4. Микроуровень: психологические последствия

Прежде всего ответим на вопрос, кто будет выбирать. Несмотря на ставшие общим местом рассуждения о том, что «голосуют только пенсионеры», следует отметить несколько моментов.

Во-первых, происходит активное сокращение той части населения, которая была пенсионерами в 2002, а тем более - в 1998 годах. Соответственно, заметная часть усилий, затраченных действующими депутатами на «обработку» этой категории населения, пропадает.

Во-вторых, несмотря на то, что пенсионеры по-прежнему являются наиболее электорально активной частью избирателей, они все же не составляют абсолютное большинство голосующих.

В-третьих, введение даже элементов пропорциональной системы приводит к тому, что важно не только получить большинство (ведь большинство на округе может составлять и 16% - например, результаты по 17-му округу в 2002 году), а получить относительно стабильный и заметный процент даже в тех округах, где не ведется активной кампании за кандидата от партии.

В-четвертых, постепенное накаливание (даже если оно будет достаточно искусственным) политической обстановки весьма вероятно приведет к росту активности не очень склонных к посещению избирательных участков категорий населения (в частности молодежи – иначе весь результат работы молодежных общественных объединений и отделений партий будет сведен лишь к проведению публичных акций и дальнейшему тиражированию этих PR-поводов в СМИ). Если же это произойдет, явка может превысить прогнозируемые нами минимальные 25-30% (ряд экспертов прогнозирует явку, близкую к критическому значению – 20%).

Как будут выбирать избиратели? Будут ли они выбирать кандидата или партию? Широко известно, что в России в целом мотивация голосования на выборах носит преимущественно личностный, а не идеологический характер. В частности, причина этого – в переходном периоде развития нашего государства, а во время кризисов и переломов всегда возрастает роль личности. Именно этим во многом объясняется крайне высокая значимость «троек» в начале партийных списков на выборах в Госдуму. И если на выборах в 2002 году было понятно, что выдвижение кандидата от партии не принципиально влияет на его результат, то теперь, учитывая прогнозируемое возрастание роли партий и партийной агитационной активности, то, от какой партии выдвигается кандидат, будет играть существенную роль.

4.1. Взаимовлияние результатов партии и кандидата

Рамки данного исследования не позволяют дать надежную количественную оценку взаимного вклада результатов политиков и результатов партии на основе анализа результатов выборов в Госдуму 2003 года. Поэтому воспользуемся оценками, основанными на результатах федеральных выборов 1999 года, и данными проводившихся нами в период 1999-2005 годов исследований.

На приведенной ниже иллюстрации отображена корреляция (взаимосвязь) результатов кандидатов и партий на одном из округов по выборам депутатов Госдумы 1999 года (использованы данные по избирательным участкам, подход электоральной географии, на графике отображены связи, значимые на уровне p=0,001). Пунктиром отображены отрицательные связи (означают, что электорат данных кандидатов и партий противоположны), сплошными линиями – положительные связи (означают, что электорат кандидатов и партий пересекаются). На схеме легко выделить три группы взаимосвязанных игроков – назовем их, согласно российской практике, «левые», «правые» и «центр». Попутно отметим, что ЛДПР и «Единство», составляющие «центр», оказались достаточно близки к «левым».

Данный округ интересен для анализа соотношения голосования за партию и за кандидата в частности тем, что на нем баллотировался Юрий Болдырев, один из лидеров блока «Конгресс русских общин – Блок Юрия Болдырева», и Сергей Попов, один из лидеров петербургского «Яблока». В итоге корреляция между голосованием за представителя партии и саму партию составила 0,80 и 0,70 соответственно (максимально возможная корреляция равна единице). Таким образом, данный пример говорит о высокой взаимозависимости. Хотя стоит сделать оговорку, что по этому округу получены особенно высокие показатели взаимосвязи, так как изначально была высока идентификация Попова и «Яблока», а движение «КРО и Блок Болдырева» в самом названии содержало фамилию кандидата. Тем не менее, учитывая показатели корреляции между результатами всех партий и кандидатов, есть основания считать, что идеолого-партийный фактор не так маловажен при выборе кандидата, как считают многие технологи. Корреляция является только показателем взаимной связи, не говорящим о ее направленности, то есть из данных мы не можем делать вывод о том, что на что больше влияет – отношение к кандидату на голосование за партию, которую он представляет, или, наоборот, отношение к партии влияет на выбор кандидата. Наша личная позиция заключается в том, что значимость отношения к кандидату выше.

4.2. Взаимовлияние антирейтинга партии и результата кандидата

Результаты наших социологических и психологических исследований показывают, что антиэлекторат (то есть та часть избирателей, которые ни при каких условиях не проголосуют за ту или иную партию) у большинства партий высок (это касается преимущественно известных партий). Учитывая прогнозируемую поляризацию политического пространства, предположим, что к выборам весны 2007 года значения антирейтинга достигнут верхних границ сегодняшних показателей. Конечно, важно понимать, что антирейтинги партий, как и любые другие рейтинги, имеют значение преимущественно в разрезе уровней активности избирателей – отдельный антирейтинг партий в целом, отдельный для тех, кто твердо собирается идти голосовать.

Для анализа можно использовать «жесткий» антирейтинг (например, ответы на вопрос: «За кандидата от какой из партий вы точно не проголосуете, даже если он будет симпатичен вам лично?», один ответ) и «мягкий» антирейтинг (например, ответы на вопрос: «За кандидата от каких из партий вы бы не стали голосовать?», несколько ответов).

По нашим оценкам, практически для всех основных партий (хотя следует ожидать активной федеральной раскрутки и новых партий) будет наблюдаться тенденция влияния антирейтинга партии на рейтинг кандидатов. Несмотря на то, что такое влияние вряд ли приведет к «съеданию» уровня поддержки кандидата более чем на 10-15%, это может заметно повлиять на результаты партий (особенно «сильных», и, прежде всего, «Единой России»).

В принципе, данный эффект можно было бы нейтрализовать, если заниматься продвижением практически исключительно кандидатов, а не партий. Но, скорее всего, основные полномочия будут аккумулированы в аппаратах партий, перед которыми будет стоять задача не только успешных выборов в Законодательное собрание, но и раскрутка партии перед выборами в Госдуму, – а это значит, что партийным брендам будет уделено как минимум не меньше внимания, чем отдельным кандидатам.

Сейчас в регионах иногда фиксируется «усталость» избирателей от однообразия предложения на «партийном рынке». Это может привести к резкому взлету новых партий (вспомним «Родину» в 2003 году).

4.3. Другие аспекты, способные влиять на поведение избирателей

В результате выборов появятся округа, которые будут не представленными в парламенте. Хотя этот факт будет иметь и определенные политические последствия, наиболее значимо он повлияет на умонастроения избирателей. Именно под лозунгами «у нас украли голоса», «у нас украли кандидата», «округ бросили, он остался без присмотра» и будет достаточно легко как минимум изобразить, а при негативном сценарии - и реально спровоцировать массовое недовольство. А, как уже говорилось выше, в 2007 году большое количество политических игроков будут готовы использовать любой повод для эскалации политической активности населения и перевода ее в акцентированные и экстремальные формы.

В целом каждой партии следует очень четко определить свои приоритеты, желательно – идеологию и программу, так как при жесткой межпартийной конкуренции потребуется тщательная дифференцированная работа по всем категориям избирателей:

  • для тех, кто раньше проявлял безразличие к партиям, следует подчеркивать высокую роль личности кандидатов в новой системе;
  • разочаровавшихся в партии необходимо убедить в способности кандидатов изменить партийную направленность, исправить ошибки (хотя это и крайне сложный фронт работы);
  • долю противников партии (антиэлекторат) нужно стараться зафиксировать на минимальном уровне;
  • сторонников партии (симпатизантов) необходимо максимально вовлекать в избирательный процесс.

следующая глава >>

 

«ãСеравин А.И. 2001-2006»

Hosted by uCoz