ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Часть 2
Метод включённого наблюдения

7. Он тебе приснится.

Я со своим учеником поехал потренироваться на одну игру, пустить кровь. Мы стояли на лесной дороге, на ней уже лежали два человека, им накладывали повязки на голову. Мой ученик положил одного, а другой был мой. Так вот, подходит ко мне мой ученик и говорит:

- Вот идет по дороге крутой фехтовальщик, говорят, и я видел, что фехтует он жестко, людей крошит, только в путь.

Мое сердце расплылось от умиления. Такая же похожая история была со мной три года назад, когда я был учеником. Мой учитель подошел ко мне и говорит:

- Ты чего такой грустный?

- Вон стоит кэндоист, нам с ним не справиться.

- Ерунда. Помни: наш стиль самый лучший.

Он пошел и вызвал его на поединок. Я подошел к этому фехтовальщику и предложил ему поединок по полной поражаемой зоне (оружие было деревянное). Он согласился. Меня это очень удивило, нельзя так легко соглашаться на поединок, в котором тебя могут травмировать или сломать что-нибудь. Вокруг собрались зрители. Я попросил пару минут на подготовку к поединку. Не разминаясь, я лег на землю и расслабился. Озеро. Полнолуние. Тишина. Я сижу на вершине скалы, потом другая картина: море огней, улицы освещены фонарями, порывы ветра и тишина. Я стою на крыше 24-х этажного здания, внизу бездна, меч греет мне руку. Хорошо. Я залез сюда, проверяя одну старинную легенду.

Один фехтовальщик пришел учиться к старому мастеру. Несколько лет он тоскал воду, качая свою силу. Потом старый мастер начертил на земле четырехугольник и заставил его несколько лет ходить по линии, тренируя передвижения. Потом он положил доску над пропастью и заставил его пройти по ней, тренируя бесстрашие, обреченность и проверяя передвижение. Вот, проверяя эту доску, я ходил тоже и понял, если ты посмотришь вниз - упадешь, если твои ноги не привыкли к боевой стойке - упадешь, если не умеешь держать равновесие - упадешь. Когда он, после того как прошел по доске, подошел к учителю, тот дал ему меч и сказал, что ему больше нечему его учить.

Я встал, поприветствовал его (приветствие настолько важно, что я не могу не рассказать о нем подробно. Внешне кажется, что это просто дань традиции и уважения к противнику, это так, но главное - ты перед боем проверяешь последний раз сферу обороны и нападения, разминаешь свой главный удар, пробуждаешь силу). Он поприветствовал меня тоже и махнул пару раз мечом. "Ничего себе", - подумал я, - "Убьет же, гад". Прыжок и расстояние сократилось. Удар. Он выронил меч. Удар, он согнулся, начал поднимать руки, чтобы сдаться, а может и чтобы напасть на меня. Удар. Чистая победа. Он лежит, кровь течет из головы, в глазах муть. Я поставил на него ногу и завыл, не знаю почему, но я завыл. Мне было очень тоскливо. Видит бог, я не хотел так кончать свой поединок. Я завыл от тоски и безысходности поединков и понял: лучший поединок тот, которого не существует, лучший противник тот, с кем ты никогда не встретишься, но всегда будешь готовиться к встречи с ним. Выглядело это наверное дико: стоит средневековый рыцарь, у него под ногой тело и волчий вой разносится над дорогой и лесом. Я отошел, помог ему присесть и оглянулся. У зрителей был шок. Ему начали промывать рану. Дали сто грамм для поднятия тонуса, все суетились вокруг него, не обращая внимания на меня. Слава богу, что никто не обращал внимания на меня. Мне было мучительно больно. Зачем? Зачем я это сделал? Жил себе и жил этот парень, фехтовал, считался классным фехтовальщиком и авторитетом для своих знакомых, а тут явился я и все испортил. Зачем я приношу боль людям? Зачем? Нет, все, завязываю с поединками, определенно пора завязывать. Потом этот парень снился несколько дней, так мне было его жалко, в эти же дни мне и другие фехтовальщики снились, которым я сломал что-нибудь или сделал сотрясение. Получается, что если ты встречаешь равного себе противника, то вы в течение часа молотите друг друга и никак не можете окончить поединок, залечивая потом раны и ссадины, а если твой противник чуть слабее тебя, а ты думаешь, что он тебе равен по силе, то травм и сотрясений не избежать.

Ко мне подошел какой-то парень и сказал:

- Ушел бы ты отсюда, не видишь, здесь собираются противники не для тебя.

- Ухожу, ухожу, не беспокойся.

Подошли еще какие-то парни и сказали:

- Там дальше есть пара крутых фехтовальщиков, сходи, разберись с ними.

Я ничего не ответил. Зачем? Не хватило вам что ли этих раскроенных голов. Кто-то подошел с шестом и, увидев кровь спросил:

- Кто это его так?

- Воля судьбы и случая, - ответил я.

Мой противник услышал мои слова и повернул ко мне свою голову. Он очевидно ждал, что будут рассказы и хвастовство. Я сражался ради фехтования, для себя и своего ученика, а не для того, чтобы его посрамить. Когда я был учеником, разбитые головы приносили мне радость и тщеславие, что не только я получаю удары, но и сам рублю их. Сейчас они меня огорчают.

Кто-то начал говорить, что надо было работать с шестом против щитника. Я вспомнил поединок двух чехов, в старой английской технике на палках; движения мощные, сильные. Воздух посекундно разрывался треском ударов, такой поединок хорошо описан Вальтером Скоттом. Красивая техника, но у нас в клубе человек, обладая ей, мог бы быть только средним бойцом, ему отбили бы руки после первой же тренировки. Зачем наносить сильный удар в ноги противника, если он его может отразить, не лучше ли коротким ударом в кисть снизить его способность к обороне и проломить ему голову следующим. Чехи говорили, что они вместе с французами побеждали англичан. Французы говорили, что они боятся англичан, т.к. они фехтуют очень жестоко. Мой учитель видел французов, впечатление они на него не произвели. Я видел чехов, фехтуют хорошо, но без души. С англичанами из моих знакомых не дрался никто.

Я дождался, когда противник придет в себя и встанет. Представился ему и сказал, в каком клубе я тренировался. Он сказал, что если бы я ему сразу это сказал, было бы может все подругому. Но на мне же был костюм, который может позволить себе человек только из нашего клуба, его ошибка непростительна. Извинившись, я ушел. Я ехал домой и думал: мне легче отказаться от поединка, легче убежать, чем уложить противника. Он лезет драться и не знает, чем это может закончиться, а тебе потом остается только горечь победы. Лучше он пусть считает, что я ничего не смыслю в фехтовании, чем если его будут возить в реанимацию. Мне не нужна кровь в поединках. Чистота техники, духа, гармонии, раскрытие неведомых возможностей - вот что влечет. Вот из-за чего стоит заниматься боевыми искусствами.



 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz