Дипломная работа
Средневековые традиции не
позволили психологии стать наукой.
Первая строчка, первой главы
книги Джона Б. Уотсона
"Психология как наука о поведении"
Введение и описание проблематики.
Порой, читая доклад по истории или исторической психологии, исследователь сталкивается с тем, что, сколько бы ни говорил, какие бы доводы ни приводил, в лучшем случае аудитория не понимает его, в худшем - высмеивает. И это происходит в силу имеющихся установок и стереотипов у аудитории. Поэтому она просто не может понять, что ты говоришь. Такая ситуация встречается в открытиях по практической психологии довольно часто, например в исследовании Джудит Родин и Эллен Лангер "Ярлыки старения" было доказано: общество стигматизирует старость и присваивает пожилым людям негативные ярлыки, вынуждает их вести себя таким образом, что эти негативные стереотипы подтверждаются. Поскольку в Соединённых Штатах из всех людей в возрасте старше 65 лет только 5% действительно нуждаются в опеке, то можно утверждать, что по крайней мере 95% престарелых не соответствуют стереотипу беспомощного и больного старика. Пожилым людям пока ещё не повезло так, как чернокожим. В середине семидесятых годов один из трёх основных телеканалов провёл пилотажный выпуск ситуационной комедии, в которой двое пожилых людей жили в месте, но не вступали в брак, чтобы продолжать получать максимальные пособия по социальному страхованию. В основе сатирического сюжета лежали отношения этих стариков со своими шокированными консервативными детьми и с внешним миром. Это была забавная милая и очень гуманная комедия. Но проект был закрыт; оказалось, что к нему не готовы ни спонсоры, ни зрительский рынок. Публикации результатов исследований по исторической психологии вызывает похожие реакции.
Мы не отдаём себе отчёт в своих кем-то рождённых стереотипах и установках. Например, учёный, интересующийся средневековьем, будет изучать его минимум три раза, прежде чем сам начнёт его исследовать. Первый раз он пройдёт курс средневековой истории, отражённый в сказках, и на этом этапе будут складываться особенно сильные стереотипы, которые отразятся на будущие его изыскания. Второй раз он встретится с историей средневековья в школе, где в него заложат современные общественно-политические стереотипы на данный период. В третий раз он встретится с историей средневековья в университете, где в него заложат ещё раз современные общественно политические стереотипы и дополнят их личными стереотипами преподавателей.
Помимо стереотипов, на молодого исследователя будут оказывать своё воздействие ещё и гендерные различия в психологии мужчины и женщины. Одним из спорных аспектов концепции Эриксона является утверждение о том, что психология мужчины и женщины различается на основе биологических признаков: наличия или отсутствия пениса. Он строит свои заключения не только на основе фрейдовского различия психологии мужчины и женщины, но и на основании собственных работ. Он провёл интересное исследование на мальчиках и девочках 10 - 12 лет, которые в ходе игр складывали различные фигурки из кубиков и блоков детского деревянного конструктора.
Те фигурки, которые складывали девочки, были невысокими, статическими, в них каким-либо образом проникали животные и мужские фигурки. Конструкции, которые создавали мальчики, были сравнительно высокими, они были устремлены вверх и воплощали в себе действие. Эриксон интерпретировал эти результаты следующим образом: что мальчики и девочки таким образом в символической форме обозначают свои гениталии. Правда, при этом он допускал, что половые различия в психологии могут быть и результатом соответствующего воспитания, усвоения свойственной полу социальной роли, когда мальчиков приучают быть более энергичными и агрессивными, чем девочки.
Исходя из концепции Эриксона о том, что психология мужчины и женщины различается на основе биологических признаков. Мы предположили, что помимо стереотипов, на молодого исследователя будут оказывать своё воздействие ещё и гендерные различия в психологии мужчины и женщины.
Перед молодым учённым прежде чем он займётся изысканиями по истории встаёт "сетка" самых разнообразных стереотипов и установок. Становится ясно, что психологу, изучающему какие-либо исторические события, необходимо исследовать возникновение и формирование стереотипов в обществе, связанных с исследуемым периодом.
Восприятие различных периодов закладывается в юности, в это же время формиоруется социальная идентичность (примерно в 12 - 18 лет). Именно тогда должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ собственного Я. Эти процессы позволяют сохранить преемственность с прошлым и определить цели на будущее. В случае если идентичность не будет сформирована, то у человек встречается с кризисом идентичности. Кризис идентичности по Эриксону, - неспособность достичь в детском возрасте идентичности эго (интеграции наших представлений о том, что есть мы и кем хотим быть). (Эриксон Эрик Г. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996.)
Как мы воспринимаем историю? В переводе с греческого "история" означает рассказ о происходящем, о прошлых событиях, которые потомками или современниками оцениваются как повлиявшие на ход истории. Само понятие истории уже закладывается избирательное отношение к прошедшим событиям. В связи с этим перед нами встал вопрос: Как люди воспринимают определённые исторические периоды? Понятно, что в нашем сознании различные исторические периоды представлены по-разному потому, что мы считаем один исторический период более интересным чем другой. Это хорошо отображено, например, в кинематографе. Мы посчитали в одном из крупнейших видео магазинов Санкт-Петербурга количество кассет исторических фильмов до 18-того века. Результаты представлены на графике№1.
На графике мы видим, что различные исторические периоды действительно представлены по-разному. Изучить, как в нашем сознании представлены все исторические периоды, - слишком большое исследование, поэтому мы решили взять один период - средневековье.
Основываясь на вышеперечисленных фактах, мы решили изучить восприятие средневековья молодёжью.