал себе животных, они придадут тебе силы. Животные помогают в крайних ситуациях: отождествление с ними, перевоплощение в них делает тебя воином-берсерком, воином-зверем, оборотень - вот твое имя. Перевоплощение и отождествление себя с волком помогало быстрее бегать, выше прыгать и, главное, выть, разряжая внутреннее напряжение. Медведь давал силу для тяжелых ударов и поднятия тяжестей. Рысь - силу ждать в засаде и мощь рубящим ударам. Обезьяна - лазить. Сокол или орел - видеть место боя или себя со стороны, смотреть вперед и анализировать ситуацию.

***

Почему я говорю только о мече или о бое меч на меч, а не о других видах оружия? Во-первых, я начинал тренироваться с мечом. Во-вторых, меч недаром считается королем оружия, это универсальное оружие. Технику, освоенную на мече, можно перенести на любое другое оружие, а о духе я молчу уже и не говорю. Меч очень хорошо разрабатывает мускулатуру фехтовальщика, хотя надо помнить: любое оружие хорошо, с любым оружием можно быть неуязвимым. Если начать давать советы, как сражаться против копья, сулицы, цепей, щитников, конных рыцарей т.д., а также различных сочетаний выше перечисленного, то не хватит книги, здесь нужны опыт и время. Главное, ты должен понять принцип боя и стараться видеть технические возможности оружия. Посмотри на оружие, на своего противника, вспомни слова Ляо-цзы:

Вечно бесстрашный

Зрит недоступное.

Кто же вечно во власти страстей,

Зрит лишь предельное.

На что бы ты ни смотрел, увидь хорошее и плохое. Если ты видишь только достоинства, значит, ты не видишь недостатки. Это во всем, но страсти в борьбе тоже нужны. Подумай над этим. Если говорят, что оружие и его качества для великих мастеров не имеют значения, не верь этому, всегда есть предпочитаемое и не предпочитаемое оружие. Хотя мастер может победить любым оружием. Всегда помни: нет не опасных противников, есть недооценённые противники. Умереть и сражаться надо с любовью, иначе всё…

***

Музыка в душе бойца играет все время. Поначалу я не пел в душе, хотя, как меня учили, надо уметь танцевать с мечом: передвижения в танце воссоздают в поединке. Сначала я танцевал под средневековую музыку, но не пел, а когда впервые надел доспехи весом около 40 кг, то я запел. Поешь внутри доспехов, никто тебя не слышит, на голове вязаный подшлемник, сверху кожаный подшлемник, кольчужный капюшон, потом шлем. Внутри доспеха можно даже разговаривать вслух с самим собой, все равно никто не услышит. Одновременно понимаешь, насколько бренен этот мир. Какой ты сам маленький, и хочется петь с горя, и я запел старинную английскую песню "Зеленые рукава", и с тех пор эта песня помогала мне, стала моей песней души во время боя. У кого в душе играет мелодия, тот лучше движется.

***

Лучше, в основном, тренироваться в одиночку, так как в совместной тренировке твои противники быстро помогут тебя поднять уровень подготовки, но потом будет очень сложно: сначала помогая, они позднее тормозят. Тренируясь один, ты можешь все время совершенствоваться, так как твой противник - ты сам. Полюби тренировку и поединок как возможность опробовать и проверить свою гармонию. Выходи на бой тогда, когда ты готов.

***

Помни важную вещь: вызывая на поединок, будь предельно тактичен и максимально вежлив, никогда не принуждай человека к нему, иначе ты не получишь при выигрыше части его мастерства.

***

Прежде чем тренироваться в одиночестве, помни: чтобы это было эффективно, сначала необходимо много потренироваться с другими людьми.

***

Картина, помогающая тебе расслабиться или сконцентрироваться, должна появляться перед тобой по велению твоей воли. Это может быть приятный образ или вид на местность, пейзаж наполненный для тебя положительными эмоциями. Этот образ не даст тебе перенервничать перед боем, так сказать, перегореть. Нет ничего лучше, чем хорошо выспаться и отдохнуть перед боем, а потом лишь наслаждаться трудностями.

***

Пройдет время, и музыка, звери, стихии, нужная картина, паук и все остальное сольются у тебя в одно - дух поединка. Они будут жить в тебе и включаться автоматически только в экстремальных ситуациях. Мне звери помогали увеличивать силу примерно в два раза, как это проверить? Подтянись сколько сможешь, отдохни, а потом подтянись после самовнушения и сравни результаты: получишь силу зверя. Я на одной руке подтянуться не мог, но обычным хватом пару десятков раз подтягиваюсь, а со зверем мог. Но учти, все это без тренировки умирает, без поединков исчезает. Ты или живешь поединком или все это начинает усыпать.

***

Что у меня с сердцем? Меня в него поразили мечом. Меня убили. Я убил себя сам. Я умер для фехтования. Простите мне все, плохое или хорошее, что сделал для вас в мире фехтования. Я тренировался в парке. Были сумерки, и по тропинке к моей полянке шел он. Я сразу его узнал - это был мой идеальный противник. Мы виделись уже как-то раз, и сейчас должен был произойти наш очередной поединок. Он подходил все ближе. Я побежал навстречу. Схлестнулись. Бились долго, плотно, градом сыпались удары. Я радовался великолепию поединка. Мне показалось в какой-то момент, что стоит прекратить его, но решил попробовать сразиться до конца. Мечи сверкали, мгновения повисли в воздухе, как стрелы. Тишина. А сейчас я сижу здесь, в палате, с диктофоном, и умираю. Главное, чтобы в безбрежной тиши моря, там, где все безмятежно, из этой глади появился воин, и в своей последней вспышке поразил сердца тех, кто был готов. В своем последнем поединке силы он разбудил в них память спящих воинов. Ту силу, которая неизмерима, которая всегда с нами, чтобы спящий мог встать на краю скалы, увидеть мир фехтования и сотрясти его своим криком, криком битвы.





От автора: Он умер, сказав тихо, уверенно и спокойно:

- Битва...

Его кремировали. Местонахождение его могилы мне неизвестно.



 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz