ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Часть 1

Ответы на вопросы

Расскажите подробнее о теории однопаралельных субкультур?

Мы провели лонгитюдное исследование (1993 - 2000 гг.) молодёжных субкультур: ролевиков, реконструкторов, поединщиков. В 1993 году я начал изучать реконструкторов и ролевиков, меня заинтересовала то, что исследования показали: реконструкторы - это субкультура визуальная, а ролевики - это субкультура вербальная. Тогда я выдвинул гипотезу *, что по эпохе средних веков должна быть ещё субкультура тактильная и назвал её поединщики, через несколько лет они появились. Я выделил только три параллели (визуальная, вербальная, тактильная), очевидно, в современных культурах есть и другие параллели(например, электромагнитные колебания и обоняние), но они пока не настолько развиты, чтобы из себя представить отдельные течения. Сначала я предположил, что есть принцип организации субкультур и назвал его принципом "однопараллельных субкультур". Однако в связи с тем, что мне удалось при помощи него найти поединщиков я предположил, что этот принцип будет действовать и на другие специфические субкультуры. Например, с 1994 года я начал изучать подземные ходы и пещеры в Ленинградской области. Естественно я их начал изучать как психолог, т. е. тех людей для которых это, идея фикс. Мои исследования показали, что принцип однопараллельных субкультур действует и там: спелестологи (Ленинградская спелестологическая партия) - тактильная, спелеологи - визуальная, пещерники - вербальная. На основе вышеприведённых исследований я выдвинул теорию* однопараллельных субкультур, которая должна помогать исследователям находить (для этого мной разработан системный метод поиска - сканирование поля) или прогнозировать появление новых субкультур.
Метод сканирования поля:
1. сканирование СМК (контент-анализ)
1. сканирование виртуального мира (интернет и т. п.)
1. сканирование пространственных звёзд (общественные места, где за короткий промежуток времени проходит большое количество людей) и графити.
1. сканирование НМД (парадокс генеральной совокупности НМД)
1. сканирование личных связей (Эффект Милграма)
Теория однопаралельных субкультур: любая специфическая субкультура имеет свои однопараллельные субкультуры.
На практике она может применяться, например, следующим образом: существует некий центр, занимающийся молодёжью, молодёжными субкультурами и т. п. Он узнаёт о появлении некой субкультуры (например, ролевиков), аналитик делает заключение, что это субкультура - вербальная и соответственно предполагает существование однопараллельных ей субкультур. Сотрудники центра предпринимают поиск однопараллельных субкультур. В случае если из однопаралельных субкультур находится, например, одна (реконструкторы) - визуальная, аналитик предсказывает появление и сроки ещё одной параллели.
Практическая ценность этих действий:
1. Мы можем подготовиться к юридическим конфликтам, которые появятся у ещё не возникшей субкультуры и государства.
1. Мы можем провести профилактику и коррекцию появляющейся субкультуры.
На основе знаний о существующих, развивающихся и появляющихся субкультурах в нашем обществе мы можем прогнозировать образ принятия решений у людей прошедших известные нам субкультуры, т. е. примерный образ мысли ядра нашего общества через 20 - 30 лет.


Изучение теории однопараллельных субкультур выявило ряд парадоксов:
Парадокс уровневого среза: принадлежность человека к параллели может меняться в зависимости от уровня среза.
Например, возьмём идею средневековья. Как наиболее высокий срез возьмём наше общество, первый уровень однопараллельных субкультур будет выглядеть примерно так: визуальная параллель - это те, у кого приоритет вышеприведённой идеи проявляется в просмотре художественных специфических фильмов, вербальная параллель - это те, у кого приоритет вышеприведённой идеи проявляется в прочтении специфической литературы, тактильная параллель - это те, у кого приоритет вышеприведённой идеи проявляется в участии в специфических субкультурах (ролевики, реконструкторы, поединщики).
Второй срез это специфические субкультуры: визуальная параллель - реконструкторы, вербальная параллель - ролевики, тактильная параллель - поединщики.
Третий срез, для примера возьмём ролевиков: визуальная параллель - это те, у кого приоритет вышеприведённой идеи проявляется во внешнем виде (то как это сморится), вербальная параллель - это те у кого приоритет вышеприведённой идеи проявляется в общении, тактильная параллель - это те у кого приоритет вышеприведённой идеи проявляется в фехтовании.
Парадокс неформальных молодёжных объединений: все неформальные молодёжные объединения функционально идентичны, однако в реальности (в современных конкретно-исторических условиях) существует множество этих групп и они все разные по форме.
"Остановимся поподробнее на проблематике неформальных молодежных объединений (НМО). Л. А. Радзиховский (Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. - М., 1988.) определяет НМО как "социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях". Получается, что все НМО функционально идентичны. Однако, в реальности, в "современных конкретно-исторических условиях", существует множество неформальных групп и они все разные"(Судариковой М. А. 2000 г.).
Парадокс запаздывания: результаты исследования, описывающего молодёжную субкультуру, к моменту их опубликования устаревают.
Молодёжное движение со своей стороны обладает самоназванием, а со стороны окружающей его общественности и исследователей, формирующих мнение общества на эту тему, наклеиваются всевозможные ярлыки, зачастую уже не соответствующие действительности. Так наши исследования показывают, что если толкинист - это поклонник творчества английского писателя и учёного Дж. Р. Р. Толкиена, то молодые люди, собирающаяся сейчас в Нескучном парке (г. Москва), уже давно в своей общей массе не толкинисты, а статьи в газетах всё ещё навешивают им ярлык "толкинисты". Молодые люди, приходящие сейчас на ролевые тусовки, думают, что они толкинисты, основываясь на газетных статьях. Почему это происходит, мы обсудим, когда будем говорить о возрастном составе толкинистов. Интересно то, что 15 % ролевиков утверждают, что они попали в первый раз на игру случайно и 5% попали на игру, получив информацию через СМК. Это значит, что большинство, 80% ролевиков, попадают на игры благодаря знакомым. Соответственно, если предположить, что в среднем каждый молодой человек имеет минимум сотню близких и дальних знакомых, то в Санкт-Петербурге практически любой молодой человек знаком хотя бы с одним ролевиком, то есть знает о существовании этой субкультуры, а, следовательно, если его привлекает такого рода досуг, есть возможность его обрести. Получается, что в этой субкультуре задерживаются люди с определёнными общими интересами и психологическими характеристиками, на которых средства массовой информации воздействуют опосредованно. Из этого следует: очевидно, эта субкультура на данный момент вырасти в численности не может, если СМК случайно или умышленно не проведут её рекламу. В связи с тем, что за 8 лет, которые я наблюдаю за этой субкультурой, количество активных участников их игр (рассматривается на примере города Санкт-Петербурга) кардинально не возросло, можно предположить, что данное движение соответствует психологическим характеристикам, особенностям и потребностям примерно 0,2% всей молодёжи.
Мною проводились исследования возрастного состава участников полевых игр под Санкт-Петербургом с 1994 по 2000 год они показали, что возраст основного состава участников - от 16 до 25 лет. Средний возраст ролевика примерно 19 лет.
Основной состав игр 1994-95 годов сейчас уже на игры не ездит, и даже основной состав игр 97-98 годов уже не многочисленен и они считаются "стариками". Люди, пробывшие активными участниками ролевого движения 8 - 10 лет, редкость. В 2000 году можно говорить о приходе третьего поколения ролевиков. В связи с этим любой исследователь этой или какой-либо другой молодёжной субкультуры встречается с колоссальной проблемой: те выводы, которые мы получили, исследуя молодых людей, пять лет назад из этой субкультуры, совершенно не означают, что достоверно относятся к этой же субкультуре теперь. Поэтому получается, что исследователь постоянно опаздывает, описывая молодёжную субкультуру, и общественное мнение, сформированное исследованиями, приписывает молодёжному движению то, чего уже не происходит. Например, игры кабинетки, которые происходили на дачах и в квартирах ролевиков во время зарождения этого движения, по моим наблюдениям, в 2000 году уже практически не происходят среди нового поколения ролевиков.
Парадокс генеральной совокупности НМД: генеральные совокупности различных НМД могут составлять одни и те же люди.
Мои наблюдения показывают, что, например: представители генеральной совокупности ролевиков являться также представителями генеральной совокупности пещерников, растаманов, сатанистов, геймеров и т. п. Если человек является членом одной НМД это вовсе не значит, что он не может являются членом ещё нескольких, особенно если это молодой человек. В этом как раз и скрыта огромная проблема для исследователей НМД. Особо это важно для психологов, так как, когда мы изучаем психологические особенности того или иного НМД может возникнуть серьёзная ошибка, так как в генеральную совокупность различных НМД часто попадают одни и те же люди.
Эффект ауры НМД: численность НМД и его влияние на общество преувеличиваются средствами массовой коммуникации.
Обычно в работах о ролевиках говорится, что это популярное молодёжное движение, но такое мнение сомнительно. Ролевиков в Санкт-Петербурге на 98 год было примерно полторы тысячи, а молодёжи такого же возраста почти миллион человек. Соответственно ролевики составляли примерно 0,16% от общего числа молодёжи. Наши исследования показали, что среди ролевиков преобладают студенты, но даже среди студентов это число не составит и одного процента. В это же время в Санкт-Петербурге есть такие субкультуры, которые насчитывают десятки тысяч человек, например, зенитчики, рэйверы, различные геймеры, роллеры, скины и т. д. Похожая картина преувеличения ролевиков сказывается и на трудах, например, студентов-психологов: так, в сборнике тезисов за 1999 год международной межвузовской научно-практической конференции "Психология ХХI века" к ним обращаются в двух работах, однако в этом сборнике не рассматривалась ни одна другая субкультура.
Правило социальной пирамиды: удлинение сроков физического существования отцов, порождает удлинение сроков "психологического детства" детей.
Известный французский демограф А. Сави подсчитал, что в конце XVIII века средний возраст детей в момент смерти одного из родителей был 16 лет, средний возраст в момент смерти второго родителя 32 года, средний возраст сына в момент смерти отца был 20 лет. Сегодня считается нормой, если у 20-летних живы не только отцы, но и деды, а то и прадеды. Удлинение сроков физического существования "отцов" и "детей" при одновременном увеличении социокультурных различий между ними необходимо ставит общество перед проблемой оптимального распределения социальных функций, соотношения старых и молодых кадров в разных видах деятельности. В связи с этим расширяется период "детства" и соответственно возрастает количество и разнообразие молодежных движений. Уменьшение в наше время смертности пожилых людей оставляет не у дел часть молодежи, которой гораздо труднее в нынешнее время занять социально значимое место в обществе. Не найдя себя в общественной жизни, многие молодые люди стремятся найти себя в чем-то другом: в выпивке, спорте, семье, а некоторые в ролевых играх, которые дают им шанс на своеобразную психотерапию их фрустрированных надежд на жизнь и социальное положение. В игре этот молодой человек может побыть как королем, правящим миром, колдуном, решающим судьбы народов, так и воином, нищим. Одно из важных следствий из вышеприведённого правила это то, что (в современных конкретно-исторических условиях в Европе) число и численность НМД будет расти. Остановить этот процесс сможет очередная общемировая война или революция.
На наш взгляд, все вышеприведённые парадоксы являются особенностями исследования НМД и не учитывание их приводит к ненужным неточностям в исследованиях НМД.
Давайте поговорим о коррекции НМД. Безусловно, тема по своей сути парадоксально не корректная. Однако развитие её помогло бы избежать ряда общественных конфликтов. Например, у нас в Санкт-Петербурге одно время пытались бороться с ролевиками, конфискуя у них мечи и ставя на учет в милицию. Но это не решение проблемы. Проблема наполовину решена, если удалось ее понять, осмыслить. Бесполезно бороться с распространением холодного оружия: те кому оно нужно, все равно его приобретут, что хорошо видно на примере казаков, которые начали делать себе шашки из рессор, поддавшись всеобщему движению к самоопределению и возвращению к обычаям предков, ведь здесь речь идет не о сотне клинков, а о тысячах незаконных клинках, хранящихся дома, и государство бессильно что-либо с этим сделать. Те, кто родился в конце 30-х - начале 50-х годов, играли в хулиганов, поголовно по всей стране делали из напильников ножи - увлечение не безобидное. Однако таким количеством холодного оружия они поранили удивительно мало людей. Мои сверстники, надеюсь, помнят времена, когда мы переболели ушу, ниндзю-цу, фильмами с участием Брюса Ли, Джеки Чана, Чака Норриса. Почти каждый имел у себя если не нунчаки, то какое-нибудь холодное оружие, но немногие пользовались им в реальной драке. Стоит, узаконив холодное оружие, контролировать его распространение, как в странах Западной Европы, или ввести на него такие же правила ношения и приобретения, как сейчас у нас введены на газовое оружие. Относиться к ролевикам нужно как к своеобразной форме клубного поведения. Это не только экзотический отдых от современной действительности, но и необычная форма психотерапии, при помощи которой люди стремятся избавиться от избыточной агрессивности и воплотить свои фрустрированные надежды на жизнь, попасть в идеализированный мир морали и законов, где "зло" - это зло, а "добро" - это добро. В нашем мире, где так много значат слова "надо" и "должен", бывает иногда полезно вернуться к детской непосредственности, в сказочный мир фантазии и забыть, хотя бы на краткий миг, слово "надо" и слово "должен". На наш взгляд, коррекция бывает условно этичная и условно не этичная. Примером условно этичной коррекции может быть моя работа по занимательной исторической психологии "часть первая: про турниры, осады, про вольных стрелков". Условно не этичная коррекция НМД может быть двух типов: интеллектуальная экспансия, информационная экспансия, личная коррекция, силовая коррекция.
Можно ли проектировать НМД? Из всех вышеприведённых вопросов, на наш взгляд это наиболее простой. Для этого необходимы знания (теория однопараллельных субкультур и вышеприведённые парадоксы) и ресурсы. Ресурсом могут выступить личные амбиции и желания (например, появление скаутов), а может быть госзаказ (например, "зарница").





 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz